Сейчас в музейной среде идет очень много разговоров о том, какой должна быть современная выставка. И вот то, что представлено в Шереметьевском дворце в рамках ежегодного фестиваля искусств «Дягилев. Постскриптум» на выставке «Серебро и золото Пиковой дамы», можно с полным правом отнести к понятию «современная».
Само построение выставки, организованной Музеем театрального и музыкального искусства совместно с Государственным Эрмитажем, ГМЗ «Петергоф», музеем — усадьбой «Останкино» и многими другими партнерами, показывает, как можно увидеть век 19 из века 21.
Выставка посвящена одной из самых блистательных и самых загадочных женщин русской эпохи – княгине Наталье Петровне Голицыной, которая послужила прототипом знаменитой пушкинской графини из повести «Пиковая дама».
Фрейлина, позднее статс-дама и кавалерственная дама ордена св. Екатерины Большого креста, она была одной из наиболее видных и влиятельных фигур при дворе четырех монархов – от Екатерины II до Николая I.
Вся история началась с карточного проигрыша Сергея Григорьевича Голицына Александру Сергеевичу Пушкину. Княгиня поведала внуку тайну трех карт и тот смог отыграться. Такова легенда, о которой говорили в свете и которая легла в основу легендарного романа, первое издание которого представлено в одной из витрин.
Но куда деться без карт рядом с таким экспонатом! И вот в столике и на полу разбросаны проклятые колоды, вы можете протянуть к ним руку… Но не надо, сзади уже наклонились темные фигуры, которые, как мне кажется, не дадут вам это сделать. Звучит ария Томского «Однажды в Версале»…
Когда вы выходите из мистического состояния и понимаете, что это всего лишь театральные костюмы к постановке, то еще раз благодарите музейщиков за прекрасное оформление, которое сделано с большой любовью к своей героине. Но что не померещится в темном зале. Дальше — больше. Из темноты на парадной лестнице еще фигуры, на экране фильм — экранизация еще немого кино.
Переходя из комнаты в комнату вы чувствуете присутствие княгини постоянно — это и портреты ее и членов ее семьи, и предметы, которые ей принадлежали и, наверняка, сохранили в своих глубинах воспоминания о ней.
Музейщики говорят, что первоначально Наталья Петровна как то даже противилась проведению этой выставки: что-то падало, что-то не пролезало в дверные проемы. Но в конце концов она (или ее дух?) поняла, что ничего плохого здесь не происходит, и все встало на свои места.
Но мы видим, как она из-за двери все равно присматривает за нами, людьми, которые с любопытством рассматривают золотую медаль, полученную ею за участием в Придворной карусели 1766 года. Рядом — медаль ее подруги, Анны Шереметьевой, в чьем доме она довольно долго жила, пока строился ее собственный на Малой Морской угол Гороховой.
И, наверное, это тоже своего рода мистика — дом, где скончалась княгиня рядом с домом, где умер Петр Ильич Чайковский, который написал великолепную оперу, поставленную на многих сценах мира
Эта выставка еще раз показывает, как можно создать пусть и временную, но прекрасную экспозицию, в которую войдут экспонаты из разных музеев и библиотек, и собраний частных лиц, объединенных идеей. А у музейщиков фантазии богатые. Так в Шереметьевском дворце оказались серебряный туалетный прибор Голицыных-Строгановых работы А.Булье из собрания Эрмитажа,
53 предмета из своей исторической коллекции предоставил ГМЗ «Петергоф» — гравированные портреты Елизаветы Петровны, Павла Федоровича, Екатерины Великой и придворного окружения графини Натальи Петровны. Прекрасные мраморные работы представлены музеем — усадьбой «Останкино»,
Пушкинский дом предоставил вексель, которым расплатился Пушкин за один из своих карточных долгов. Предметы из личного собрания представил Николай Цискаридзе — один из лучших Германов мирового балета.
Вот так добрая воля дает возможность историческим предметам вернуться в места своего прежнего обитания, откуда они были сметены событиями 20 века. Наверное, Наталья Петровна поняла это и тихонько радуется, глядя на нас