В Еврейский Новый год – новые ощущения от Алисы. И стран чудес…
01 октября 2022 года. В этот воистину новогодний вечер – на конец сентября приходится еврейский Новый год или Рош ха-Ашана, ребятки из Выборгского ресурсного центра города Выборга Ленинградской области получили форменный новогодний подарок.
Что характерно, этот подарок нельзя положить под елку или намазать на хлеб, его нельзя надеть на себя, растопить в тарелке. Но им можно насладиться, смакуя праздничное послевкусие еще несколько дней. Ведь этот подарок – от и Ленинградского областного общества «ЛОРЕНКА» – подлинное пиршество духа, балет-феерия «Алиса в стране чудес».
Которое дали в Санкт-Петербурге, в концертном зале «Карнавал». И все смешалось в этом удивительном спектакле, который поставил Театр русского балета имени Анны Павловой, смешалось и заискрилось, забурлило и закипело. Робкая, застенчивая, но живая и непосредственная Алиса – как из книжки, книжки блистательного автора этого произведения Льюиса Кэрролла, здесь же и белый кролик, и безумный Шляпник, разноцветные и разнотемпераментные королевы и… Как из книжки, но не только, скорее – как из последующих разнообразных киноадаптаций знаменитой книжки, из всевозможных мультфильмов и, разумеется, грандиозного кинофильма, поставленного для Диснея Тимом Бартоном.
Однако Театр русского балета имени Анны Павловой пошел дальше, увидел все это произведение шире и «копнул глубже», сумел – тонко, филигранно, и в то же время ярко, пламенеюще, собрать все представления об Алисе и стране, полной оригинальностей, озорства, сумасшедшинок, чудес – одним словом, и сотворить неподдельно оригинальную, феерично красивую историю о нежности и доверчивости, о находчивости и просто доброте, всепобеждающей – в этот новогодний вечер, доброте.
Что характерно, Театр русского балета имени Анны Павловой, продумывая спектакль о любознательной чудачке и сообразительной проказнице Алисе, ее путешествии в страну чудес, не стал опираться на какие-либо существующие сценические клише, но наполнил подмостки, образы, своим собственным пониманием этой много раз выставленной на показ – в театре и кино, на телевидении истории. Мало того, главным, ключевым движком балета-феерии стал… Жак Оффенбах, «отец» французской, мировой, собственно, оперетты, чья музыка, бесподобная и вечная, стала истинным наслаждением для слуха всех, и малых, кто вообще не знает ничего об этом удивительном композиторе, и публики повзрослее, кто в разных картинах балета улавливал знакомые нотки, интонации.
И это не мудрено, ведь Жак Оффенбах – автор более чем ста оперетт! И каждая оперетта – словно жемчужина, словно неоспоримое сокровище в мире музыкальных даров второй половины XIX века… Собрать максимально «вкусные» моменты из музыкальной жизни «отца» оперетты и придать этим моментам новую сценическую жизнь сумели в Театре русского балета имени Анны Павловой…
…Не случайно как только опустился занавес, ребятки из Выборгского ресурсного центра города Выборга Ленинградской области, искренние благодарные зрители, буквально кинулись за кулисы фотографироваться со своими новоявленными кумирами, со своими любимчиками, которые все еще раскланивались, все еще в образах, кто только что сотворил истинное новогоднее чудо. Ведь в кино или мультипликационный фильм попасть невозможно, а так хочется постоять рядом с распрекрасном – пускай и сумасшедшим, Шляпником, Красной или Белой Королевой, с самой Алисой, «гвоздем» всей сценической балетной программы.
И хоть малолетнюю суматошную публику будто бы и не остановить, с ней не справиться, когда ребятня в задорном угаре бежит фотографироваться, все было чинно и благородно, сдержанно и корректно. Никто не хотел портить праздник шалопайством и всякими глупостями. За кулисами ребят ждала – кроме главных действующих лиц, и руководитель Театра, кипучая, многогранная натура, Людмила Брагина, которая перед небольшой фотосессией высказалась о только что увиденном и услышанном. Заодно поинтересовалась, насколько понравилось увиденное молодежью. Ответ был молниеносным и совершенно однозначным, иного, впрочем, и ожидать-то не приходилось.
И вот стали расходиться ребята – со своими провожатыми, многоуважаемыми товарищами взрослыми, из концертного зала «Карнавал», что близ Аничкова дворца, покидать его степенные гостеприимные стены и зал, который, казалось, был создан для хорошего, роскошного, театрального зрелища. Сопоставляя увиденное, переживая только что впитанное. И ведь не последней скрипкой, стоит сей факт особо отметить, в деле постижения Кэрролла, Алисы, балета-феерии стал сам «Карнавал».
Пока ребятки – а также сопровождающие их уважаемые товарищи взрослые, старались запечатлеть этот чарующий вечер на фото – вместе с творцами балета, артистами, разговорились с главой Общественной организации «Региональная еврейская национально-культурная автономия Ленинградской области «ЛОРЕНКА», без которого этот вечер мог и не состояться, с Евгением Легатовым.
«…Девиз, которого я придерживаюсь по жизни, таков: «Ходить путями Господа, творя добро и справедливость». Делаю это по велению сердца. Сегодня я видел, как дети воспринимали происходящее на сцене, и уверен, что это впечатление останется в их сердцах надолго. Убежден, что молодое поколение необходимо приобщать к искусству, – это благо, это позитив…», – был краток в своем резюме от прожитого в этот вечер Евгений Легатов.
Сразу скажем, Легатов не из тех, кто свое благо творение выставляет напоказ, его афиширует, транслирует свое благо творение в мир. Если ты встал на путь благо творения – твори сие благо честно и благородно, сдержанно и нешумно, не фокусируйся н нем, не афишируй его, сделал доброе, благородное дело – и отойди в сторону, дай реципиенту того самого блага этим благом насладиться. Но с нами Евгений пооткровенничал, сегодня на повестке дня у «ЛОРЕНКА» много благородных и даже фундаментальных целей и задач. Среди которых и помощь малоимущим, маломобильным гражданам, подрастающему поколению.
Кто знает, кем станут ребятки из Выборгского ресурсного центра, какого их будущее, но маленькая робкая зарубка на древе их жизненного восприятия уже сделана. И сделана она уверенной рукой как артистов Театре русского балета имени Анны Павловой, так и всех причастных к этому акту доброй воли. Как сказал бы по этому поводу мудрец и острослов Альберт Эйнштейн, искусство обогащает и возвеличивает даже тех, кто к искусству напрямую не причастен, но сильно обеднен тот, кто искусство в себе не взрастил, хотя бы как зритель – сызмальства…
Дмитрий МОСКОВСКИЙ