10 декабря 2016 года на 13 линии 70 Васильевского Острова открывается выставка японского художника Юкио Кондо, работающего в технике традиционной живописи «нихонга». Выставка проходит на двух этажах площадки почти в 500 квадратных метров в рамках проекта «Art for All» при поддержке Администрации Санкт-Петербурга, Генерального Консульства Японии в Санкт-Петербурге, Комитета по печати Санкт-Петербурга, Главного управления ветеринарии Санкт-Петербурга и Центра защиты прав животных «Вита».
— Выставка работ проводится не только в нашем городе, но и также в Москве, Новосибирске и во Владивостоке, — рассказал Масанори Фукусима, генеральный консул Японии в Петербурге, — но в России нет единой ассоциации, что покрывала бы всю страну, так что, в каждом городе приходилось договариваться отдельно.
«Art for All» — уникальная выставочная программа, которая демонстрирует использование художником Юкио Кондо традиционной техники нихонга, сохранившейся неизменной с VIII века, для освещения современных проблем. На выставке будут представлены два типа картин, которые можно охарактеризовать как «благоговение перед природой» и «утрачиваемые достоинства человека». Все работы первой части выставки делались с живой натуры, для чего Кондо приходилось запасаться терпением и выдержкой, чтобы животные к нему привыкли и дали себя зарисовать. В отличие от других художников, он не прибегает к помощи фотографии.
Ярким примером второй части выставки является ширма «Цунами», над которой художник работал с 1981 года. Произведение состоит из 18 частей, которые объединяются в общую стену общим размером 2х14 метров, демонстрирующую аллегорический образ разрушения по естественным причинам.
«Разрушение и гармония», «обездоленные люди», что справляются с разрушениями, на которые не могут повлиять или предотвратить – вот ведущий лейтмотив этой части выставки.
— Выставки подобного масштаба в Петербурге еще не бывало, — добавила Мария Красильникова, куратор проекта в нашем городе от Международного фонда деятелей культуры и искусства «ИРС», — да и, когда речь заходит о таком явлении, как японское искусство, люди обычно представляют либо совсем традиционные образцы, либо аниме – молодежную культуру. Россия почти ничего не знает о современном японском искусстве, и здорово, что данная выставка устраивается и в нашем городе, где Юкио Кондо выставлялся чаще других городов. Его выставки устраивались в 2012 в Смольном соборе, в 2014 в галерее Bolin, а также на ZooArt.
— Конечно, главная цель выставки – чтобы все люди могли насладиться искусством, вне зависимости от своего физического состояния или социального положения, — утверждает сам художник, — но и, также, мне бы хотелось, чтобы она поспособствовала взаимопониманию людей, их сплоченности ради мира, чтобы не было войн и конфликтов. Чтобы все-все могли почувствовать искусство.
Техника «нихонга» интересна тем, что использует красители растительного или животного происхождения, толченые минералы и очень тонкие кисти. По внешнему виду, конечно, это совсем не похоже на европейский идеал картин, цвета и композиции. И по своему внешнему виду, и по фактуре произведения «нихонга» довольно объемные.
— Картины на выставке не только можно, но и нужно будет щупать, — шутит Мария Красильникова, — конечно, в рамках разумного. Все-таки, пожалейте труд художника.
Одной из основных идей «Art for All», как уже было обозначено ранее, является предоставление возможности проникнуться искусством всем людям, даже с ограниченными возможностями. В частности, градация оттенка цвета в технике «нихонга» зависит от плотности используемого для покраски материала. Поэтому, даже слепой под руководством и пояснением художника смогут представить себе изображенного — познать искусство наощупь.
— Есть выражение у одного известного русского писателя Достоевского «мир спасет красота». Я могу немного дополнить эту фразу: «мир спасет искусство. Особенно – искусство господина Кондо», — заключил Масанори Фукусима.