Мы провели конструктивные переговоры, посмотрели на развитие наших двусторонних отношений

Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Швеции А.Линде, Москва, 4 февраля 2020 года

Уважаемые дамы и господа,

Мы провели конструктивные переговоры, посмотрели на развитие наших двусторонних отношений, на сотрудничество по международным, региональным делам в развитие результатов встречи Президента Российской Федерации В.В.Путина и Премьер-министра Швеции С.Лёвена в Санкт-Петербурге в апреле прошлого года.

Мы подтвердили обоюдную готовность продвигать практическое сотрудничество и приветствовали поступательное развитие экономического взаимодействия. В России работают около 500 шведских предприятий, и все они планируют продолжать свою деятельность здесь. Объем накопленных инвестиций шведских предпринимателей в российскую экономику в 2019 г. был на уровне 5 млрд долл. В прошлом году товарооборот несколько сократился, но у нас общее мнение, что эта тенденция вполне обратима, и в этой связи важную роль мог бы сыграть Российско-Шведский Наблюдательный комитет по торговле и экономическому сотрудничеству. В последнее время сопредседатели этой важной структуры регулярно общались, но пленарное заседание не проводилось с 2013 г. По мнению российской стороны, пора бы это уже сделать.

Полезной площадкой является также Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). Шведские коллеги регулярно в нем участвуют, в том числе, по линии правительства. В прошлом году Министр иностранных дел Швеции А.Линде возглавляла делегацию Швеции в своем качестве Министра внешней торговли.

У нас общее мнение о важности поощрять гуманитарные связи, контакты в области образования, научных исследований, в целом контакты между людьми. По нашему мнению, этому могли бы способствовать и контакты между парламентариями, которые пока не очень активны.

Мы подробно и в одном русле говорили о важности сотрудничества в таких региональных форматах, как Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Арктический совет.

Подробно обменялись мнениями и о ситуации в сфере безопасности в регионе Балтийского моря. Мы привлекли внимание наших собеседников к достаточно провокационным действиям НАТО, которая наращивает военную активность, свое военное присутствие в непосредственной близости от российских границ. Ни на Балтике, ни в целом на Севере Россия не видит ни одной проблемы, которая требует военного решения. Привлекли внимание к выдвигаемым Россией в последнее время инициативам, которые нацелены на снижение напряженности и на укрепление взаимного доверия, в том числе по линии военных. В этом контексте Россия рассматривает традиционную для Швеции политику неучастия в военных блоках как важный фактор сохранения стабильности на севере Европы.

Мы затронули состояние отношений между Россией и Евросоюзом, а также тематику деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), прежде всего, в контексте предстоящего в 2021 г. председательства Швеции в этой Организации. Мы предложили консультироваться по вопросам повестки дня ОБСЕ, в том числе по проблематике украинского урегулирования, в котором Организация играет весьма позитивную роль, и мы хотели бы эту роль укреплять. Ясно, что продвигать урегулирование можно исключительно на основе минского «Комплекса мер», который предполагает прямой диалог между Киевом, Донецком и Луганском. В этой связи коснулись сегодня результатов недавнего саммита в «нормандском формате» в Париже и вытекающих из его итогов задач для Контактной группы.

Обоюдный интерес в рамках наших отношений представляют и вопросы, связанные с ситуацией на Ближнем Востоке и на Севере Африки, включая кризисы вокруг Сирии, Ливии, положение дел в зоне Персидского залива, и, конечно, ситуация вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД). Мы открыты к тому, чтобы проводить предметные, нацеленные на улучшение взаимопонимания консультации по всем этим и по другим вопросам с нашими шведскими коллегами.

Хотел бы еще раз поблагодарить госпожу А.Линде и ее делегацию за содержательные переговоры.

Вопрос (перевод с шведского): Существуют ли, по Вашему мнению, возможности для восстановления действительно хороших отношений между Россией и Швецией после трудностей, возникших в последние годы в свете продолжающихся серьезных расхождений по украинскому вопросу?

С.В.Лавров: Мы не видим препятствий для нормальных отношений. Как сказала г-жа Министр, разногласия есть, но они не должны препятствовать совместной работе. То, что Евросоюз, по сути дела, загнал себя в ловушку, когда несколько лет назад принял т.н. «пять принципов», которые обусловливают полную нормализацию отношений с Россией выполнением Минских договоренностей, – это очевидно уже для всех.

