Август – не повод отчаиваться и скорбеть о пролетевшем лете, но повод использовать еще один шанс хорошенько отдохнуть. А так как Санкт-Петербург никогда не отличался стабильными солнечными деньками, для петербуржца вполне естественно желание отдохнуть где-нибудь на пляже, без дождя, без слякоти и промозглого ветра.
Для представителей туриндустрии это – повод подвести итоги развития туристического бизнеса в России и задуматься о том, что еще они могут предпринять, чтобы россияне посещали отечественные пляжи, а не турецкие или египетские.
2 Августа в информационном агентстве ТАСС состоялась пресс-конференция в формате телемоста Санкт-Петербург-Сочи-Симферополь. В роли докладчиков выступили директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская, министр курортов и туризма Республики Крым Сергей Стрельбицкий и заместитель начальника управления по курортному делу и туризму администрации города Сочи Сергей Доморат. Которые, как раз таки, и подвели итоги прошедшего сезона и поговорили о перспективах развития туризма на Черноморском побережье Крымского полуострова и Большого Сочи.
Итоги, кстати говоря, были подведены довольно радужные: по данным туроператоров рост продаж пакетов на отечественные курорты составил почти 50%. С этим может быть связан рост валютных курсов, активное обсуждение в СМИ Крыма и Сочи, а также введение дактилоскопии при получении Шенгенской визы. Впрочем, вполне возможно, что одной из причин стал также, отмеченный в последнее время, всплеск патриотизма, во время которого отечественные туристы вполне естественно проявляют повышенный интерес к российским курортам, а их владельцы только рады стараться. Ввиду этого, в последнее время наблюдается выход на рынок отечественных туроператоров с готовыми пакетами предложений, а администрация курортных городов уже вовсю продумывают культурную программу на бархатный сезон и на межсезонье.
В основном, в Крыму отдыхают семейные пары лет 30-ти с детьми, рассчитывая свой отдых на 7-10 дней и примерную сумму в 35-45 тысяч рублей. Те, кто помоложе, предпочитают Сочи, Ялту и Геленджик – и, желательно пляжи почище, не столь многолюдные. Даже сейчас курорты и отели в Краснодарском Крае и Крыму переполнены, а туроператоры продолжают получать запросы на остаток лета и даже на осень.
– У нас, еще с советских времен, два сезона отдыха – купальный и лечебный, – поделился Сергей Валентинович Стрельбицкий, – но с того времени мы значительно разрослись и можем предложить больше вариантов и объектов. Помимо самих курортов у нас планируется также программа для малых музеев и горных троп – чтобы люди, приехавшие отдохнуть, смогли увидеть другой Крым. Уже утвержден план по продвижению Крыма на осень-весну, и мы стараемся распространять политику по удержанию цен на Западном и Восточном Крымских побережьях. В будущем планируются также проведение вебинаров и медицинских консультаций для отдыхающих – все для того, чтобы оптимизировать время, проведенное туристами на наших курортах.
И это – вполне разумный подход, ведь основным критерием оценки работоспособности любой туристической зоны отдыха является поведение туристов. Для этого необходим контроль и анализ ситуации, понимание, что мир изменился, а турист сейчас более грамотен и осведомлен. Это подтверждают данные туроператоров, согласно которым 95% туристов приезжают по заявкам туроператоров, и только 5% ищут место размещения.
Понимание необходимо и со стороны отельеров, которые помимо заработка также являются составной частью имиджа курорта: не редки случаи, когда цены на номера и предоставляемые услуги менялись прямо во время сезона, что заставляло туристов целыми группами переезжать из одного отеля в другой. Конечно, можно собрать всех отельеров и попытаться с ними договориться, но даже в этом случае заставить установить определенный уровень цен администрация не в состоянии. Здесь может быть интересен опыт Сочи перед Олимпиадой, когда с определенным пулом отелей был заключен договор по регламентированию уровня цен, который позднее нашел отражение и в постановлении правительства РФ по уровню цен на сезон Олимпиады – что, в свою очередь, охватило остаток отелей.
В отличие от Крыма, Сочинские курорты оказываются на первый взгляд более подготовленными: здесь и олимпийские объекты, и пляжи, и горнолыжные курорты, которые обеспечивают базу для программы отдыха на Новый Год.
– Мы уверены в своих туристах: те, кто посетил нас один раз, обязательно приедет еще, – сообщает Сергей Анатольевич Доморат, – на время сезонов у нас подготовлены программы отдыха, а вот на межсезонье – различные мероприятия: Новая волна, Парусная регата, Международный Инвестиционный форум. В наших силах сделать курорты Черноморского края самыми лучшими в мире, – уверенно заключает он.
Конечно же, в прошедшем сезоне пришлось столкнуться и с некоторыми проблемами: это и корректировка цен во время продаж со стороны отельеров, агрессивная политика на рынке, претензии к качеству от посетителей. Все это – повод тщательнее продумать организацию и программу отдыха на следующие сезоны. Впрочем, по заверению представителей курортов Сочи и Крыма, они сейчас упорно работают над этим и уже сейчас могут с гордостью заявить, что отечественные курорты могут на равных конкурировать с курортами Турции и Египта.