С 3 по 15 ноября в Санкт-Петербурге под эгидой Международного культурного форума проходит выставка картин современных китайских художниц «Покидая Пионовую беседку». Работы представлены в Мраморном зале Российского этнографического музея. Возможность собрать воедино разнообразные творения одиннадцати современных художниц Китая стало возможным благодаря сотрудничеству Санкт-Петербургского государственного университета и Штаб-квартиры Институтов Конфуция.
— Вы считаете это искусство необычным? — спрашивает пекинская художница Се Ци, картины которой выставлялись 21 раз в общем не только в Пекине, но и в Европе – в Италии, Швейцарии, Франции, США и Германии, — не потому ли, что это всего лишь отличается от вашего представления традиционного китайского искусства – или российского мнения того, каким должны быть картины? Каждая из находящихся здесь работ— особенная, наполненная своими красками реальности. Это не то, что мы привыкли ощущать и видеть; это – отражение самого создателя произведения, ее призыв или ее отклик, ее сострадание. Хотя, конечно, наше искусство ощутило на себе влияние советской школы – особенно старшее поколение, которое еще застало период СССР. Мы выросли на советском искусстве – и от этого очень сильно хотелось побывать здесь. Это – осуществление как мечты моего поколения, так и того, что было до нас. Конечно, хотелось бы, чтобы эта выставка была не последней; будет такая возможность – привезу сюда еще своих картин.
Стиль самой Се Ци отличается обилием цветов, яркости образов и таинственности; деликатные, абстрактные переходы складываются в человеческое лицо или черты лица, размытые контуры человеческих фигур во весь холст. Театральная, зыбкая и туманная атмосфера проходит через большую часть ее произведений, усиливаясь к последним работам, созданным в 2016 году, когда образы утрачивают свой четкий образ, все больше напоминая мираж – недосягаемые люди и предметы, далекие и хрупкие.
Более 60 уникальных картин, каждая из которых – отклик на какое-то изменение в обществе, отражение социально-идеологических процессов. Вместе с тем, это чувственное женское видение мира, их ответ на происходящие в Китае реформы и перемены. В Мраморном зале можно было увидеть, как абстрактную живопись, так и произведения жанра постмодернизма. Заметно, что в картинах женская самоидентификация художниц ослабевает, внимание концентрируется на сознании и выражении человеческих забот. Это – не работы пассивных китаянок, скованных традиционностью и патриархальным укладом жизни; они избавились от комплекса «Пионовой беседки», взращивая собственную индивидуальность и эстетическое самосознание.
Работы Цай Цзинь, Янь Пин, Шэнь Лин и Лэй Шуан – это поиск пути их «Пионовой беседки», личностного освобождения, в абстрактной ли, реалистичной ли манере выражения. Художницы олицетворяют собой старшее поколение современных творцов в изобразительном искусстве, и, от этого, работы, к примеру, Янь Пин могут показаться спокойными и романтичными, когда как творчество Сун Кунь больше базируется на эпатаже и социальных проблемах.
Се Ци, Сун Кунь, Лу Сяо и Се Кунь – молодые художницы, что менее скованны, нежели старшее поколение. В картинах заметна независимость, опора на собственный опыт при столкновении с соблазнами реальной жизни и творческого тупика. Они – еще дальше от «пионовой беседки», но, вместе с тем, продолжают объединять в своем понимании современность китайского искусства и традиционный характер. Интересно, что представлены работы как ныне здравствующих художниц, так и уже умерших: картины маслом Сюй Сяоянь, обладательницы награды фонда имени Сяо Шуфан как выдающаяся художница, умерла в 2012 года.
— До этого момента мы в основном концентрировались на выставках либо у себя, в Китае, либо в Европе, — рассказал куратор «Пионовой Беседки» Гу Чжэньцин, — однако, в последнее время отношения между Россией и Китаем стали интенсивно развиваться. Хоть и культурный обмен между нашими странами усилился, мы все еще далеки от понимания друг друга, есть над чем работать. И Россия, и Китай – развивающиеся страны; у нас много общего – в том числе и возникающие социальные проблемы, вызовы. Если мы сможем понять друг друга на культурном уровне, научиться чему-то друг у друга, то это, вероятно, поможет и нашему сотрудничеству на политическом уровне.
По словам Гу Чжэньцина, выставка может стать своеобразным посылом от китайских художниц русским женщинам, объединенными общими заботами и проблемами. Это – визуальное переживание того, как китаянки выживают в мускулином китайском обществе, бесценный опыт, который может пригодиться россиянкам.
— Это огромная честь для Российского Этнографического музея выступать в качестве куратора подобной выставки, первой в России, — поделился Грусман Владимир Моисеевич, директор музея, — в настоящее время вместе с китайскими коллегами мы организовали ответную выставку в китайском городе Ухани. Мы очень долго готовились и ждали «Покидая Пионовую беседку». Столь поэтичное название данной выставки как нельзя лучше подходит для женщин-художниц. Это – неплохой опыт; мы уже знакомы с творчеством женщин европейских, теперь вот появилась возможность познакомиться с творчеством женщин азиатских. Я надеюсь, что на этой выставке побывают как приехавшие в Петербург граждане КНР, так и наши соотечественники.
— «Покидая Пионовую беседку» — проект СпбГУ вместе со своими партнерами, очень важный для нас, — рассказал Алексей Заварзин, пресс-секретарь СПбГУ, — это – очередное открытие, которое мы смогли совершить вместе. В прошлом году здесь, в Петербурге мы одними из первых организовали выставку современного китайского искусства. Сегодня представлено творчество современных китайских художниц – вообще впервые в России. Другое слово, которое ассоциируется с университетом, это «объединение». Мы объединяем – как и на этой выставке, где в одном пространстве собраны весьма разные художницы. В процессе подготовки этой выставки вместе работали весьма разные организации. Идея проведения данного проекта позволила таким разным объединениям работать сообща.
— Проведение данной выставки стало возможным благодаря проведению политики реформ и открытости 1978 года, — добавил Гу Чжэньцин, — эта выставка – объединение восточной и западной культур, традиционного и современного искусства. Художницы хотели поделиться своими переживаниями с российскими друзьями: грусть, радость или мнение о происходящем. Мы задаем себе вопрос: поспособствовали ли как-то наши китайские женщины достижению экономического успеха Китая? Ответ можно найти на этой выставке, которая и приоткрывает нам завесу тайны над истиной. «Покидая Пионовую беседку» — одна из тех опорных точек для дальнейшего укрепления российско-китайских отношений, обмена, дальнейших контактов в сфере культуры. Картины, представленные здесь – также мост, что объединит людей двух стран.
— При всем разнообразии художественных направлений, представленных на выставке чувствуется воздействие традиционной китайской культуры и западной школы живописи, — рассказала Юлия Мыльникова, куратор выставки с российской стороны, директор Института Конфуция в СПбГУ с российской стороны, — взаимопроникновение и взаимовлияние двух традиций – восточного и западного искусства – обогатило творчество китайских художников. Именно это и стало залогом большой востребованности современного искусства в Китае. «Покидая Пионовую беседку» задумывалась как панорама современного китайского женского творчества, как гимн современной китайской Художнице.