Марина Цветаева: тоска по Родине и по любви 

31 августа, в последний день лета 1941 года, ушла из жизни Марина Цветаева. Последний день лета Марины Цветаевой. Со всех сторон полыхала война, Цветаева уехала в эвакуацию:

Ливней звездных —
Август! — Месяц
Ливней звездных!

В начале октября – день ее рождения. Она – между летом и осенью:

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья
Я родилась

Автор книги «Марина Цветаева» в серии «Жизнь замечательных людей» Илья Фаликов – сам поэт. Следовательно, его книга – это книга поэта о поэте. О живом поэте. Потому и завершается стихами автора вместо послесловия. В этой не самой долгой жизни набралось много событий, поэтому книга очень увесистая. Иногда – это всего лишь сводки фактов. Иногда – неожиданная подсветка некоторых обстоятельств жизни как будто подсветка хорошо знакомых городских зданий. Эти детали раньше могли казаться незначительными. Конечно, не обошлось без неизбежных в биографических книгах натяжек. Но финал быстр и однозначен.

Главные герои книги, кроме самой Марины Цветаевой и членов ее семьи – известные литераторы и деятели культуры и, конечно, другие поэты «большой четверки»: Борис Пастернак, Осип Мандельштам, Анна Ахматова. У них было разное происхождение, разный возраст и длина жизни, разные судьбы. Объединяло их только одно – бесконечная преданность Эвтерпе. Мы все живем в пространстве созданной ими культуры.

Как и Борис Пастернак, в юности Цветаева учится музыке, но мир видит именно через поэзию. Пастернак отказался от музыки усилием воли, хотя имел талант, но зато музыкой и живописью заполнены все его книги, особенно «Сестра моя жизнь». Цветаева также – против течения и поверх барьеров. Вернее – стороной. Опережает моду и время в поэзии. Не дурная оригинальность, оказывающаяся на поверку банальностью и пошлостью, а подлинная.

Первый сборник стихов был напечатан на деньги Ивана Цветаева. Как поэт она созревает очень рано:

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет

Ее стихи – настоящие с самого начала среди множества водянистых других стихов. Случайно, навзрыд, без сора. В ранних стихах она по степени проникновения в ритм русского стиха близка Пушкину. Это магия настоящего искусства, тут не нужно ничего объяснять дополнительно, возникает иллюзия неисчерпаемости. Шедевры создаются легко и непринужденно. Такое бывает очень редко – открываешь и буквально захлебываешься от бездны открывшейся новизны. Принесенное из далекого прошлого, ее ранее творчество легко воспринимается и следующими поколениями. И все равно рецензенты умудрялись ее ругать и находить недостатки.

Позднее – рубленные рифмы с многочисленными дефисами и переносами. Ее переносы – невероятны. Почти верлибры. Иногда кажется из них исчезла вся магия. Видны и стружки со стола, и изюм со дна коробки. Но это называется не революции – эволюция. Стихия вместо стихов, абстракционизм вместо реализма, но автор – прежний, мастер, только другой. Слог становится отрывистым и ригидным, как будто в письмах. Музе не прикажешь. Самое главное – художественность. Стихи – это образы. Поэт их называет и впечатывает в сознание читателя. Но все же это неповторимый музыкальный ритм, как у Моцарта или Вагнера. Вечная музыка («Руки, которые в залах дворца вальсы Шопена играли…»). При этом сама Цветаева на сравнение ее стихов с музыкой обижалась.

В одной ее фразе может быть больше поэзии, чем у многих поэтов во всем стихотворении или даже во всем творчестве. МЦ в квадрате. Через Бориса Пастернака и гиперзвук Андрея Вознесенского (Вознесенский буквально в одном рукопожатии от Маяковского и МЦ, а через них уже связь современности с Серебряным веком) – к Владимиру Высоцкому, Иосифу Бродскому, и, как это ни странно, Александру Башлачеву:

Превыше крестов и труб,
Крещённый в огне и дыме,
Архангел-тяжелоступ —
Здорово в веках, Владимир!

Как и Мандельштам, она мало заботится о том, чтобы ее издавали, мало заботится о деньгах. От нее ничего не останется, кроме стихов. Стихи должны говорить за биографию. Живет как настоящий поэт – «или-или». Против воинствующего невежества. Гимн идеализму. Максимально далека от мещанства и ханжества, хотя и ведет семейный быт. Это идущее еще из детства: «На твой безумный мир ответ один — отказ». Она живет, дышит, слышит, видит и даже запахи воспринимает – как поэт, без политеса, ухмылочек или двойного дна. Живет так будто ее постоянно видят даже не люди – видит Бог. Идеальное поэтическое животное. Она радуется и страдает как поэтическое животное , но не физиологически, а божественно:

Голос правды небесной
против правды земной

Временами ей приходится почти побираться, просить деньги кажется у всех друзей и знакомых, нищенствовать, чинить чужие ботинки и ходить в них (ее мужские ботинки как у Макара Девушкина в «Белых ночах» Достоевского – очень запоминающаяся деталь книги), но не сворачивать с крутого пути настоящего поэта. Она живет бедно и одновременно шикарно, постоянно путешествуя. Пестрый калейдоскоп – Москва, Таруса, Крым, Италия, Берлин, Прага – у каждого места свой вкус и запах, свой колорит, своя непохожесть. Ее чемодан стучит по брусчатке разных городов. Ее интересует как живут люди. В книге почти не нашлось места Петербургу, его Цветаева знает плохо.

Преклонение перед ее гениальными стихами может сочетаться с неприятием ее личности. Ее бесконечные любовные увлечения – она между блудницей и святой:

То на пирушку заведет лукавый,
то первенца забуду за пером

В МЦ какой-то даже не женский, а сверхпоэтический эгоизм – все любовные увлечения, шире – все события жизни – бесцеремонно перемалывались в поэзию. Долго носит, но потом быстро и с колоссальным облегчением разрешается бременем на бумагу, чтобы снова забыть. И так до следующего раза.

При этом кроме надрыва в ее жизни есть и нечто почти физиологически болезненное:

Уж лучше на погост, —
Чем в гнойный лазарет
Чесателей корост,
Читателей газет!

Вся ее жизнь – череда трагедий и смертей (иногда не верится, что это все пришлось на одну судьбу и что это все одному человеку можно так стоически снести). Поэтому она так органически не любит сибаритствующего барина Бунина, в парусиновых брюках и белых туфлях на босую загорелую ногу, в котором литература уживается с аристократизмом и даже с богатством. Он человек совсем другого статуса. Однако, если фиксировать с беспристрастностью историка, то в ее жизни – как личной, так и исторической – были и просто сказочно-счастливые дни. Среди всего этого безумия все же иногда светило солнце.

Она пишет и почти политические стихи – «Рассвет на рельсах», «Тоска по Родине..». В то же время она вне политики – как луна, которая освещает дорогу и хищнику, и жертве. Писать о политике поэту бессмысленно, хоть о ней и пишут. Это как рассказывать о путешествиях или деньгах. Любовные пристрастия меняются, политика, наоборот, не меняется, а деньги – или они есть, или их нет. Описания же путешествий интересны только тем, кто был в этих путешествиях вместе с рассказчиком – тогда реальность оживает вместо плоской картинки.

Советский паспорт в силу многих причин у Цветаевой остался. Она – настоящий патриот, подлинно русский человек с мировой отзывчивостью. Русский человек мира:

Сегодня — смеюсь!
Сегодня — да здравствует
Советский Союз!
За вас каждым мускулом
Держусь — и горжусь,
Челюскинцы — русские!

Обвинять ее в типичном «эмигрантстве» означает дотянуться тогда, когда она уже не может ответить. Она не эмигрант, если, конечно, только не иметь в виду эмиграцию внутреннюю.

Рябина закольцовывается и рифмуется как и все в ее жизни с судьбиной:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё — равно, и всё — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

Подписывайтесь на наш новый видеоканал Дипломатрутубе. Shorts

Подписывайтесь на наш видеоканал Дипломатрутубе

Рутубе — https://rutube.ru/channel/24232558/

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra