«В настоящей трагедии гибнет не герой – гибнет хор» (Иосиф Бродский)
Передо мной тонкая книжечка — пять трагедий Софокла. «Эдип-царь», «Эдип в Колоне», «Антигона», «Аянт» и «Электра». Главный их список находится в знаменитой флорентийской Лауренциане, в других библиотеках лишь копии этого списка. Каждая из трагедий, написанных верлибром, не насчитает и сотни страниц. Однако, их влияние на развитие литературы и театра — шире всей мировой культуры! — превосходит по силе большой взрыв. Когда я говорю о культурном влиянии, то имею в виду не только то, что называется европейской цивилизацией или вернее то, что ей впоследствии стало, но и о влиянии на Россию, не меньшем, чем влияние христианства, по крайней мере, через Византию, ее письменность и культуру.
Софокл родился в 5 веке до нашей эры в богатой образованной греческой семье. Младший современник отца (хотя были и другие) европейской трагедии Эсхила, испытавший его прямое влияние, и старший современник Еврипида, повлиявший в свою очередь уже на него, он — крупнейший трагик в истории мировой литературы. Софокл является сердцевиной этого трио подобно тому, как Платон является сердцевиной трио Сократ-Платон-Аристотель, а литература является ядром триумвирата религия-литература-философия.
Сюжеты Софокла просты и как практически в любой классической литературе после него — они лишь начало разговора. По сути это описание жизни большого несчастного семейства, центр которого — фиванский царь Эдип и то, что происходит в пространстве перед его дворцом. С этической точки зрения Софокл близок к Эсхилу, но религия для него лишь повод для высказывания, он подобно Сократу предельно антропоцентричен и приковывает внимание к внутреннему миру человека, к вечному выбору между добром и злом (сегодня эта дихотомия привычна, но до античной драмы была неочевидной). По сути именно в его произведениях происходит переход к светской этике, что обеспечило и две главные реформы античного театра, которые по масштабу и значимости нельзя сравнить ни с одной более поздней, самой радикальной реформой театра — Софокл выводит на сцену трех персонажей, а сами герои на переднем плане заслоняют хор.
Этические проблемы поставлены в шедеврах Софокла до античной философии и до монотеизма. Правда художественного вымысла и его воплощения позволяет семейной трагедии в бытовом смысле подняться на уровень общечеловеческой трагедии. Терзания Эдипа и Антигоны — можно ли преступать нравственный закон, находясь в неведении, и что делать в тех случаях, когда милосердие и мораль оказываются выше человеческого закона?! Драматург, живший две с половиной тысячи лет назад, по-прежнему актуален, поскольку поставил вечные вопросы и вложил в свои абсолютно простые и великие слова эталон любви и страдания. Невероятные по силе кульминации и концовки. Потому его трагедии — по-прежнему самые главные пьесы мирового репертуара, современный театр обращается к ним снова и снова. В России достаточно вспомнить недавние блистательные постановки Римаса Туминаса и Андрея Кончаловский.
Софокл сегодня не может не быть интересен. Даже если — а так обычно и бывает — его читают всего несколько человек в студенческой группе. И даже если его жизнь и произведения являются фактом биографии максимум для одного из них. Софокл — основа нашей цивилизации.
Заглянем в лицо трагедии. Увидим ее морщины,
ее горбоносый профиль, подбородок мужчины.
Услышим ее контральто с нотками чертовщины:
хриплая ария следствия громче, чем писк причины.
Здравствуй, трагедия! Давно тебя не видали.
Привет, оборотная сторона медали.
Рассмотрим подробно твои детали.
Заглянем в ее глаза! В расширенные от боли
зрачки, наведенные карим усильем воли
как объектив на нас — то ли в партере, то ли
дающих, наоборот, в чьей-то судьбе гастроли.
Добрый вечер, трагедия с героями и богами,
с плохо прикрытыми занавесом ногами,
с собственным именем, тонущим в общем гаме.
Фото — https://md-eksperiment.org/
Подписывайтесь на наш видеоканал Дипломатрутубе
Подписывайтесь на наш канал в Telegram