«Безымянная звезда» снова зажигается в Петербурге!

ПЕТЕРБУРГ. Испытанная многочисленной драматической сценой, «ожившая» в телепостановке Михаила Козакова старая добрая пьеса «Безымянная звезда» в Петербурге обрела буквально «второе дыхание». В городе на Неве «Безымянная звезда» стала… мюзиклом!

Где все те же – учитель космографии Марин Мирою, она – светская львица и красавица по имени Мона, мадмуазель Куку, а заодно с ними со всеми властный тип Григ, «друг» светской львицы… запели! Удачно, красиво, магнетически привлекательно. В чем можно убедиться будет уже 17 апреля 2021 года на сцене Дворца искусств Ленинградской области. 

Она, Он и… звезда, которую этот самый «Он» открыл только что в глубинах космоса. И как свет далекой звезды, холодный и мертвый, ничего не дал этому самому – Ему, так и Она, внезапная случайность, которая могла стать судьбой, но не стала… «Ни одна звезда не отклоняется от своего пути».

Кто не знает, кто не помнит, не видел хоть раз замечательный фильма Михаила Козакова «Безымянная звезда» с блистательными Игорем Косталевским и Анастасией Вертинской, самим Козаковым – в ключевой, «гвоздевой», роли, там же – Светлана Крючкова и Михаил Светин, несравненная Алла Будницкая. Козаковский фильм вызвал в год выхода на телеэкраны, в конце 70-х, в обществе и кинематографической периодике неоднозначную критическую реакцию, от полного приятия и обожания всего и всех в кадре до категорического отторжения и неприятия – и режиссера, и манеры повествования телепостановки. Благо, пьеса тогда активно ставилась во многих театрах Советского Союза. Пьеса-то – румынская, идеологически выверенного союзника и соратника. По Совету экономической взаимопомощи и Варшавскому договору.

Однако телефильм Михаила Козакова сумел сотворить свое маленькое обыкновенное чудо, сумел завоевать миллионы девичьих – и дамских, сердец. И дело даже не в одном только Игоре Костолевском или же его антиподе, мастерская игра Михаила Козакова. Дело в принципе – в самой красноречивой, филигранно выписанной истории. Одновременно в жизни простого человека «зажигается» две звезды, на небе – и в его доме. И ни одна из них не греет – душу, сердце, ни одна не остается в его судьбе. Первая – та самая, которую космограф открыл, будет всегда на безжизненном небосводе бороздить просторы космоса. Иная – из плоти и крови, всегда будет там, в глубинах казино и ночных клубов, и никогда «не отклонится от своего пути»…

Идейный вдохновитель петербургского мюзикла, активный, мощный «движок» проекта певица и актриса Лариса Луста уверена, даже убеждена, с фильмом у мюзикла перекрестков почти нет – кроме основных сюжетных. Мюзикл сумел то, чего не смог сделать фильм, выпукло, фактурно, объемно «озвучить» главных героев пьесы, дать им «высказаться» в певческом ключе.

Мало того, кое-кто в мюзикле стал тверже, акцентнее, внушительнее. Тот же Григ, «друг» и покровитель Моны, в фильме это глянцевитый хлюст — авторитетная, занимательная работа Михаила Козакова. В мюзикле этот образ воплотил «мясистый», колоритный, дерзкий Дмитрий Быковский. Современное многосерийное телекино обязано Дмитрию за его «бандитов» и «ментов» с ярко выраженной брутальной харизмой. Мюзикл – благодаря Быковскому, «заиграл», «заискрил» особыми красками, броскими, жгучими. На их фоне Лариса Луста — ее Мона, стала еще более хрупкой, податливой, пластичной.

Ирина Мазуркевич, в мюзикле ей выпала колоритная, многослойная роль мадмуазель Куку, кажется основательно «въелась», вжилась в образ местного гимназического «синего чулка». И ее аскетичная «ржавая пила» – форменное пиршество для глаз. Впрочем, по-иному и быть не может. Саша Чернышев – истинное открытие проекта, самое настоящее – и стоящее, будущее петербургской музыкальной сцены.

Он блистает во множестве постановок, в том же Мюзик-холле он – и мистичный, дерзкий Дориан Грей в готичном, экспрессивном мюзикле «Портрет Дориана Грея», он же – Иисус Христос в ином мюзикле – «Звезду заказывали?». Вокально одаренный, его сценический «маскарад» невероятно убедителен. Кажется, между всеми его образами — громадная пропасть, хоть разница промеж масками в той или иной сценической работе предельно лаконична, минимальна.

В мюзикле «Безымянная звезда» Александр «включил» — кажется, особую свою сценическую краску, по которой так соскучились поклонницы истинного искусства. Краску нежности и чувственности, легкости бытия и проницательности. Кто знает, может именно его Марин Мирою сумеет «подвинуть» авторитет Игоря Костолевского.

На том, кстати, стоит и режиссер-постановщик представления известный актер – и режиссер, Александр Строев. Вот, кому пришлось и проще – и сложнее, всего. «Вычистить» пьесу от козаковской искрометной интерпретации, оставив суть, но придав свой шарм – и привлекательность. Импозантный, матерый, крупнозернистый актер – обратитесь к его кинобиографии, спора быть не может, Александр Строев еще и даровитый режиссер. Его «Безымянная звезда» — терпкий, пряный коктейль из чувственности и меланхолии, наивности и безумства, преданности и легкомыслия.

Все сошлось в доме Мирою. А вышло – добротная пьеса, эпохальная драма, увлекательное кино и теперь – роскошный мюзикл… Который уже два сезона отыгран был с превеликим успехом, и снова – на сцене Дворца искусств Ленинградской области…

Дворец искусств Ленинградской области – новое пространство современной культурной жизни города в хорошо знакомом всем петербуржцам ДК имени Горького. Новая жизнь Дворца началась в 2020-м году, когда огромное здание на площади Стачек стало собственностью Ленинградской области.

В этот уникальный памятник конструктивизма, построенный в 20-е годы ХХ века, просто необходимо было вдохнуть новую культурную жизнь. И век спустя Дворец заново открывается с новой концепцией и новой инфраструктурой, где любой зритель сможет найти что-то своё. Дворец искусств объединяет под одной крышей мероприятия разного жанра, направленные на зрителей с разными вкусами и интересами.