В чем проблема отечественной киноиндустрии?
Недавно вышедшие «Ночные Стражи» получили неутешительные отзывы со стороны кинокритиков, что, впрочем, для отечественной киноленты не впервые. Почему-то фильмы, снятые российскими режиссерами, воспринимаются с иронией и недоверием. В чем же дело? Проблема в дефиците квалифицированных кадров? Если так, то как это изменить? Или, быть может, все дело в другом?
О том, что за ситуация сейчас в российской киноиндустрии и каких режиссеров нам ждать в будущем, было рассказано на пресс-конференции в ТАСС в Санкт-Петербурге представителями и воспитанниками СПбГУКиТ.
— За последние 40 лет произошли разительные изменения в отечественной киноиндустрии, — утверждает Константин Лопушканский, режиссер и народный артист России, — появились новые возможности, новые форматы – телесериалы, многосерийные произведения. У сегодняшнего поколения есть возможность опробовать себя в любом формате – этому способствует и большое количество киношкол. Но дело-то все в том, есть ли талант, он по-прежнему важен в нашем деле. Мы ждем, что придет новое поколение и все исправит – но не каждый ведь может мыслить нестандартно, оригинально, найти применение новым возможностям.
— В университете дают начальные навыки, базу, — добавляет режиссер Евгений Татаров, — а как сложится судьба каждого в дальнейшем зависит от самого человека. Конечно, важно дать возможность проявить себя в профессиональной сфере, что и обеспечивает производственная практика.
— Мне нравится фраза «Талант – аванс, который дается при жизни и оплачивается после смерти» — поделился оператор Сергей Астахов, участвовавший в постановки «Брата», «Брата 2», «Метро», — потому что даже огромные возможности не сделают добротного кино: техника не виновата в плохих кадрах. Здесь операторам куда легче – есть возможность сравнить, сопоставить, оценить. Сейчас нет надобности знать, что такое контратип, лаванда, дубль-позитив, а само оборудование стоит копейки, снимай – не хочу. Конечно, талант важен – как важны мозги и правильные руки.
Хорошо, проблема с подготовкой режиссеров решена, от талантливых (ну, или думающих, что они талантливые) и молодых кадров отбоя нет, операторы работают на износ, техника ни при чем. Но кто тогда виноват?
— Всегда виноват продюсер, конечно, — пожаловался Виктор Будилов, генеральный продюсер «Гамма продакшн», соучредитель Ассоциации продюсеров кино и телевидения, — кино ведь не командная работа – в этом причина. На самом деле, научить бы ребят с курса, скажем, третьего, работать сообща. Вопрос ведь не столько в подготовке кадров, а в том, могут ли они сотрудничать, договариваться. Нашему кино необходимо формирование системы командной работы: помимо этого, для молодых кадров предоставляются все возможности. Есть и еженедельная программа на эфирном канале, полученная на грант от правительства, Минкультуры постоянно оказывает поддержку многообещающим полнометражным проектам, создаются летние лагеря.
Так, значит, все не в самих кадрах, а в том, как их подготавливают? Хотя и по этой части ведутся активные работы: по словам ректора Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Александра Евменова, в настоящий момент идет процесс перестройки учебного процесса. Вводится метод проектного обучения – но все это вынуждено проводиться в рамках федеральных образовательных стандартов.
— Дело ведь еще не в том, что преподают, но как, — заявляет Евменов, — нам бы хотелось, чтобы в ВУЗы приходили не только великолепные теоретики и практики, но и люди, которые искренне заинтересованы в подготовке квалифицированных кадров. Многие из преподавателей не задействованы в практической деятельности – это хорошо, с одной стороны, они могут больше времени уделить обучению, но, также, их представления о практической деятельности немного устаревает. Ко всему прочему, проблемы и в производственной практике – далеко не все съемочные группы заинтересованы в молодых кадрах, для которых хотя бы поработать вторым режиссером – уже незаменимый опыт.
В результате, получается, что все зависит от самого человека – как и всегда. Университеты совершенствуют научные программы, преподаватели не имеют ничего против вопросов и обращениями за советами, есть возможность себя реализовать практически… И, неужели, вся проблема в том, что молодые режиссеры у нас стеснительные и робкие?
— Нужно уметь пробивать свой замысел, — добавляет Константин Лопушанский, основываясь на своем опыте, не иначе, — а этому научиться можно только самостоятельно. Если человек заинтересован и энергичен, он везде пробьется.
Значит ли это, что в скором времени уровень конкуренции в отечественной киноиндустрии будет столь же высок, как, скажем, в китайском настольном теннисе? Ведь с каждым годом энергии и заинтересованности требуется все больше, все новые и новые профессиональные кадры выйдут на рынок, и, чтобы добраться до заветного шанса на полнометражную картину, придется расталкивать всех локтями и лезть по головам. Победит самый прыткий – а будет ли у него талант? Дело ведь не столько в плохих режиссерах: они лишь дают то кино, которое требует зритель. А это уже вопрос фундаментальный, касающийся кинообразования аудитории.
— Множество детей вообще не видели лучших образцов российского кино, — жалуется Александр Евменов, — хотя уровень кинообразования значительно повысился благодаря году кино.
— Несколько лет назад, на самом деле, ситуация с прокатом была куда хуже, — добавляет Константин Лопушанский, — был недостаток рекламы и средств на нее. Ко всему прочему, сейчас постепенно исчезает культурный зритель – проблемы с образованием сказываются на всем поколении. Если аудитория не будет требовать другого кино, нежели есть сейчас – оно и не будет сниматься. Это – прямая цепочка общего падения.
То есть, все упирается в воспитание человека, в количестве и качестве получаемых каждым ребенком начальных знаний. Но что делать, если современные дети не хотят усваивать того, что им преподается? Они не считают это нужным и полезным, не заинтересованы в большинстве своем в поднятии собственного культурного уровня. ФГОСы и прочие стандарты и требования ведь появились не просто так – и вошли в обиход не без разрешения вышестоящих инстанций. Так в чем же дело непопулярности и упадка киноиндустрии на самом деле?
— Нужно, чтобы сами люди любили отечественное кино, — заключает Виктор Будилов. Но как помочь соотечественникам полюбить российское кино?