Действие фильма разворачивается в Одессе в августе 1970 года. В гости к тестю с тещей, Григорию Иосифовичу и Раисе Ировне Давыдовым, прилетает из Москвы зять Борис, журналист-международник, и его восьмилетний сын Валерик. В день их прилета в Одессе объявляют карантин. Город закрывают, и приехавший на пару дней Борис остается в незапланированном отпуске, который изменит его жизнь навсегда.
Одесса — город, о котором у каждого есть собственное представление. Даже у тех, кто здесь не бывал. Бульвары, платаны, оперный театр, «Одесские рассказы» и одесский юмор — ряд можно продолжать до бесконечности, но для фильма Валерия Тодоровского «Одесса», все эти одесские стереотипы не имеют значения. За исключением одного — эпидемии холеры, в последний раз случившейся в Одессе почти полвека назад. Холера здесь, впрочем, скорее фон. Фильм, не об эпидемии и не о городе, запертом на карантин, а о людях, которые в этих условиях впервые почувствовали себя свободными. Стали действовать без оглядки на запреты, повсеместные в эпоху, о которой идет речь.

Жанр
«Одесса» — это картина-воспоминание, романтическая попытка Валерия Тодоровского оглянуться на время, «когда деревья были большими», вспомнить о своей семье, детстве, родном городе, о среде и атмосфере, в которой он вырос, и которая осталась только в воспоминаниях.
Одновременно это и семейная драма, героев которой обуревают шекспировские страсти, и классическая пьеса с единством времени, места и действия, и отчасти фильм-катастрофа, в котором смертельная опасность, нависшая над героями, кардинально меняет их жизнь. Это история, рассказанная с непобедимой одесской интонацией – полной любви к жизни и мудрой иронии.
«Конечно, это такой «Амаркорд», — комментирует Валерий Тодоровский. — В том смысле, что у каждого режиссера должен быть свой «Амаркорд». Что у меня есть? Одесское детство и мои воспоминания, и двор, и родственники, и соседи, и какой-то мир ушедший, утерянный давно, и этот город, который на самом деле уже давно другой. А дальше — «Амаркорд» же не может быть абстрактным — в городе должно что-то происходить».
Сюжет
Одесса, начало августа 1970 года, жара, пляжи забиты отдыхающими, приехавшими со всей страны. У Григория Иосифовича (Леонид Ярмольник) и Раисы Ировны (Ирина Розанова) Давыдовых гостят дочери: старшая Лора (Ксения Раппопорт) с мужем Володей (Сергей Муравьев) и средняя Мира (Евгения Брик) с мужем Ариком (Владимир Кошевой). Вслед за ними в Одессу прилетел Борис (Евгений Цыганов), журналист из Москвы и третий один зять Давыдовых. Привезя теще восьмилетнего Валерика (Степан Середа), он рассчитывает тут же вернуться в Москву. Но из-за холеры в городе объявляют карантин, закрывают вокзал и аэропорт, и начинается совсем другая, непохожая на старую, жизнь.
Идея фильма
«Идея сделать такое кино была у меня всегда, еще со ВГИКа, — говорит Валерий Тодоровский, — потому что я помню холеру в Одессе — я был мальчиком, я ее застал. Это были очень яркие воспоминания: мы идем по городу, и какие-то солдаты стоят, или жара дикая, а нас не пускают на пляж, или все вокруг берут помидоры и поливают их кипятком. Надо понимать, что август в Одессе – время, когда прилавки ломятся от продуктов, а тут закрытый Привоз. Я помню, вначале все были очень напуганы, а потом плюнули и стали жить на полную катушку, и руки не мыли, и делали что хотели. Я подумал: «Это вообще круто — снять кино про одесскую холеру. Конечно, это пир во время чумы, но одесский — легкий».
И мне казалось, эта история очень благодатна для кино. Эпидемия – ситуация, когда люди оказались в совершенно особом положении: они не могут ни расстаться, ни разъехаться, ни въехать, не выехать. И пусть эпидемия не оказалась такой уж страшной, всё равно это была болезнь, и люди умирали. По разным подсчетам, от холеры в Одессе умерли то ли 12, то ли 16 человек, а слухи ходили гораздо страшнее. В этом состоянии люди вдруг, ощутив, что не знают, сколько им осталось, начали жить на полную катушку — позволять себе откровенно высказываться, выяснять отношения, а главное, что-то чувствовать — может быть, то, что раньше они чувствовать себе не разрешали. И про это тоже фильм».
Исторический фон
Одна из сюжетных линий «Одессы» продолжает тему массовой эмиграции, начатую режиссером в его раннем, втором по счету фильме «Любовь» (1991), героиня которого в конце концов уезжает из страны. «Сценарий картины «Любовь» был написан году в 1984-м или 1985-м, — рассказывает Тодоровский, — я его принес на «Мосфильм», где были знакомые редакторы, дал почитать. Они сказали: «Валера, спрячь это и никому не показывай». Фильм был снят только после перестройки и вышел, когда СССР перестал существовать.
Если в «Любви» мы наблюдаем финал советской эмиграции, то в «Одессе» присутствуем при самом ее начале. В 1970 году была официально разрешена эмиграции из СССР — «для воссоединения семьи». Средняя дочь Давыдовых, Мира (Евгения Брик) вместе с мужем Ариком (Владимир Кошевой) собрались уезжать, но их отъезд способен разрушить жизнь других членов семьи. В частности, карьеру мужа ее младшей сестры, журналиста, для которого выезд за рубеж отныне будет закрыт. В не меньшее смятение планы Миры приводят ее родителей, которые по советским законам должны были дать официальное разрешение дочери. Для отца, убежденного коммуниста, перспектива ее отъезда означала бы крах жизненных идеалов, и он решается на странный, абсурдный поступок, способный превратить в трагедию жизнь семьи.
Актерский состав
«Меня не очень пугало, что я должна сыграть женщину, которая много старше меня, — рассказывает Ирина Розанова, сыгравшая главную женскую роль. — Свою первую бабушку я сыграла, когда мне не было и 40. Конечно, когда меня позвали в «Одессу», я была счастлива – я и сейчас счастлива, потому что встреча моя с этим фильмом, с этой командой стала даже важнее роли».
О том, как и в какой последовательности выбирались актеры, рассказывает режиссер:
— Сразу я придумал только Леню Ярмольника, Женю Брик и Ксению Раппопорт. Очень сложный вопрос возник с матерью семейства, потому что ей должно быть 70 лет. Естественно, я думал про наших возрастных актрис, но что-то не складывалось. Важно было сделать не просто старость, но очень живую и драйвовую старость. В какой-то момент мы с Ирой Третьяковой, моим вторым режиссером, ехали в машине, и Ира говорит: «Не хочешь посмотреть Розанову?» — «Почему Розанову? Розанова — длинноногая стройная молодая женщина, красотка». — «Слушай, Ира Розанова может всё».
Меня с Ирой Розановой связывает многолетняя работа и дружба, и не только меня — мой папа очень любил ее и дружил с ней. Я ей позвонил: «Смотри, есть такая хулиганская мысль. Я прошу тебя просто похулиганить, без обязательств, потому что, скорее всего, из этого ничего не выйдет». Она пришла, мы стали пробовать, и вдруг я увидел, что получается. Для меня это было облегчение и подарок, потому что я очень люблю работать с Розановой. Она гениальная русская актриса.
Без проб был приглашен на роль Бориса Женя Цыганов, потому что уже после «Оттепели» я знаю этого артиста, мне с ним хорошо и серьезно работалось, и я понял, что он — Борис. Мне кажется, в постоянной невозмутимости Жени — его уникальность. Цыганов может стоять и смотреть в окно, а нам будет интересно смотреть на него. Это и есть главный талант, который может быть у киноартиста.
Дальше начались пробы на детей. Двух мальчиков – Валерика, которого сыграл Степан Середа (ему 11, и он на три года старше Валерика), и Жорика (Никита Табунщик), нашли сразу. Никита, сыгравший Жорика, в обычной жизни говорит на чудесном чистом русском языке — но он музыкант, схватил эти звуки и начал сразу говорить «по-одесски». А найти девочку на роль старшей сестры Жорика, Ирки — это, пожалуй, была главная проблема в фильме: она должна была быть такой полудевушкой-полуребенком, при этом с какой-то дикой одесской харизмой и одновременно совершенно невинной и трогательной. Вероника Устимова, которая ее сыграла, на мой взгляд, просто выдающаяся девочка. От бога артистка: поет, занимается музыкой. Если спросить, кто лучше всех делает в фильме одесский акцент — и очень трогательный акцент, я считаю, что это она. Вероника говорит на нем так же естественно, как поет — нигде не пережимает, ее речь не превращается в карикатуру.
Если говорить о всей этой греческой семье, я рад, что возникла счастливая идея пригласить н ароль деда Ирки Сергея Сосновского. Я долго не понимал, кто может сыграть человека, который весь фильм молчит или мычит, а все его при этом его понимают. И совсем новые для меня, потрясающие артисты — Сережа Муравьев и Володя Кошевой, играющие двух зятьев. Я не знал их. Они пришли, прошли пробы, и я с радостью их утвердил. Так и собрался ансамбль».
Мастерство детей в этом фильме поразило и взрослых актеров. «Степа [Середа]и Вероника [Устимова]— это невероятная степени совпадения, — признается Евгений Цыганов. — По тому, что они делают в кадре, не очень понятно, куда им дальше двигаться и расти. Они очень точны, они делают больше, чем можно было бы от них ожидать. Для меня было потрясением узнать, что такое вообще возможно».
ОДЕССА
Дата выхода в прокат в России: 5 сентября 2019 года
Студия: «Мармот-фильм» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ
Жанр: лирическая комедия
Режиссёр: Валерий Тодоровский
Продюсеры: Леонид Ярмольник, Валерий Тодоровский
Идея: Валерий Тодоровский
Автор сценария: Максим Белозор по мотивам киноповести Дмитрия Иванова
Оператор: Роман Васьянов
Композитор: Анна Друбич
Художник по костюмам: Александр Осипов
В ролях: Леонид Ярмольник, Евгений Цыганов, Ирина Розанова, Ксения Раппопорт, Евгения Брик, Вероника Устимова, Сергей Сосновский, Сергей Муравьев, Станислав Эвентов, Степан Середа
Подписывайтесь на наш видеоканал в Дипломатрутрутубе
Подписывайтесь на наш канал вTelegram