Калитка своими руками. Или вепсскими путями-дорожками…

ВСПОМИНАЯ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ. Привёз с собою частичку души вепсского народа, махонькую куколку-оберег, что сделал своими руками в вепсском культурном центре, в деревушке Винницы, промеж лесов и озёр Ленинградской области затерянной, и призадумался. А не вернуться ли туда на какой добрый праздник? Благо, впереди и Рождество, и Новый год… Куда самым настоятельным образом рекомендует поехать туристско-информационный центр при комитете Ленобласти по туризму…

Кто ж вы такие – вепсы, люди добрые, люди сердечные, аккуратные и прилежные, кто затаился, укрылся где-то под порогом Подпорожья, в малых деревнях и сёлах самого потаённого уголка необъятно-гостеприимной Ленинградской области. А давайте-ка обратимся к порталу “Коренные малочисленные народы Ленинградской области”, тут каждому малому народу, проживающему в соседнем со стольным мегаполисом, внимание уделено. Вепсы – много определений у этого народа бытовало за все время их жития здесь, окрест Ладожского, Онежского да Белого озёр, кто “вепсь” их звал, кликал, кто «бепся», кто – «людиникад», или же даже – «вепслайне». Русские, наряду с названием «весь» употребляли этноним «чудь», но это определение довольно-таки широкого свойства, им именовали всех прибалтийско-финских народов. Вепсский язык, относящийся к прибалтийско-финской группе, имеет три диалекта: северный, средний и южный. Вепсы относятся к беломорско-балтийскому типу большой европеоидной расы. А вот на каком говорят, думают, дышат в милой, скромной деревушке Винницы…

По данным переписи 2002 года вепсское население в Ленинградской области составляло 2013 человек. Из них 503 человека в городской местности и 1510 – в сельской. За период между переписями 1989 и 2002 года вепсское население Ленинградской области резко сократилось: в сельской местности на 55,3%, в городах и посёлках городского типа на 43,9%. Сколько их теперь – кто знает, но в Винницах уверены – каждый год вепсов все меньше и меньше, детишек мало, стариков и старушек – много. Не модные мы нынче, вздыхают барышни в национальных костюмах на тех или иных праздниках, не в топе или тренде забавляются – добро, беззлобно совершенно, тамошние барышни над современным жаргоном больших городов. Однако мал золотник да дорог. Сколько песен задушевных – непонятых, на вепсском поют ведь, знают они, эти труженицы, сколько историй. Так вот сядешь и слушай, слушай, отвлекайся от жизни суетной, жизни городской многоголосой…

Что за Новый год или Рождество да в городе громадном отмечать. С одной стороны – любо-дорого, кругом гирлянды электрические висят, ёлки пластиковые, игрушками и мишурой укутанные, катки да дворцы с праздничными программами: зовут и манят. Но что может быть лучше Нового года или рождественских вечеров в самой что ни на есть глуши областной ленинградской, в тех же Винницах. Хлебосольных, гостеприимных. Приезжайте, сами увидите, узрите, узнаете. Что ж там такого-разэдакого на рождественском и новогоднем столе у домовитых вепсских хозяюшек? В праздники Рождества и Нового года на вепсском столе – утверждают знающие люди, должно быть по возможности много всякой разной, вкусняцкой особенно, еды, чтобы наступающий год был сытный – для обитателей дома, для гостей, друзей, пришедших с вепсами праздники праздновать. Издавна повелось главным блюдом рождественско-новогодней трапезы у вепсов – так называемые пряженые (жареные в масле) пироги из пшеничной муки с начинкой из толокна или посыпанные сахарным песком. Не ресторанная изысканная еда, поморщит нос какой белоручка из стольного града московского или петербургского. А и хорошо, плечами поводят вепсские хозяюшки, привычные мы к праздничным угощениям не броским, но сытным. Мало того, те самые пряженые (жареные) пироги с толокном, они ж не просто кушанье застольное, они с умыслом превеликим пекутся. Вепсские девушки используют эти пирожки… для гаданий. Так, один пирог обязательно делали… с солью – согласно давнему поверью, такому давнему, что не каждая старушка и упомнит, откуда оно пошло, та красавица, та рукодельница, кому этот пирожок солёный выпадет, первой выйдет замуж в наступающему году… Но самое важное – в Новый год или Рождество, просто в зимний морозный день, “накормить мороз”, уважить седовласого старика, что зиму-зимушку в край их родной привёл. Сварят так хозяюшки кашку особую, кашку ячменную, и давай её родимую по двору разбрасывать. Чтоб мороз уважить, чтоб замаслить его, тем самым урожай будущий спасти, сохранить. Кроме того в первый день Нового года относили горшок загусты на гумно и просили там одновременно Иисуса Христа, святого Михаила, “хозяев риги” и “духа зерна” принять участие в семейной трапезе. Вепсы верили, что такие действия помогут получить хороший урожай в начинающемся году.

Вепсы

Множество самых разных праздников и празднеств у вепсов, все и не перечислишь. Большая часть из которых – почти как и у горожан, то бишь у нас с вами: та же Масленица или же Вербное воскресенье, Егорьев или Юрьев день, день первого выгона скота на пастбища. А после – Пасха, позднее встреча лета, лето здесь повсеместно встречают торжественно и ясно, Троицу – так тот праздник всем миром отмечали. Были и свои, так называемые “заветные” праздники. Случится какая беда, напасть у вепсов, победокурит и проходит, а в память о ней – словно наказ на будущее, “зарубку на носу” делают, чтоб о той беде помнить, чтить её, чтоб да напасть больше в дом, деревню не пришла…

Однако ж главным сегодня праздником у вепсов Ленинградской области стал праздник сравнительно молодой, но бойкий, радостный что Первомай или же День города в столицах российских. Это “Древо жизни”, традиционный вепсский фольклорный праздник-фестиваль «Древо жизни», на который собираются несколько тысяч человек из Ленинградской области, Карелии, Мурманской и Вологодской областей, Карелии, Удмуртии, Эстонии, Финляндии. Молодой праздник тот, да бойкий, размашистый, красочный и яркий. Ярмарочные столы год от года все богаче и богаче, и чего там только нет – снедь всякая, местная и завозная, но в основе своей все из окрестных деревень и сел. Закрутки и баночки фасонистые. Всё с тамошних полей и огородов, рукоделие – глаз радуется, и для дамочек-модниц из города, и для мужчин есть, что приглядеть, присмотреть, примерить. Не все – только лишь декоративная утварь, пользы от тех ярмарочных изделий – множество! И какой же праздник да без фейерверка! А концерты фольклорных коллективов давно стали притчей во языцех, каждый ансамбль старается, себя показывает, других оценивает, чтоб на следующий год ещё лучше выступить, ещё лучше песню свою подать. Попутно и о раздумьях серьёзных не забывают, научно-практические конференции по проблемам языка и культуры вепсов устраивают, выставки народного творчества проводят. А попутно и мастер-классы организуют, экскурсии разнообразные: «Заветные места поклонения вепсов», «Одежда вепсов», «Современный мастер». И какой же праздник да без угощений местных – без медовухи, любимого вепсского напитка, да калиток – открытых пирожков с картошкой. Устроители праздника спешат порадовать горожан, падких на всякого рода “деревенскую экзотику”, будут вам и прогулки на лошадях, можно будет даже порыбачить в специальных садках, и тут же с помощь повара приготовить выловленную форель, отобедать в летнем кафе на берегу реки Оять.

Вепсы

А на сцене тем временем выступают разнообразные фольклорные ансамбли, голосят, поют всевозможные радостные песни – то на вепсском, то на русском языках. А сяк желающий в местном краеведческом музее может себе куколку оберег сделать. Не можешь – научат, подскажут, как правильно творить такую куколку, расскажут, поведают, чем хороша она, от чего уберегает. Сотворил так куколку-оберег, привёз домой да и вспомнил – добрым словом, деревню ту вепсскую, Винницами которую кличут. И задумался – может, ещё туда наведаться…

Кстати, что касается рукоделия, самое время помочь вепсским рукодельницам. Задумали они ладно – спасти свою культуру рукоделия, обозвали проект “Шерстяной народ” да на платформу выставили: https://planeta.ru/campaigns/sherstyanoi-narod

Каждый, кто заглянет сюда и внесёт свою посильную лепту, поможет уникальной задумке. Представляете, Бабушки-мастерицы, многим из которых под 90 лет, решили, что именно они должны спасать исчезающую «шерстяную» культуру коренных народов Ленинградской области. Рукодельницы не просто вяжут красивейшие носки и варежки, но и проводят каждодневную кропотливую работу по сохранению уникальной культуры древних народов. На основе музейных образцов традиционного вязания они создают копии финских, водских, ижорских предметов. Свяжут – и передадут в этнографические и сельские музеи, чтобы все узнали, насколько хороша и нарядна их «шерстяная» культура. Бабушки сделают и передвижную выставку, с которой проедутся по самым отдалённым деревням и покажут всем, что для хорошего дела не существует старости! В связи с тем, что шерсть достаточно дорогостоящий материал, для продолжения проекта необходимо дополнительное финансирование. Большая часть собранных средств пойдёт на закупку качественной пряжи и транспортные расходы – ведь участницы проекта живут в малых сёлах и деревнях Ленинградской области на больших расстояниях друг от друга и от места проведения мастер-классов.

Дмитрий МОСКОВСКИЙ

Культура. Публикации Дипломат.ру

Ленинградская область. Публикации Дипломат.ру

Туризм. Публикации Дипломат.ру

Подписывайтесь на наш видеоканал в Дипломатрутрутубе

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra