1 декабря в рамках Санкт-Петербургского Международного культурного форума состоялся Координационный совет по туризму. Модераторами мероприятия выступили заместитель министра культуры РФ Алла Манилова и исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
Основной темой дискуссии стало повышение конкурентоспособности российских регионов на российском и международном туристском рынках. Тема выбрана не случайно, так как на протяжении последних нескольких лет, и особенно в последние месяцы, это проблема встало наиболее остро. Именно за это время впервые в истории российского туризма Министерством по культуре и Экспертным советом при министерстве, а также Комитетом по импортозамещению в туризме были разработаны приоритетные национальные историко-культурные проекты для развития регионов.
В этом году свое 50-летие отмечает один из самых известных маршрутов во всем мире – «Золотое кольцо». Сейчас наряду с ним существует сразу несколько крупнейших сетевых маршрутов, проходящих по территории всей страны: «Русские усадьбы», «Серебряное ожерелье», «Красный маршрут», «Восточное кольцо», «Большая Волга», «Великий шелковый путь» и другие.
Кроме того, для продвижения имиджа России за рубежом открываются офисы «Visit Russia», в рамках которых проводятся презентации турпотенциала регионов. Так, в середине ноября в Милане был открыт уже второй офис Visit Russia в Италии, год назад представительство открылось в Риме. По словам Аллы Маниловой, Италия стала первой страной, в которой представлено несколько таких офисов, что «является прекрасным свидетельством традиционно теплых отношений между двумя странами, а также результатом чрезвычайно успешного перекрестного Года туризма Россия-Италия, прошедшего в 2014 году». Именно в Милане состоялась презентация нового проекта «Россия – родина космоса», призванного ближе познакомить туристов с историей развития комической отрасли в нашей стране. По словам замминистра, презентация вызвала небывалый ажиотаж и отклик СМИ по всей Европе, а также заинтересованность со стороны местным туроператоров.
Специалисты также обсудили, как регионы России могут наиболее успешно составить конкуренцию зарубежным курортам, и какие факторы могут этому препятствовать. Своим опытом в сфере продвижения туризма поделились иностранные представители Франции, Израиля и Программного офиса Совета Европы.
Так, Инесса Короткова, представитель Министерства по туризму Франции Atout France, рассказала об опыте формирования и продвижения конкурентоспособных турпродуктов на внутреннем и въездном рынке Франции, и в частности, о применении такого феномена как «туристический инжиниринг». «Туристический инжиниринг это целенаправленный поиск и разработка новых технологий, инструментов развития, с учетом творческого подхода в развитии отрасли в конкретном регионе. Если хотите, это своего рода маркетинговая стратегия, позиционирование бренда, продажи, привлечение инвестиций, словом — все, что делается для развития, как своих территорий, так и для зарубежных партнеров».
Глава Программного офиса Совета Европы в Российской Федерации Петр Зих в свою очередь рассказал о программе «Культурные маршруты Совета Европы». «Это 32 маршрута, разработанных для продвижения культурного и исторического облика Европы. Все они объединены в различные категории и по определенным признакам: это могут быть маршруты, максимальные приближенные к историческим «путям». Например, «Путь Викингов», «Путь франков». Это могут быть маршруты между различными странами, имеющие сходные продукты, которые производят на их территориях. Кроме того, существуют и тематические маршруты. Все они должны пройти соответствие определенным стандартам, принятым Советом Европы. Существуют также проекты, в которых Россия является непосредственным участником. Сейчас у нас есть проект создания «Пути Петра Великого».
В следующем году отмечается 300 лет с момента посещения Франции Петром I. В связи с этим в апреле 2017 года планируется проведения «Петровского конгресса». Проведение этого мероприятия в Париже призвано привлечь внимание российских и зарубежных исследователей к дальнейшему изучению Второго европейского путешествия Петра I. Отмечается, что это путешествие стало «знаковым как для российской, так и для европейской истории, сыграло важную роль в завершении Северной войны и в военно-политическом урегулировании ситуации в Европе».
Международный Петровский конгресс проводится под эгидой Министерства культуры России. С российской стороны организаторами выступают посольство России во Франции, а также Государственный Эрмитаж и другие национальные музеи и научные институты России. С французской стороны – ведущие исследовательские подразделения Сорбонны и Национального центра научных исследований.
Помимо сотрудничества с зарубежными партнерами участники также уделили особое внимание проблеме предоставления качественной транспортной услуги. С 1 января 2017 года вступает в силу новый закон о туризме, где есть норматив о том, что возить детские экскурсии на автобусах больше 10 лет будет запрещено. Однако руководитель регионального комитета Российского союза туриндустрии (РСТ) Ольга Санаева выступила с критикой подобного решения. «Низкий поклон министерству культуры РФ и Ольге Яриловой, главе департамента региональной политики и туризма Минкультуры, за борьбу, которую она выдерживает сегодня для того, чтобы данный пункт закона вышел в другой редакции, где возраст автобусов не будет учитываться, а будет учитываться только техническое состояние. Мы знаем, что иногда и пятилетний автобус нельзя выпускать, а десятилетний автобус ещё очень и очень пригоден», — сказала Санаева.
Заместитель Министра культуры Алла Манилова в свою очередь пообещала добиться изменения указанного норматива.
По окончании заседания были подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере туризма между регионами — в том числе регионами проведения Чемпионата мира по футболу-2018 — и участниками российского туристического рынка. В разговоре с журналистами Алла Манилова также дала прогноз, как это событие может сказаться на туристическом потоке в России.
«Как правило, нас следующий год за этим событием места их проведения увеличивают туристический приток уже на 25%. Например, в 2003 году Петербург вообще не был разрекламирован как туристская столица. Странно? Да. После 300-летия Санкт-Петербурга, в 2004 году, уже +25% иностранных туристов. Сколько туристов приедет именно на матчи — это другой вопрос. Это зависит еще от многих нюансов», — сказала заместитель министра.