Александр Сергеевич Пушкин написал такие мудрые строки:
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское село.
24 июня 1710 года Петр Первый подарил своей будущей жене Екатерине Алексеевне Сарскую мызу, находящуюся в 25 км от Санкт-Петербурга. Этот день считается основанием Царского села. И оно на протяжении столетий вдохновляет архитекторов, живописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства, поэтов, сочетает разные стили и исторические эпохи и буквально напитано красотой.
И именно в этот день 24 июня, но уже 2017 года, на площадках Екатерининского парка в Царском селе продолжил путь, по доброй и полюбившейся традиции, проект «Ассоциации» . Это уникальный проект музея-заповедника, который объединил историю и современность, классическое и авангардное искусство. Каждый год, начиная с 2009 года, известные петербургские дизайнеры создают коллекции от кутюр на заданную музеем тему. Именно в самом начале дизайнеры одежды с воодушевлением восприняли идею директора ГМЗ «Царское село» Ольги Таратыновой демонстрировать свои коллекции на театрализованном дефиле в живописных царскосельских парках.
–Изначально мы задумали создать особый повод для посещения Екатерининского парка – настоящей ландшафтной энциклопедии, — вспоминает Ольга Таратынова. – Исходили из того, что дизайн одежды, мода это составная часть культуры, творчество модельеров органично вписывается в музейную среду. Важно еще то, что по степени эмоционального воздействия обычная экскурсия по парку и дворцу несопоставима с театрализованным шоу. Этот проект, честно говоря, для музея убыточный. Конечно, мы могли бы сделать его окупаемым, но принципиально не поднимаем цену входного билета (он стоит 300 рублей). «Ассоциации» стали брендовым проектом. В 2018 году музею исполнится 100 лет и мы хотим сделать на следующий год «Ассоциации» особенно креативными и масштабными.
Среди постановщиков «Ассоциаций» — известные театральные режиссеры Василий Бархатов (2014 г.), Игорь Коняев (2015), Виктор Крамер (2016, 2017).
Нынешняя тема готическая и каждый дизайнер видел ее по-своему. Например, режиссер Виктор Крамер признался честно, что готика не простая тема – на стыке разных жанров и искусств. Поэтому спектакль моды поставлен в исторических декорациях, которые формировались на протяжении веков. Шоу получилось собранным, зрелищным и запоминающимся еще и потому, что между режиссером и дизайнерами состоялась внутренняя связь и духовный диалог. И это многое решило в ходе показов. Театрализованное дефиле – спектакль прошло без сбоев, строго по времени и зрители успевали повсюду, хотя расстояния между площадками были немалыми: показ мэтра моды Татьяны Парфеновой – во Фрейлинском садике, модели Леонида Алексеева ( это его второе участие в проекте) – на Зеркальном пруду, «готы» опытной Лилии Киселенко заняли территорию павильона «Адмиралтейство», а в Башне-руине обосновались мои любимцы, интереснейшие дизайнеры Янис Чамалиди и Стас Лопаткин.
Особо выделять никого не буду – получился неразрывный единый спектакль . Прекрасный, как сами костюмы, так и модели. Благо и солнце появилось из-за туч, наверно, что-то интересное и ему привиделось. Это и немудрено – готический стиль в Царском селе это как бы продолжение темы, заложенной еще Александром I, который во время своего пребывания в Англии в 1814 году имел возможность видеть средневековую и неоготическую архитектуру. Пейзажный, английский, парк органически включал такие сооружения. И Николай I испытывал склонность ко всему, что было связано с романтикой Средневековья, и, в частности, к неоготической английской архитектуре. Вот так и появились в Екатерининском парке -комплекс «Адмиралтейство», Башня-руина, Готические ворота.
Хотелось бы словами передать всю прелесть увиденного действа, но это лучше видеть. Конечно, у каждого дизайнера была своя изюминка, который ни в коем случае не повторил другой участник, но не могу обойти молчанием момент «инквизиции –сожжение еретиков на костре»: заработал невидимый глазу вентилятор и в небо «взметнулось пламя костра» — нарезанная бумага «огненного» цвета, которое вызвало аплодисменты зрителей. Вначале — напряжение от шоу, а потом всплеск эмоций!
Спросила у Лилии Киселенко ( именно ее и режиссера Виктора Крамера была такая задумка) поделиться мыслями о работе:
– Мы как «певцы черного и сакрального» были рады выбору темы. Для меня готика имеет эзотерическую составляющую: костры, соборы, черный цвет. Мне вообще эта тема доставляла удовольствие при создании коллекции.
На сей раз свой показ видения готики Янис Чамалиди и Стас Лопаткин объединили в совместное дефиле–показ при живом звуке — сопровождении группы « More znaet» и танцевального коллектива Youse of Bonchinhe. Янис пояснил почему в этом году поделили площадку для дефиле со Стасом: задумка — представить его как рыцарский турнир и состязание, посвященное прекрасной даме и женской красоте. Хотя представление о готике в целом у этих талантливых ребят у каждого свое. Для Стаса — это что-то возвышенное, тонкое и главный цвет здесь золотой, источник вдохновения. Янису близки цвета, связанные с иконописью: пламенеющий красный, богородичный синий и черный.
Все было здорово на всех площадках. Поставленная перед дизайнерами дерзкая задача передать иррационализм, устремленность, мистика, романтизм и зкспрессивность готического стиля сработала!