С 24 ноября в российский прокат выходит фильм «Поезд в Пусан» — южнокорейский зомби-апокалипсис Ен Сан Хо. Предпремьерный показ проходил 13 мая 2016 года на Канском кинофестивале в режиме «Полуночного показа». Он уже собрал более 130 000 000 долларов в мировом прокате и получил достаточно положительные отзывы от кинокритиков.
В России фильм представлен кинопрокатной компанией «ПРОвзгляд»; с начала проката фильм будет показан в кинотеатрах Санкт-Петербурга и по 40 городам страны.
У маленькой Су-ан день рождения. Девочка живет с отцом в Сеуле и очень хочет отправиться к маме в Пусан. По дороге случается непредвиденное, и на страну обрушивается загадочный вирус. Пассажирам поезда в Пусан — единственного города, отразившего атаки вируса- придется бороться за выживание. 442 километра в пути. Добро пожаловать на борт и помните — в этой гонке недостаточно выжить, чтобы остаться человеком.
У этого фильма есть приквел – анимационный фильм «Станция Сеул» за авторством того же самого Ен Сан Хо, вышедший на экраны 18 августа 2016 года. Он вошел в программу показов Эдинбургского кинофестиваля 2016, международного анимационного кинофестиваля в Анси, международного кинофестиваля «Fantasia» в Монреале и международного кинофестиваля в Сиджесе.
– Простая, захватывающая поездка по миру, зараженному демонами, – охарактеризовал «Станцию Сеул» Кларенс Цуи из The Hollywood Reporter.
Темы про «поездку» и «демонов» получили продолжение и в «Поезде в Пусан», что добросовестно отрабатывает жанры боевик, триллер и ужасы. Есть сцены динамичные, где персонажи размахивают битами и швыряют зомби о стены поезда; кому-то больше по душе придется нагнетающие обстановку эпизоды, когда персонажи застывают, а воздух дрожит и звенит от напряжения; есть и ужасы. Если есть зомби, то всегда будут ужасы.
Одновременно с этим «Поезд в Пусан» разительно отличается от своего приквела и от «Новой Эры Z», что совсем недавно вышла на российские экраны, или от «Войны Миров Z», которую все никак не оставят в покое. Но он и во многом перекликается с данными картинами.
Изломанная физика, образ Сан Хва (Ман Дон Сок), который так похож на Джерри Бреда Пита, пасхалка с обвязыванием запястий подручной броней из скотча, одежды и деревяшек – и последующее саркастичное заражение через укус зомби в ладонь, которую защитить-то забыли, как камень в огород «Войны Миров Z». Упор на историю взаимоотношений родитель-дитя, знакомой нам по «Новой Эре Z», в которой ребенок оказывается во многом проницательнее взрослых. Хотя, если Сенниа Нануа испытывала на себе давление со стороны литературного прототипа, то здесь Ким Су Ан чувствовала себя куда свободнее.
Су Ан, дочь Сок Ву, получилась такой же, как и сотни детей, которых можно увидеть в Корее и за ее пределами; они смотрят на вас и многое понимают – но многого еще не знают. Режиссер хорошо обыграл изречение «Устами младенца глаголит истина», дав зрителям достаточно ярких моментов, чтобы было возможно ощутить немой укор ребенка глупым, жадным взрослым.
Ко всему прочему, от «Новой Эры Z» фильм отличается своим меньшим упором на научную подоплеку и большим – на психологию и взаимоотношения людей. Довольно скоро становится ясно, что не только зомби могут стать проблемой для человечеством, но и собственно люди, погрязшие в пороках, привыкшие идти по головам слабых.
Зомби здесь привычные, без новшеств в стиле «Тепло наших тел» или «Новой Эры Z», мутаций от «Dying light» или комплекта фильмов+игр «Resident Evil» («Обители Зла»). По скорости да с целыми конечностями они не превосходят человека – да и с чего бы? Не обладают ночным видением, более того, работа части органов восприятия у них нарушена – речь, зрение, слух, осязание. Ен Сан Хо словно возвращается к тому, с чего начинались подобные произведения, отдав дань уважения старым кинолентам и становясь противовесом перегруженным, неправдоподобным боевикам на грани фантастики.
Хотя во многом зомби-апокалипсис здесь – лишь основа для раскрытия истории главных персонажей, которых оказывается не два, не три и даже не четыре; каждый из них достаточно самобытен и автономен, обладает собственной историей, характером, мнением относительно происходящего. Естественно, что и путь каждый выбирает разный – кто-то «выживать любой ценой», а кто-то «остаться человеком». Хотя сюжет нам явственно доказывает, что ни первые, ни вторые не застрахованы от неожиданностей. Здесь нет ни правильного, ни неправильного пути.
«Поезд в Пусан» может похвастаться хорошими планами, приличной долей спецэффектов, добротной операторской работой без косых склеек монтажа – все, что нужно для качественного, хорошего фильма.
Неплох подбор актеров – Кон Ю, который, кстати, родился в Пусане, и в основном работал в жанрах драма, мелодрама и комедия. Ему хорошо удается история отца, руководителя фонда Сок Ву, который работает, как проклятый ради того, чтобы обеспечить свою семью, но, в результате, теряет все. Он нежно и сильно любит свою дочь – а она его, но в привычной ситуации у них нет возможности в достаточной мере показать это. Кон Ю добротно изобразил смену системы ценностей своего персонажа на протяжении всей ленты, его очеловечивание и силу духа.
Его игра неплохо сочетается с тем, что вытворяет на экране Ма Дон Сок, исполнитель роли Сан Хва. Его персонаж, в противовес Сок Ву, изначально придерживается высоких моральных принципов, трепетно относится к своей семье.
Противоположностью является Ен Сок (Ким И Сон), руководитель автобусной компании. Он-то как раз – живое олицетворение принципа «выжить любой ценой», который настолько въелся в его натуру, что остается неизменным даже в чрезвычайных ситуациях. Он – словно отражение всего самого темного, того, во что мог бы превратиться Сок Ву лет через двадцать, не случись зомби-апокалипсиса.
По сравнению с ними роли Су Ан, Сон Кен (Чон Ю Ми) и бездомного (Чхве Гви Хва) отступают на второй план как средство для раскрытия характеров главных персонажей, стимула сражаться, причины для тех или иных поступков. Хотя невозможно пожаловаться на то, что их образы были переданы недостаточно полно.
Параллельно Пак Чу Сок и Ен Сан Хо пускают еще одну линию – баскетбольной школьной команды, а именно – Ен Гука (Чхве У Щик) и Джин Хи (Сан Со Хи), поучительная и харизматичная история о том, что здесь магия фильма «Тепло наших тел» не срабатывает. Хотя и тут ситуация, когда на передний план выступает роль Ен Гука, а Джин Хи – лишь сопутствующий элемент его истории.
Проблемы отцов и детей, белых воротничков, бедных и богатых, ценности семьи, человечности, приемлемого и аморального, подростковой влюбленности, современной молодежи, наследственности, выбора между отцом и матерью – все это предстает перед зрителем на экране, в персонажах, диалогах, судьбах. Как будто и без этого недостаточно было моментов, на которых хотелось бы прокрутить время вперед, чтобы было не так страшно; как будто без этого не хватало моментов, когда зал начинал рыдать, истерично смеяться или обреченно закатывать глаза.
Зомби-апокалипсис в «Поезде в Пусане» – катализатор, который поднимает на поверхность проблемы современного социума. Вместе с тем, он оказывается куда динамичнее и интереснее, нежели свои предшественники по типу «Волка с Уолл-стрит» и ему подобных. И куда человечнее, искреннее.