Необходимо извлечь уроки из неудач предыдущих попыток
Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел и по делам эмигрантов Сирийской Арабской Республики В.Муаллемом Сочи, 26 ноября 2014 года
Мы рады принимать в Российской Федерации делегацию Сирийской Арабской Республики во главе с Министром иностранных дел и по делам эмигрантов В.Муаллемом. Сегодня состоялась встреча у Президента Российской Федерации В.В.Путина, а затем мы с г-ном В.Муаллемом провели насыщенные переговоры.
У нас единое мнение, что сегодня основным фактором, определяющим развитие событий на Ближнем Востоке в целом и в Сирии в частности, является угроза терроризма и экстремизма. Террористические организации и, прежде всего, «Исламское государство» (ИГ) пытаются достичь своей заявленной цели – создание «халифата», в котором будут царить экстремистские порядки, ведется террористическая деятельность на территории части Сирии и Ирака. Черные флаги этой структуры уже развиваются в Ливане, Ливии и Египте. Мы убеждены, что борьба с этой нарастающей сегодня на Ближнем Востоке угрозой является абсолютно приоритетной задачей для мирового сообщества. Россия будет продолжать оказывать содействие Сирии, другим странам, подвергающимся такой угрозе, в обеспечении их боеспособности для противостояния терроризму. Мы убеждены, что борьба с терроризмом должна вестись на прочной основе международного права, без двойных стандартов.
У нас возникают вопросы в связи с деятельностью коалиции, созданной США, которые объявили о своем праве наносить удары по сирийской территории, контролируемой ИГ, без согласия Дамаска. Считаем, что это противоречит основополагающим международно-правовым нормам.
Откровенно идеологизированный отказ Вашингтона от взаимодействия с Сирийской Арабской Республикой в антитеррористической борьбе выглядит тем более неадекватным на фоне недавно успешно завершившегося процесса химического разоружения Сирии, который подтвердил договороспособность сирийского правительства. Мы осуждаем попытки использовать экстремистские и порой откровенно террористические группировки для продвижения цели смены режима в Сирии. В конечном счете терроризм угрожает всем здравомыслящим людям, всем, кто являются патриотами Сирии и могут иметь иные подходы к урегулированию конфликта.
Мы с г-ном В.Муаллемом пришли к единому мнению и подтверждаем нашу позицию, что силового решения этот конфликт иметь не может. Считаем принципиально важным параллельно с антитеррористической борьбой предпринимать усилия по созданию условий для возобновления политического процесса с участием правительства Сирии и всех патриотических, в том числе оппозиционных, сил, которые хотят видеть свою страну суверенной, в которой этноконфессиональные группы чувствуют себя в равной безопасности и имеют равные права.
Работаем над созданием условий для возобновления политического процесса. Необходимо извлечь уроки из неудач предыдущих попыток, включая конференцию в Монтрё и состоявшиеся после нее два раунда межсирийских переговоров. Россия активно прилагает усилия в этом направлении. Мы подтвердили свою готовность предоставить московскую «площадку» для проведения контактов представителей Правительства Сирии и широкого спектра общественно-политических сил сирийского общества.
В ходе сегодняшних переговоров мы также высказали поддержку деятельности специального посланника ООН по Сирии С. де Мистуры, которые включают мобилизацию международного содействия политическому урегулированию в Сирии, решающее слово в котором должно принадлежать самим сирийцам на основе их взаимного согласия. Россия и Сирия также позитивно оценивают инициативу С. де Мистуры о продвижении к урегулированию через так называемые «локальные замораживания». Мы активно поддерживаем этот настрой спецпосланника, который планирует начать продвигать эти «локальные замораживания» (локальные замирения), начиная с Алеппо. Уверен, что успех на этом направлении позволит избежать новых жертв и вернуть к нормальной жизни тысячи мирных граждан.
Мы также обсудили состояние наших двусторонних отношений, этому было уделено внимание, в частности, на встрече у Президента Российской Федерации В.В.Путина. Помимо продолжения содействия сирийскому правительству в противостоянии террористам и экстремистам, Россия предоставляет существенную гуманитарную помощь сирийскому народу. За последние полтора года по линии МЧС России в Сирию было направлено около 30 бортов с такого рода грузами. Гуманитарная помощь оказывается и в других формах как по линии Правительства Российской Федерации, так и через Русскую Православную церковь, Фонд им. Андрея Первозванного, Императорское Православное Палестинское Общество и другие структуры гражданского общества России.
Заинтересованы в развитии торгово-экономического сотрудничества. Этому было посвящено состоявшееся месяц назад заседание российско-сирийской Межправительственной комиссии, которая рассмотрела ряд направлений, способных активизировать взаимодействие в этой сфере. Подчеркну, что мы высоко ценим усилия сирийского руководства по обеспечению прав христиан, которые в ходе многочисленных конфликтов на Ближнем Востоке подвергаются гонениям. Считаем принципиально важным, чтобы Ближний Восток и Сирия в частности были сохранены в качестве государств, где люди всех национальностей и вероисповеданий живут в равноправии и одинаковой безопасности.
Вопрос (адресован В.Муаллему): Уважаемый господин Министр, расскажите, пожалуйста, подробнее о существующих механизмах российско-сирийского диалога по продвижению межсирийских переговоров, а также о сроках планируемых переговоров в Москве.
С.В.Лавров (добавляет после ответа В.Муаллема): Если Вы рассчитываете, что будет объявлено о конференции, наподобие той, которая была созвана в Монтрё в январе 2014 года с участием более 50 государств, тысячи журналистов и при свете софитов, то такой конференции не будет. Россия уже не первый месяц кропотливо работает с самыми различными оппозиционными сирийскими группами, поддерживая, разумеется, повседневный контакт с сирийским правительством, чтобы постараться вывести их на понимание необходимости совместной работы в интересах собственной страны и народа. Учитывая накопившиеся за последние годы противоречия, а также непрекращающиеся попытки внешнего вмешательства в сирийский конфликт, понятно, что эта работа непростая и требует времени. Мы убеждены, что мудрость должна возобладать и что все сирийцы – все основные политические силы Сирии — смогут сесть за один стол, посмотреть друг другу в глаза и начать договариваться.
Эту работу мы проводим не скрытно, а постоянно информируем наших партнеров из числа западных стран и государств региона, особенно тех, кто имеют прямое влияние на те или иные группы внутри Сирии, и призываем их оказывать позитивное воздействие на эти группы, чтобы убедить их думать, прежде всего, о своей стране. Надеюсь, что эти сигналы «считываются» и дадут результат.
Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, вчерашнее решение Президента Франции, который вновь приостановил поставку в Россию «Мистралей».
С.В.Лавров: Я не хочу это комментировать, это — проблема Франции. У нас проблем нет, мы защищены контрактом. Судебные процедуры не будут длительными, если вопрос не решится в соответствии с обязательствами, которые взяла на себя французская сторона.
Вопрос: Террористы в Сирии, помимо ежедневных чудовищных преступлений и публичных казней, продолжают воровать сирийскую нефть, которую продают по дешевке (по 30-50 долл. за баррель) через турецких посредников. Очевидно, что без перекрытия каналов финансирования террористов и их прямой поддержки, которую практикуют некоторые региональные и международные игроки, бороться против терроризма малоэффективно и бесполезно. Какие, по Вашему мнению, существуют механизмы для международного сотрудничества в этой области?
С.В.Лавров: Мы получаем информацию, прежде всего из западных и региональных СМИ, о продолжающемся вывозе нефти из районов Сирии и Ирака, контролируемых террористами. Повторю, что в отличие от некоторых наших партнеров мы будем продолжать бороться с терроризмом на прочной почве международного права. Еще в июле 2014 года Россия внесла в Совет Безопасности ООН предложение взять эту проблему на контроль, разобраться в ней, установить факты и на этой основе наметить пути ее преодоления. Пока Секретариат ООН, к сожалению, не очень активно занимается установлением фактов. Поэтому несколько дней назад в очередном документе, который был принят Советом Безопасности ООН, мы вновь заострили эту тему и предложили поддержанные членами СБ ООН формулировки, призывающие положить конец этому явлению и в качестве первого шага перестать закупать нефть с этих территорий. Будем ждать доклада Генерального Секретаря ООН с фактами и предложениями конкретных мер, которые могут быть приняты для пресечения такого рода торговли.
Надеюсь, что это мнение, заложенное в документе Совета Безопасности ООН, услышат в ЕС. Не так давно Евросоюз приостановил действие эмбарго на закупку нефти из Ливии, где тоже есть нефтедобывающие регионы, которые контролируются террористическими группировками.