В эти выходные – 25 и 26 октября — гремит AVA Expo, что по своему масштабу и задумке уже превосходит летний Старкон. Множество разнообразных персонажей, стендов, квесты, презентации, конференции, мастер-классы – неудивительно, что этот фестиваль, встречаемый Петербургом вот уже который год, называется с гордостью всероссийским. И, если летом посетителей Старкона приветствовал настоящий космонавт, словно сошедший со страниц книг главный герой, то в этот раз присутствующие смогли познакомиться с Марией Семеновой, подарившей нам славянское фэнтези.
Если нельзя никак повлиять на ситуацию – то и переживать не стоит
— Вот возьму и покажу, как фэнтези нужно писать! — с такими словами Мария Семенова в далеком 1995 году, огорошив мир своей первой книгой про Волкодава. А о том, что стало причиной такого решения, к чему это привело – и что осталось после Волкодава, узнали посетители AVA Expo2014 в эти выходные.
Казалось бы – после Толкиена написано много, а будет написано еще больше. Всевозможные ведьмы, маги, колдуны, эльфы, орки, гномы – взять хотя бы ту же самую Сагу о копье, или же Конана-варвара. Что еще можно было придумать?
— Сколько можно уже этого европейского? Невозможно читать уже это все без несварения желудка — посетовала Мария, — поэтому я решила – почему бы не написать про наше, родное фэнтези?
Как оказалось – задумка оправдала себя, и через год свет увидело продолжение – «Волкодав. Право на поединок», а после родились и «Волкодав. Истовик-камень», «Волкодав. Знамение пути», «Волкодав. Самоцветные горы», «Волкодав. Мир по дороге». На основе книг – появились фильмы, в частности – творение Николая Лебедева, подарившего нам свою интерпретацию славянской истории с Александром Бухаровым в главной роли.
— Я сперва долго ругалась, когда увидела результат. Потом хохотала. А потом уже воспринимала это как-то отстраненно. Николай показал другую историю про совсем других людей — поделилась с присутствующими Мария, — А у меня принцип такой – если не могу воздействовать на что-то, то и беспокоиться незачем.
Волкодав – безнадежный натурал (несмотря на весь полет мысли фанатов), воспитанный принципом – если хочешь, чтобы выжила стая, ставь во главе угла материнство и детей, делай все, чтобы женщины имели возможность рожать и воспитывать детей. А иначе нация будет на грани исчезновения. Безусловно, это стоит понимать в первую очередь тем, кто считает, что серия книг «Волкодав» может плохо повлиять на подрастающее поколение, молодых юношей.
Но одним только «Волкодавом» дело не ограничилось
— Хватит уже на одном персонаже ездить! И, поэтому, с декабря я подумывала о том, чтобы написать что-то, что превзошло бы Волкодава. Я долго искала ниточку – так часто делаю, когда ищу зачин для нового произведения. Вспомнился мальчик, спасенный однажды – и о котором потом я нигде не упомянула. В процессе он оброс историей, характером, оказался у предков Волкодава – а уже на это откликнулась и сама вселенная произведения. Появилась причина для подвигов – он должен будет отблагодарить своих спасителей, — так появился потерявшийся сводный брат. Саркастично хмыкающий за моей спиной Волкодав постепенно терял свою уверенность, а потом и вовсе ретировался, поняв, что ему не сравниться с тем, что пишу я сейчас.
И тут же добавила: «Хотя и планируется трилогия – книга, в которой все потерялись, книга, в которой все нашлись, и, наконец, книга, в которой всех победили и все стало хорошо, — книги, в которой все умерли, точно не будет»
Молодым писателям
Не обошлось и без наставлений: юные посетители попросили Марию поделиться опытом – о том, как писать, о чем и где.
— Можете писать – лучше не пишите, скажу честно. Потому что, если у тебя не горит душа, а всего лишь ленивые почесушки и желание прославиться и заработать на книгах – то лучше найдите себе другое занятие по душе. А если не писать не можете – то лбом в двери и вперед, прошибать, совершать невозможное.
Главное, как оказалось – настроить себя и «влезть» в своего персонажа, основательно продумать – пусть даже это будет какой-то отдельный файлик в планшете, посвященный одному герою. И, еще – не стоит смотреть как качественные, так и среднестатистические произведения: фильмы, книги, комиксы. Потому что в таком случае мысль начнет неизбежно отклоняться в сторону чужой вселенной, изменять первоначальную задумку.
— Всегда стоит помнить, что лучше писать о том, что наверняка знаешь. Если у меня Волкодав плетет корзины – то и я сама занимаюсь тем же, в результате чего сплела уже где-то 5-6 штук. Однако, со временем ты настолько увлекаешься этим побочным делом, что вспоминаешь о своей первоначальной цели только когда упираешься в потолок и понимаешь, что достигнуть мастерства сможешь только откинув все остальные дела. Поэтому я бросила, например, айкидо – помимо него у меня и так полно занятий, которые нужно освоить для произведений.
Фотограф – Филанова Юлия