Евросоюз не просто смирился, но и признал антиконституционный государственный переворот на Украине, который был совершен ультрарадикалами в феврале 2014 г. Евросоюз никак не прокомментировал первую же акцию путчистов, которые приняли решение об отмене особого статуса русского языка и заявляли о необходимости уничтожить или изгнать русских из Крыма. Все это Евросоюз молчаливо пропустил.

Евросоюз поддержал развязанную путчистами войну против собственного населения на востоке Украины в ответ на то, что в этих регионах отказались признать результаты госпереворота и попросили оставить их в покое, чтобы разобраться, что происходит. Не буду скрывать, нам стоило больших усилий убедить людей в Донбассе все-таки вступить в переговоры на основе инициативы т.н. «нормандского формата», результатом чего стали Минские договоренности, одобренные Советом Безопасности ООН. Несмотря на это, режим П.А.Порошенко в течение четырех лет саботировал выполнение этого безальтернативного документа.

Президент Украины В.А.Зеленский, несмотря на истерику неонацистов, нашел в себе силы и приступил к выполнению обязательств, которые Киев должен выполнить. Были сделаны первые шаги по разведению сил и средств, и на бумаге была зафиксирована «формула Штайнмайера», касающаяся взаимосвязи между выборами в Донбассе и присвоением региону особого статуса. Это сделало возможным проведение третьего «нормандского» саммита, который состоялся в декабре 2019 г. в Париже. Г-жа Министр упомянула об этом, а также о необходимости выполнять согласованные там обязательства.

Обязательства взяли на себя киевские власти. Одно из них касается обеспечения инкорпорирования в законодательство Украины на постоянной основе особого статуса Донбасса в соответствии с Минскими договоренностями. Сделать это можно исключительно путем отражения этого особого статуса в Конституции Украины.

Второе обязательство, которое украинское руководство взялось исполнять в консультациях с Донецком и Луганском через Контактную группу, – разведение сил и средств на трех новых участках. Но здесь следует напомнить, что Россия, Франция и Германия на саммите в Париже были готовы поддержать согласованный ранее подход, предусматривающий разведение сил и средств не на трех участках, а по всей линии соприкосновения. К сожалению, к удивлению всех других участников, Президент Украины В.А.Зеленский и его делегация оказались не в состоянии подписаться под этим шагом, который в полной мере вписывается в требования Минских договоренностей. Поэтому ответ на вопрос «как преодолевать нынешнюю ситуацию?» заключается в том, что необходимо полностью и последовательно выполнять Минские договоренности, требующие конкретных действий со стороны Киева, Донецка и Луганска.

Наверное, я Вас утомил. Прошу прощения, что так подробно остановился на Вашем вопросе. Мне показалось, что в том, как он был сформулирован, проявился серьезный недостаток информации об истории этой темы.

Что касается Крыма – тут еще проще. Нужно просто уважать волеизъявление крымского народа. Кто желает убедиться в том, что это волеизъявление было абсолютно искренним – надо просто приехать в Крым. Такие возможности существуют, и многие ими пользуются. В этом регионе России мы будем рады приветствовать всех непредвзятых людей, которые хотят посмотреть, как живут в Крыму все народы этой российской Республики.

Вопрос (адресован А.Линде): Комитет по обороне Швеции обозначил Россию как одну из угроз для страны, даже не исключил вероятность нападения. Обсуждались ли эти вопросы в ходе сегодняшней встречи? Удалось ли хотя бы частично снять существующие обеспокоенности?

С.В.Лавров (добавляет после А.Линде): Мы сегодня это обсуждали. Угрозы и риски нарастают. Мы поделились нашими оценками беспрецедентных планов НАТО по продвижению к нашим границам, затягиванию в натовские военные маневры нейтральных стран (таких как Швеция и Финляндия). Предложили нашим шведским соседям наладить доверительный, открытый диалог по линии военных, как мы это сделали с Финляндией три года назад. Шведские коллеги обещали подумать над этим предложением. Надеюсь, мы продолжим этот разговор. Мы готовы любые вопросы с нашими партнерами обсуждать в абсолютно открытом режиме.

ИСТОЧНИК:

МИД России. Публикации Дипломат.ру

Дипломатия. Публикации Дипломат.ру

Швеция. Публикации Дипломат.ру

ПМЭФ. Публикации Дипломат.ру

Подписывайтесь на наш видеоканал Дипломатрутубе

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra