В разгар кино-сезона не остается без внимания новая картина Пола Верховена «Она». Дерзкий вызов голландского режиссера, раскрывающий очередное социальное табу – изнасилование. В основе ленты – роман француза Филиппа Джиана.
Вышедшая с жанровой пометкой «эротический триллер» картина рассказывает о жизни Мишель Леблан (Изабель Юппер), обладающей всеми признаками успешной парижанки за пятьдесят: собственная компания, развод, замужний любовник, взрослый ребенок (сын, который, правда, глуповат и чрезмерно эмоционален), верная подруга и вечно молодящаяся мать. И, конечно, своя страшная тайна – отец – серийный убийца, на религиозной почве покончивший не только с соседями, но и их животными. Вот с этим набором Мишель и проживает каждый день, пока в ее окно не врывается мужчина в лыжной маске и не насилует ее. Он снова и снова появляется в ее жизни, а постоянно напоминая о себе то пошлой смс, то белым пятном на простыне, то вновь заявляясь в окно.
Картина вызывает смешанные эмоции – то ужас от откровенных сцен насилия, то смех, вызванный поведением героев – точно из вечных анекдотов про измены, любовников и внебрачных детей. Но что ощущаешь отчетливо на протяжении всего фильма – так это некую абсурдность происходящего. Реакции героев ленты не соответствуют общепринятым социальным сценариям. Например, если женщину изнасиловали, то «жертва» вроде бы должна впасть в депрессию, и мечтать либо умереть, либо найти и наказать «преступника». Но Мишель Леблан напоминает главного героя произведения Альбера Камю «Посторонний», модель поведения которого также никак не соответствовала ожидаемой. Такое же спокойное продолжение давно устоявшейся жизни, не смотря на, казалось бы, страшные события, некая отрешенность и честность с собой. Причем последняя установка героини работает на 100%, она говорит, что думает и делает, что хочет – секс с мужем подруги, подглядывание за соседом и даже повторение тех моментов с кровью, рваным нижним бельем и неистовыми криками. А об инциденте Мишель рассказывает друзьям за обеденным столом, не ища сочувствия или помощи, а просто ставя перед фактом. И вообще, кажется, ничто не может выбить почву из-под ног самоуверенной француженки, ни открытая антипатия и злые шутки некоторых сотрудников, ни презрительные взгляды прохожих, узнавших в ней дочь отца-маньяка, ни насилие, ни смерть. Реакция одна – отряхнуть юбку и жить дальше.
Только здесь, в отличие от «Постороннего», никто не судит и осуждает, а ненадолго подняв глаза на Мишель, снова опускает его, продолжая медленно раскручиваться на своих каруселях жизни – вверх – вниз, вверх – вниз. Тут начинаешь думать, не так уж ли мы отличаемся от утрированных персонажей Пола Верховена, не на нас ли он показывает картиной «Она».
Автор «Турецких наслаждений» и «Основного инстинкта» вновь удивил, хотя нельзя сказать, чтобы шокировал. Черная комедия и триллер со сдержанными эротическими сценами – очередная ирония над современными ценностями и их носителями. Достойное продолжение своей режиссерской линии, ломающей шаблоны кино и реальности.