Возвращение чугунного кружева
Гатчинский дворец – одна из незаслуженно забытых жемчужин ожерелья пригородных парадных и жилых усадеб императорской семьи.
В послереволюционные годы он использовался как музей, хотя часть принадлежностей дворца: мебель, бронзовые изделия и ковры были вывезены на склад Госфондимуществ для последующей распродажи.
В послевоенные годы началось восстановление Гатчинского дворца. Но работы, проводимые во дворце, не были реставрационными в полном смысле этого слова. Принимались меры, чтобы это здание можно было использовать. В 1944 году уцелевшие мраморные, гипсовые барельефы и отдельные декоративные детали были закрыты временными щитами. Арсенальное каре ещё долго оставалось без кровли, в результате чего сильно пострадала сохранившаяся отделка Мраморной лестницы.
После музеефикации первые интерьеры дворца-музея были торжественно открыты для обозрения 8 мая 1985 года, к сорокалетнему юбилею Великой Победы
Прошло более 30 лет, и вот только теперь, в год 250-летия дворца, была восстановлена Мраморная лестница – один из наиболее торжественных интерьеров Арсенального каре Гатчинского дворца.
Параллельно были отреставрированы фасады Арсенального каре. Теперь, когда входишь внутрь, возникает чувство,что вы попали во двор итальянского палаццо. Именно так задумал архитектор Роман Кузьмин в19 веке – стиль неоренессанс пронизывает все пространство корпуса, превращая его в отдельный дворец для Николая I и его семьи.
Величественная Мраморная лестница, парадный вход во дворец, была разрушена попаданием бомбы, пожаром в послевоенные годы, испорчена покраской по каррарскому мрамору масляной краской во время использования помещений для нужд Министерства обороны … Самое печальное,что не сохранились ни рисунки, ни фотографии, позволяющие точно определить цветовое решение, задуманное архитектором. Было утрачено кружевное убранство – чугунные ограждения.
Реставраторы считали за великое счастье, когда могли под позднейшими закрасками найти миллиметровые колористические и текстурные свидетельства тех времен. Взрывом бомбы была повреждена центровка опорных столбов лестницы. Инженеры смогли найти способ справится с дефектом, сейчас это практически незаметно.
Еще нам показали отреставрированную “Ротонду под гербом”. Это помещение соединяет Мраморную лестницу с Греческой галереей, ведущий в центральный корпус. Купол венчает двуглавый орел, давший ему название. Во время реставрации самые большие проблемы возникли с восстановлением панно с играющими путти. Имеющиеся фотографии имели невысокое разрешение, поэтому многие решения принимались коллегиально по историческим аналогиям.
Сложность работы заключалась также в том, что панно находятся довольно высоко, поэтому, чтобы сохранить пропорции, приходилось выполнять работы в мастерских на лесах, соответствующих высоте размещения.
Полным диссонансом смотрится рядом с имперской лестницей театральный зал. Было принято решение восстановить его в советском стиле времен военного училища. Сейчас работы не закончены, предполагается установить ложи для размещения видеокамер
Что дальше? В планах музейщиков реставрация жилых помещений семьи Николая I. При сохранении финансирования на уровне предыдущих годов, предположительно для этого понадобится год – полтора.