«В этой роще березовой…»: 120 лет со дня рождения и 65 лет со дня смерти Николая Заболоцкого

14 октября исполнится 65 лет с того дня, в который перестало биться большое и больное сердце великого поэта Николая Заболоцкого. Пять лет назад, в прошлый грустный юбилей, в серии ЖЗЛ вышла книга Валерия Михайлова о Заболоцком – замечательное в целом (за исключением одной помарки) жизнеописание, читается запоем в отличии от многих других тяжёлых и приторных биографий выдающихся литераторов в этой серии. Кроме того, 2023 год в целом юбилейный для поэта – в России скромно, почти незаметно отмечается его 120-летие.

Прошедшим летом в моей жизни случилось примечательное событие, вернее сразу два: я впервые посетил могилу поэта на Новодевичьем кладбище в Москве и Тарусу – единственное место на планете Земля, где есть памятник Заболоцкому.

Николай Заболоцкий – один из моих любимых поэтов и один из самых, на мой взгляд, недооцененных в истории русской литературы. Ранний Заболоцкий периода «Столбцов» и «Торжества земледелия» – автор потрясающих (наряду с заумью Введенского, Крученых, Олейникова, Хармса и других друзей Заболоцкого по ОБЭРИУ) образцов русского футуризма. Зрелый Заболоцкий, эволюционировавший в том числе от большой формы к малой, от многословности к многослойной краткости, обретший в муках свой собственный неповторимый поэтический голос, по глубине проникновения в ритм русского стиха и потрясающему сочетанию высокий поэзии и бытовых зарисовок сопоставим разве что со зрелым же Пастернаком. Кто не понимает и не принимает позднего Заболоцкого – не понимает и не принимает его поэтический дар в принципе.

Правда я ошибся – мое любимое стихотворение «В этой роще березовой…» было написано, видимо, все-таки в Переделкине, хотя неземной красоты березовые рощи характерны и для Тарусы. Впрочем, это не разные части света. В Тарусе было написано, например, великолепное «Вечер на Оке». Никто из случайных прохожих не подозревал какие поэтические откровения происходят в момент редких прогулок в душе у этого грузного от двух инфарктов, мешковато одетого дачника.

Почему я вообще так ношусь с этим стихотворением? Почему в русской поэзии 20 века оно уникально и сравнимо разве что как это ни парадоксально с абсолютно модерновой «Бабочкой» Бродского, написанной, возможно, не без влияния «Иволги» (таково первое название шедевра Заболоцкого)? Есть три составляющих, которые определяют, на мой взгляд, великое стихотворение и отделяет его от бесконечного множества других.

Первая составляющая – живописность. Мало кто (разве что молодой Есенин и зрелый Пастернак) оставил столь потрясающееся описания русской природы, как Заболоцкий. Интересно что кроме России на столь щедрые поэтические краски его, в целом мало путешествовавшего в силу понятных жизненных обстоятельств и лучшие стихи написавшего на канале Грибоедова, в Сиверском, в Переделкине, на Беговой улице в Москве и на улице Карла Либкнехта в Тарусе, вдохновила Грузия («Ночь в Пасанаури»), а вот Италия, например, нет. Потрясающий красоты картины у Заболоцкого сменяют одна другую как в кино (Бродский любил повторять, что принцип монтажа был впервые изобретен именно в поэзии). Пастернак говорил про Заболоцкого – мол приходил, читал стихи будто развесил по стенам картины, и они еще долго продолжали светиться после его ухода.

Вторая составляющая – виртуозная поэтическая техника и как следствие завораживающая музыкальность и одновременно ритмическая мощь.

Довлатов, который считал, что проза должна мерится поэзией, тщательно следил, чтобы в одной прозаической строке слова не начинались с одной буквы. Заболоцкий смело кладет в первую же поэтическую строфу три эпитета подряд, добиваясь невероятного уровня художественности:

В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет

«Розовый немигающий утренний свет» – вот так, без запятых, в самом начале стихотворения – потрясающе прозрачно!

Жгучий гуманистический пафос (что понятно – на дворе 1946 год!) и новояз резко контрастируют с как бы подспудной, но пронзительной вкрадчивостью (будто шепчут на ухо), консервативной поэтической аккуратностью отдельных фраз:
Где ж ты, иволга, леса отшельница?
Что ты смолкла, мой друг?

После лагеря и войны и неизбежно связанных с ними нескольких лет молочения 1946-ой для Заболоцкого – в котором также написано знаменитое, из школьной хрестоматии «Уступи мне, скворец, уголок..» – год начала нового пения, обретения звука.

Спустя еще десять лет поэт напишет великое «Где-то в поле возле Магадана…», посвященное лагерной теме, о которой Заболоцкий увы знал не понаслышке. Стихотворение разматывается как пряжа и приходит к кульминации. Где-то в середине появляется первая потрясающе звонкая строфа:

Вот они и шли в своих бушлатах –
Два несчастных русских старика,
Вспоминая о родимых хатах
И томясь о них издалека

«Два несчастных русских старика» – убийственно точное определение, говорящее о том, что никто из этих двоих на свободу уже не выйдет. Но все-таки по-настоящему сюрреалистическая кульминация в этой драматурги возникает ближе к концу:

Вкруг людей посвистывала вьюга,
Заметая мёрзлые пеньки.
И на них, не глядя друг на друга,
Замерзая, сели старики

Два подряд деепричастия – «не глядя…», «замерзая» – такое снова может позволить себе только очень большой поэт. Но все-таки это в кульминационной строфе, ради которой и писалось все стихотворение, а не в самой первой.

Третья сострадающая – глубокий философский смысл. Метафизическая сущность этого стихотворения проявляется в излюбленной у Заболоцкого теме полета («Прохожий», «Журавли», «Воздушное путешествие» и др.).

Напоследок предлагаю еще раз восхититься этим великим и прекрасным текстом. Гениальность этих стихов ощущается сразу и всеми, без лишних объяснений.

В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей, —
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.
Пролетев над поляною
И людей увидав с высоты,
Избрала деревянную
Неприметную дудочку ты,
Чтобы в свежести утренней,
Посетив человечье жилье,
Целомудренно бедной заутреней
Встретить утро мое.
Но ведь в жизни солдаты мы,
И уже на пределах ума
Содрогаются атомы,
Белым вихрем взметая дома.
Как безумные мельницы,
Машут войны крылами вокруг.
Где ж ты, иволга, леса отшельница?
Что ты смолкла, мой друг?
Окруженная взрывами,
Над рекой, где чернеет камыш,
Ты летишь над обрывами,
Над руинами смерти летишь.
Молчаливая странница,
Ты меня провожаешь на бой,
И смертельное облако тянется
Над твоей головой.
За великими реками
Встанет солнце, и в утренней мгле
С опаленными веками
Припаду я, убитый, к земле.
Крикнув бешеным вороном,
Весь дрожа, замолчит пулемет.
И тогда в моем сердце разорванном
Голос твой запоет.
И над рощей березовой,
Над березовой рощей моей,
Где лавиною розовой
Льются листья с высоких ветвей,
Где под каплей божественной
Холодеет кусочек цветка, —
Встанет утро победы торжественной
На века

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

Подписывайтесь на наш новый видеоканал Дипломатрутубе. Shorts

Подписывайтесь на наш видеоканал Дипломатрутубе

Рутубе — https://rutube.ru/channel/24232558/

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra