Одесса

Действие фильма разворачивается в Одессе в августе 1970 года. В гости к тестю с тещей, Григорию Иосифовичу и Раисе Ировне Давыдовым, прилетает из Москвы зять Борис, журналист-международник, и его восьмилетний сын Валерик. В день их прилета в Одессе объявляют карантин. Город закрывают, и приехавший на пару дней Борис остается в незапланированном отпуске, который изменит его жизнь навсегда.

Одесса — город, о котором у каждого есть собственное представление. Даже у тех, кто здесь не бывал. Бульвары, платаны, оперный театр, «Одесские рассказы» и одесский юмор — ряд можно продолжать до бесконечности, но для фильма Валерия Тодоровского «Одесса», все эти одесские стереотипы не имеют значения. За исключением одного — эпидемии холеры, в последний раз случившейся в Одессе почти полвека назад. Холера здесь, впрочем, скорее фон. Фильм, не об эпидемии и не о городе, запертом на карантин, а о людях, которые в этих условиях впервые почувствовали себя свободными. Стали действовать без оглядки на запреты, повсеместные в эпоху, о которой идет речь.

Жанр

«Одесса» — это картина-воспоминание, романтическая попытка Валерия Тодоровского оглянуться на время, «когда деревья были большими», вспомнить о своей семье, детстве, родном городе, о среде и атмосфере, в которой он вырос, и которая осталась только в воспоминаниях.

Одновременно это и семейная драма, героев которой обуревают шекспировские страсти, и классическая пьеса с единством времени, места и действия, и отчасти фильм-катастрофа, в котором смертельная опасность, нависшая над героями, кардинально меняет их жизнь. Это история, рассказанная с непобедимой одесской интонацией – полной любви к жизни и мудрой иронии.

«Конечно, это такой «Амаркорд», — комментирует Валерий Тодоровский. — В том смысле, что у каждого режиссера должен быть свой «Амаркорд». Что у меня есть? Одесское детство и мои воспоминания, и двор, и родственники, и соседи, и какой-то мир ушедший, утерянный давно, и этот город, который на самом деле уже давно другой. А дальше — «Амаркорд» же не может быть абстрактным — в городе должно что-то происходить».

Сюжет

Одесса, начало августа 1970 года, жара, пляжи забиты отдыхающими, приехавшими со всей страны. У Григория Иосифовича (Леонид Ярмольник) и Раисы Ировны (Ирина Розанова) Давыдовых гостят дочери: старшая Лора (Ксения Раппопорт) с мужем Володей (Сергей Муравьев) и средняя Мира (Евгения Брик) с мужем Ариком (Владимир Кошевой). Вслед за ними в Одессу прилетел Борис (Евгений Цыганов), журналист из Москвы и третий один зять Давыдовых. Привезя теще восьмилетнего Валерика (Степан Середа), он рассчитывает тут же вернуться в Москву. Но из-за холеры в городе объявляют карантин, закрывают вокзал и аэропорт, и начинается совсем другая, непохожая на старую, жизнь.

Идея фильма

«Идея сделать такое кино была у меня всегда, еще со ВГИКа, — говорит Валерий Тодоровский, — потому что я помню холеру в Одессе — я был мальчиком, я ее застал. Это были очень яркие воспоминания: мы идем по городу, и какие-то солдаты стоят, или жара дикая, а нас не пускают на пляж, или все вокруг берут помидоры и поливают их кипятком. Надо понимать, что август в Одессе – время, когда прилавки ломятся от продуктов, а тут закрытый Привоз. Я помню, вначале все были очень напуганы, а потом плюнули и стали жить на полную катушку, и руки не мыли, и делали что хотели. Я подумал: «Это вообще круто — снять кино про одесскую холеру. Конечно, это пир во время чумы, но одесский — легкий».

И мне казалось, эта история очень благодатна для кино. Эпидемия – ситуация, когда люди оказались в совершенно особом положении: они не могут ни расстаться, ни разъехаться, ни въехать, не выехать. И пусть эпидемия не оказалась такой уж страшной, всё равно это была болезнь, и люди умирали. По разным подсчетам, от холеры в Одессе умерли то ли 12, то ли 16 человек, а слухи ходили гораздо страшнее. В этом состоянии люди вдруг, ощутив, что не знают, сколько им осталось, начали жить на полную катушку — позволять себе откровенно высказываться, выяснять отношения, а главное, что-то чувствовать — может быть, то, что раньше они чувствовать себе не разрешали. И про это тоже фильм».

