Учёности плоды

15 октября в киноцентре «Великан Парк» состоялся премьерный показ фильма «Учёности плоды». Картину в Петербурге представили режиссер-постановщик, автор сценария, продюсер и исполнитель одной из главных ролей Игорь Угольников и актеры Настасья Кербенген, Анастасия Буткова, Андрей Горбачев, Андрей Некрасов, Константин Фисенко, Николай Яковлев. Кульминацией показа стал неожиданный приезд Сергея Безрукова, который сыграл в этом фильме главную роль.

1944 год. Из Германии в оккупированное немцами село Михайловское в музей Пушкина приезжает профессор литературы Мария Шиллер и ведет просветительскую работу среди солдат вермахта и местных крестьян, рассказывая им о великом русском поэте. Ее действия вызывают неодобрение немецкого командования. Фронт приближается всё ближе, и вскоре из Берлина приходит приказ – вывезти из Михайловского все исторические ценности. Этого никак не могут допустить ни партизаны, ни местный умелец Сергей, которого связывают с Марией недопустимые, губительные для обоих отношения. Сергей решает любой ценой спасти достояние своей страны. Пушкинское наследие должно остаться в России. Даже ценой жизни…

«Учёности плоды» — художественный фильм о малоизвестных событиях Великой Отечественной войны, происходивших во время немецкой оккупации Пушкинских гор и села Михайловское. В 1944 году в оккупированном селе Михайловское действительно была немка Фрау Шиллер, профессор литературы, специалист по творчеству Пушкина. Она активно вмешивалась в работу музея, проводила экскурсии для немцев и для местных жителей, стараясь сделать все, чтобы сохранить наследие великого русского поэта. При том, что нацисты считали русских недочеловеками, у которых не может быть великих поэтов, тем более с африканскими корнями.

Оккупированная Псковщина была партизанским краем. И после партизанских диверсий немцы в ответ брали заложников из числа жителей и казнили их. Так, как же бороться с врагом, понимая, что в итоге могут пострадать твои родственники, близкие, просто невинные люди – это одна из важных тем фильма.

Однако и коллаборационизм там тоже был. Один из персонажей «Учёности плоды» — Юпатов – это реально существовавший полицай, который за свои зверства был повешен, когда наши войска вернулись в Пушкиногорье. И его преступления кажутся еще ужаснее от того, что ты понимаешь: а ведь этот Юпатов рос рядом со своими жертвами, ходил вместе с ними в школу, сидел за одной партой… Но, были и те, кто вынужденно шел на сотрудничество с немцами, не имея никакой другой возможности сохранить себя, свою семью. И можно ли ставить на одну доску такого вот Юпатова и того же бывшего директора музея Антипова, прототипа которого, Кузьму Афанасьева, до сих пор не принято вспоминать в День памяти сотрудников Пушкинского заповедника. Ведь стремясь защитить от уничтожения пушкинское наследие, «своего Пушкина», любимые Михайловские рощи, он шел на любые соглашения с немцами.

Впервые в отечественном и мировом кино на экране будут люди в форме ведомства Розенберга.  Художник по костюмам Сергей Стручев и художник-постановщик Екатерина Кожевникова сделали все возможное, и даже невозможное. Мельчайшие детали костюмов, формы, интерьеров соответствуют времени оккупации. Для этого были подняты тысячи архивных фото, прочитаны десятки книг и статей. 

Съемки фильма проходили в музее-заповеднике, именно в тех самых пушкинских местах, где жил и творил Александр Сергеевич Пушкин, где все напоминает о великом русском поэте, пропитано его поэзией и кажется, что и сам поэт был только, что где-то здесь, еще немного и мы сможем увидеть его самого, уловить звук его шагов.

Снимали в тех самых местах, где Александр Сергеевич Пушкин создавал свои бессмертные произведения. Локации для съемок выбирали так, чтобы природа, река, все окружающее пространство было именно «пушкинским», напоминало о великом русском поэте. Съемки проходили в селе Михайловское, посёлке Пушкинские Горы, на территории музея-заповедника А.С. Пушкина, Святогорском монастыре, у могилы поэта.

Сергей Безруков в фильме сыграл некое перерождение Пушкина.  Его персонаж – Сергей Трофимов, человек уникальных способностей, местный умелец, талантливейший самоучка, который с трудом читает, но знает наизусть «Евгения Онегина», услышав постановку по радио. Трофимов в состоянии на слух настроить и починить музыкальный инструмент и электрическую проводку в музее. Но не это важно в этом герое. Важно, какую трансформацию он пройдёт от начала фильма до финала.

Создатели картины долго искали актрису на роль Марии Шиллер. Кастинг проводился среди немецких и российских актрис. Искали особенную стать, искали актрису, которая может так молчать в кадре, что за ней интересно наблюдать и сопереживать, хотели, чтобы в героине чувствовалась тайна, которую зритель будет пытаться разгадать. По мнению режиссера Игоря Угольникова такую актрису найти удалось – это Настасья Кербенген, австрийская баронесса с берлинским немецким и русской театральной школой.

«Мое главное открытие на этой картине – исполнительница роли Фрау Шиллер – российская актриса австрийского происхождения Настасья Кербенген. Я понимаю, что чувствовал шведский продюсер Мориц Стиллер, когда «открыл» Грету Гарбо и дал ей первую роль. Я ощущаю нечто похожее, правда. Настасья, обладая удивительной харизмой, изящным немецким, и крепкой актёрской школой моего родного ГИТИСа, смогла создать сложнейший образ. Она так молчит в кадре, что мы можем прочитать её мысли. Я благодарю моего покойного друга – её мастера Валерия Беляковича — за то, что он выпестовал для нас такую актрису» — Игорь Угольников.

Игорь Угольников исполняет в фильме роль смотрителя — директора музея Кузьму Афанасьева (в фильме Антипов) — писателя, мечтателя и очень-очень несчастного, загнанного в угол, человека. Он все время стоит перед выбором и понимает, что какое-бы он не принял решение, какую-бы сторону не выбрал в конфликте – все ведет к краху, к гибели.  Одни понимают, что есть долг, другие – приходят к осознанию своей цели и только Антипов мечется в адском круговороте любви к Пушкину, к своей работе, к жене. Он борется за «своего Пушкина», за музей и за любимые пушкинские места, идет на любые соглашения с немцами, на предательство, стремясь защитить пушкинское наследие от уничтожения. Война сминает этого «маленького человека» и все же он успевает совершить свой личный подвиг.

УЧЁНОСТИ ПЛОДЫ

Дата выхода в прокат в России: 21 октября 2021

Прозводство: Студия «Корнер Ворк», Киностудия «Ленфильм», Студия

«ВоенФильм» при поддержке Министерства культуры РФ

Жанр: драма, военный, исторический

Продюсер: Игорь Угольников

Режиссер-постановщик: Игорь Угольников

Авторы сценария: Евгений Айзикович, Игорь Угольников, Наталья Назарова

Оператор-постановщик: Андрей Гуркин

В ролях: Сергей Безруков (сельский «левша» Сергей Трофимов), Настасья Кербенген (фрау Мария Шиллер), Фёдор Бондарчук (командир партизанского отряда Беспалов), Игорь Угольников (сотрудник музея Антипов), Анастасия Мельникова (Людмила, жена Антипова) и другие.

Прокатный рейтинг: 12+

Кино. Публикации Дипломат.ру

Подписывайтесь на наш видеоканал Дипломатрутубе

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен