Интервью заместителя Министра иностранных дел России М.Л.Богданова греческому еженедельнику «То Вима»

Интервью спецпредставителя Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителя Министра иностранных дел России М.Л.Богданова греческому еженедельнику «То Вима», опубликованное 23 февраля 2020 года

Вопрос: В 2015 г. Россия начала имевшую ключевое значение операцию в Сирии, изменив геополитические расклады на Ближнем Востоке. По прошествии четырех лет – оптимистично ли Вы оцениваете перспективы урегулирования сирийского конфликта? Какими видятся его параметры?

Ответ: Я думаю, что последние 4 года были решающими с точки зрения определения надежного решения сирийского конфликта. Сделано главное – восстановлен суверенитет Дамаска над большей частью национальной территории, в целом сохранена сирийская государственность, созданы условия для успешного проведения политического процесса, ведомого и осуществляемого самими сирийцами без вмешательства извне. Необходимо, естественно, настраивать стороны на оптимистический и конструктивный лад.

В предстоящий период, когда полностью будет завершен разгром террористов на сирийской земле, необходимо будет вывести из САР те военные формирования, которые находятся там незаконно, и двигаться к долгосрочному политическому урегулированию на основе положений резолюции 2254 СБ ООН.

В этом смысле большое значение придаем диалогу сирийских сторон в Женеве в рамках Конституционного комитета. Одновременно исходим из важности содействия постконфликтному восстановлению Сирии.

Вопрос: Если уйти от «узкого» понимания Ближнего Востока, Россия активна также и в Ливии, пытаясь посредничать там между двумя сторонами. Если Москва организовывала бы конференцию по Ливии, рассматривали бы Вы возможность приглашения на нее Греции как средиземноморской страны в полном смысле этого слова вместо исключения ее из числа участников?

Ответ: Вопрос действительно риторический. Мы не планируем созывать у себя новой конференции по Ливии. Их и так уже было предостаточно в различных столицах. Считаю, что продвижение ливийского урегулирования зависит не от количества международных конференций по этой теме, а от качества реализации принятых на них решений.

Что касается Греции, то как средиземноморская страна, напрямую испытывающая на себе негативное воздействие ливийского кризиса, она имеет полное право полноценно участвовать в многосторонних усилиях по его преодолению.

Вопрос: В прошлом году в дополнение к своей роли в Сирии Москва предложила новую архитектуру безопасности для региона Персидского залива. Какими Вы видите российское присутствие, роль и влияние на Ближнем Востоке в 21 веке? Идет ли эта роль вразрез с присутствием США в регионе?

Ответ: Регион Ближнего Востока и Северной Африки по-прежнему сотрясают острые конфликты и опасные противоречия, во многом спровоцированные действиями внешних игроков. Не буду напоминать о событиях «арабской весны», демонтаже ливийской государственности, попытках провести геополитические эксперименты в других государствах, включая Сирию. Россия твердо исходила и исходит из недопустимости таких действий, идущих вразрез с нормами и принципами международного права.

Основой российского внешнеполитического курса неизменно остается поддержка независимости, суверенитета и территориальной целостности ближневосточных государств, неприемлемость грубого вмешательства в их внутренние дела. Не говоря уже о попытках навязывать какие-либо готовые «рецепты», заведомо не учитывающие исторические, культурные и иные особенности ближневосточных обществ.

Надо сказать, что на контрасте с агрессивными и конъюнктурными шагами ряда хорошо известных игроков такой российский подход находит все более позитивный отклик и доверие у наших партнеров в регионе, причем у представителей широкого спектра политических сил, а не только официальных правительственных кругов. Стремимся использовать этот кредит доверия в интересах установления мира и безопасности на Ближнем Востоке.

Летом прошлого года на фоне обострения обстановки в Персидском заливе мы обновили российскую Концепцию обеспечения коллективной безопасности в данном регионе. Продвижением соответствующих предложений мы занимаемся уже достаточно давно – первая редакция документа была выработана еще во второй половине 1990-х гг. Новая версия Концепции была распространена нами в качестве официального документа ООН, с ней были ознакомлены наши ключевые международные партнеры, включая, естественно, постоянных членов Совета Безопасности.

Несколько слов о сути документа. Российская инициатива предполагает поэтапное продвижение к разблокированию конфликтных ситуаций, разработке мер доверия и контроля и, в конечном счете, формированию в этом субрегионе целостного механизма коллективной безопасности и сотрудничества. Для этого должны быть созданы соответствующие организационные структуры. Имеется в виду, что такая система станет прологом к построению общей посткризисной архитектуры региона. Данные предложения не являются окончательными либо обязательными, но представляют собой основу для дискуссий с участием всех заинтересованных игроков. В первую очередь, естественно, самих государствах Персидского залива.

В основе наших идей – принцип равноправного взаимодействия всех региональных и других заинтересованных сторон, неукоснительное соблюдение норм международного права. В этом состоит принципиальное отличие российского документа от иных выдвигаемых внешними игроками инициатив.

Вопрос: В 2011 г., на заре «арабской весны» в ходе закрытой встречи в Вашингтоне З.Бжезинский отметил, что в современном многополярном мире сближение между Россией, Турцией и Ираном могло бы даже отвечать интересам США. Что бы Вы на это ответили, особенно после недавних событий, связанных с убийством К.Сулеймани?

Ответ: Координация усилий между Россией, Турцией и Ираном, как это имеет место, например, в рамках Астанинского формата, способствует снижению уровня напряженности в ближневосточном регионе и ведет к общей стабилизации обстановки. Насколько такая тенденция совпадает с политическими запросами нынешней американской администрации – вопрос не ко мне. Его стоит адресовать в Вашингтон. Иногда складывается впечатление, что определенные силы в американской элите заинтересованы не в нормализации, а, наоборот, – в дестабилизации ближневосточного пространства. С тем, чтобы воспользовавшись политической неопределенностью и незатихающими конфликтами, половить, как говорится, рыбку в мутной воде. Из этой серии – ликвидация К.Сулеймани, который, кстати, вносил существенный вклад в дело борьбы с терроризмом, в частности разгром ИГИЛ.

С другой стороны, мы слышим заявления, подобные сделанным Д.Трампом во время его выступления в Конгрессе 5 февраля с.г., о желании «покончить с войнами на Ближнем Востоке» и свернуть (или, по крайней мере, сократить) американское военное присутствие в горячих точках. Выполнение этих планов, безусловно, оздоровило бы ситуацию в регионе.

ИСТОЧНИК:

Греция. Публикации Дипломат.ру

Медиа. Публикации Дипломат.ру

МИД России. Публикации Дипломат.ру

Подписывайтесь на наш видеоканал Дипломатрутубе

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra