Эрмитаж и германские коллеги договорились о совместном исследовании Виктории Кальватоне, древнеримской скульптуры, которая была перемещена в Россию и недавно была выделена из общей массы скульптурных памятников для специального исследования и реставрации. Совместность работы – часть рецепта, рождённого российскими и германскими учеными для такого типа экспонатов.
Потерянная в годы войны скульптура «Виктория Кальватоне» из Античного собрания Государственных музеев Берлина, которая до 1939 года находилась в Старом музее на Музейном острове в Берлине, была в ходе научных исследований снова обнаружена в России.
Об этом сообщает статья в предоставленном Фонду прусского культурного наследия научном журнале Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. В статье говорится, что статуя Виктории при поступлении в Эрмитаж в 1946 году была внесена в инвентарь как французская скульптура XVII века. Долгие годы она находилась в специальном фонде музея, и совсем недавно появилась возможность исследовать и идентифицировать скульптуру. В результате работы с архивными материалами и на основании технико-технологической экспертизы российским специалистам удалось определить происхождение объекта в числе перемещенных культурных ценностей, поступивших из музеев
Президент Фонда прусского культурного наследия Герман Парцингер и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский договорились о совместном научном изучении и реставрации скульптуры.
Парцингер поблагодарил российских коллег за открытое исследование: «Эрмитаж и Государственные музеи Берлина в течение нескольких лет ведут хорошее профессиональное общение и реализовали многочисленные общие выставочные проекты, в том числе с участием перемещённых во время войны культурных ценностей. Пример – недавняя выставка «Бронзовый век. Европа без границ». Теперь научное исследование скульптуры «Виктория Кальватоне» станет началом следующего этапа превосходного, основанного на доверии сотрудничества».
Михаил Пиотровский подчеркнул: «Эрмитаж и германские музеи выработали хороший рецепт научного взаимодействия, в том числе и в деликатных сферах. Оно продолжается в конкретных исследовательских проектах и в проекте «Виктория Кальватоне», в частности».
Виктория была найдена в 1836 году вблизи Кальватоне в Италии, в Ломбардии, на границе провинций Кремона и Мантуя. В 1837 году вышла первая публикация находки. В декабре 1841 года Густав Фридрих Ваген, директор картинной галереи, приобрёл коллекцию скульптур для Королевского музея в Берлине, куда она поступила весной 1842 года. В 1939 году она, как и многие другие музейные предметы, была перенесена в Имперский монетный двор на площади Молькенмаркт. После окончания войны она считалась потерянной и была опубликована в каталоге потерянных экспонатов Античных собраний (2005). Задокументированным был только вывоз статуи Виктории русскими трофейными бригадами.
Виктория Кальватоне – это шедевр времен Римской империи, созданный на основе композиции и статуарных мотивов произведений более раннего времени. Тело напоминает о танцующей Менаде эллинистического периода, голова восходит к классическим формам V века до н. э. Бронзовая статуя высотой 170 см была позолочена. Согласно надписи на шаре (CIL V 4089: VICTORIAE AUG / ANTONINI ET VERI / MARCUS SATRIUS MAIOR) статуя Виктории была установлена в период правления Марка Аврелия и Люция Вера (161-169 гг. н. э.), предположительно по случаю победы в парфянской войне Люция Вера в 162-165 годах н. э. Богиня победы на небесной сфере символизировала внешнеполитические успехи римских императоров.
Виктория была найдена в четырёх частях: торс, голова, правая рука и сфера с надписью. Вскоре после находки фрагменты скульптуры соединили в единую композицию. На более позднем этапе, вероятно, после поступления в музеи Берлина, в реставрационной мастерской были дополнены отсутствующие части фигуры – левое предплечье, левая нога и крылья. В 1871 году был создан слепок скульптуры.
Материал предоставлен пресс службой Государственного Эрмитажа