27 ноября в Высшей школе экономики прошел очередной семинар из серии под общим названием "Инфраструктура будущего". Дискуссионный доклад семинара "Золотые километры" был посвящен интересному вопросу: "Сколько стоят автомобильные дороги в России?".
За дискуссионный стол были приглашены ведущие специалисты в этой области, в частности заместитель Министра транспорта РФ Белозеров Олег Валентинович, начальник управления договорных цен Департамента строительства Москвы Пилевская Татьяна Васильевна, её выступление мне особенно понравилось, председатель правления государственной компании "Российские автомобильные дороги" (Автодор) Кельбах Сергей Валентинович и ряд других экспертов. Модератором же, по традиции стал директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Яковлевич Блинкин.
В ходе дискуссии обсуждался целый ряд проблемных вопросов, происходил подробный разбор от чего зависит ценообразование дорожного строительства в России, и в чем отличие от международных стандартов. Я сейчас наверно вас шокирую, но в России дороги не самые дорогие.
Многие знают, но одной из главных составляющих цен на строительство является подготовка территории, так называемая первая графа, по данным ВШЭ она может составлять от 1% до 42% общей стоимости проекта.
Неоднократно предлагалось вывести эту графу за пределы общей стоимости проекта. Нужно это в первую очередь для более точного подсчета расходуемых средств. В Москве создан Департамент строительства, который занимается ежемесячной аналитикой цен на строй материалы и другие факторы влияющие на ценообразования проектов московского региона, с докладом посвященной этой теме выступала Татьяна Пикалева. Департамент пользуется данными взятыми из актов выполненных работ и выделяет оттуда конструктивную часть, которая важна для расчета стоимости объектов. Но это скорее прецедент для России.
По данным Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета стоимость строительства 1 км полосы движения в 2013 году (без НДС и учета затрат на подготовку территории) составляет:
Таким образом, средняя стоимость 1 км полосы движения в России в 1,75 раза ниже, чем в США, и почти вдвое – чем в Германии,однако российские трассы дороже финских и китайских.
Председатель правления ГК "Автодор" Сергей Кельбахзаявил о внедрении в деятельность свой компании института гражданского контроля, в который будут входить эксперты в этой области из открытого правительства. Это будут компетентные люди (технические специалисты).
Подытоживая дискуссию Михаил Блинкин отметил, что диалог общества с экспертами дорожного строительства должен быть регулярным, но пока по многим вопросам сферы строительства не хватает спикеров для связи с общественностью. Также в специальном интервью Блинкин рассказал о планах создания единой интерактивной карты (базы данных) строительных объектов РФ. На первоначальном этапе в которую будут входить крупные проекты финансируемые федеральным бюджетом. Следить и освещать ход строительства объектов регионального уровня по-прежнему будет лежать на местных властях.
Остается только поблагодарить Высшую Школу Экономики и Volga Group за предоставленную возможность узнать интересную информацию от первых лиц. Интересных тем, спикеров и расширения площадке!