Фильм "Одесса"

Исторический фон

Одна из сюжетных линий «Одессы» продолжает тему массовой эмиграции, начатую режиссером в его раннем, втором по счету фильме «Любовь» (1991), героиня которого в конце концов уезжает из страны. «Сценарий картины «Любовь» был написан году в 1984-м или 1985-м, — рассказывает Тодоровский, — я его принес на «Мосфильм», где были знакомые редакторы, дал почитать. Они сказали: «Валера, спрячь это и никому не показывай». Фильм был снят только после перестройки и вышел, когда СССР перестал существовать.

Если в «Любви» мы наблюдаем финал советской эмиграции, то в «Одессе» присутствуем при самом ее начале. В 1970 году была официально разрешена эмиграции из СССР — «для воссоединения семьи». Средняя дочь Давыдовых, Мира (Евгения Брик) вместе с мужем Ариком (Владимир Кошевой) собрались уезжать, но их отъезд способен разрушить жизнь других членов семьи. В частности, карьеру мужа ее младшей сестры, журналиста, для которого выезд за рубеж отныне будет закрыт. В не меньшее смятение планы Миры приводят ее родителей, которые по советским законам должны были дать официальное разрешение дочери. Для отца, убежденного коммуниста, перспектива ее отъезда означала бы крах жизненных идеалов, и он решается на странный, абсурдный поступок, способный превратить в трагедию жизнь семьи.

Актерский состав

«Меня не очень пугало, что я должна сыграть женщину, которая много старше меня, — рассказывает Ирина Розанова, сыгравшая главную женскую роль. — Свою первую бабушку я сыграла, когда мне не было и 40. Конечно, когда меня позвали в «Одессу», я была счастлива – я и сейчас счастлива, потому что встреча моя с этим фильмом, с этой командой стала даже важнее роли».

О том, как и в какой последовательности выбирались актеры, рассказывает режиссер:

— Сразу я придумал только Леню Ярмольника, Женю Брик и Ксению Раппопорт. Очень сложный вопрос возник с матерью семейства, потому что ей должно быть 70 лет. Естественно, я думал про наших возрастных актрис, но что-то не складывалось. Важно было сделать не просто старость, но очень живую и драйвовую старость. В какой-то момент мы с Ирой Третьяковой, моим вторым режиссером, ехали в машине, и Ира говорит: «Не хочешь посмотреть Розанову?» — «Почему Розанову? Розанова — длинноногая стройная молодая женщина, красотка». — «Слушай, Ира Розанова может всё».

Меня с Ирой Розановой связывает многолетняя работа и дружба, и не только меня — мой папа очень любил ее и дружил с ней. Я ей позвонил: «Смотри, есть такая хулиганская мысль. Я прошу тебя просто похулиганить, без обязательств, потому что, скорее всего, из этого ничего не выйдет». Она пришла, мы стали пробовать, и вдруг я увидел, что получается. Для меня это было облегчение и подарок, потому что я очень люблю работать с Розановой. Она гениальная русская актриса.

Без проб был приглашен на роль Бориса Женя Цыганов, потому что уже после «Оттепели» я знаю этого артиста, мне с ним хорошо и серьезно работалось, и я понял, что он — Борис. Мне кажется, в постоянной невозмутимости Жени — его уникальность. Цыганов может стоять и смотреть в окно, а нам будет интересно смотреть на него. Это и есть главный талант, который может быть у киноартиста.

Дальше начались пробы на детей. Двух мальчиков – Валерика, которого сыграл Степан Середа (ему 11, и он на три года старше Валерика), и Жорика (Никита Табунщик), нашли сразу. Никита, сыгравший Жорика, в обычной жизни говорит на чудесном чистом русском языке — но он музыкант, схватил эти звуки и начал сразу говорить «по-одесски». А найти девочку на роль старшей сестры Жорика, Ирки — это, пожалуй, была главная проблема в фильме: она должна была быть такой полудевушкой-полуребенком, при этом с какой-то дикой одесской харизмой и одновременно совершенно невинной и трогательной. Вероника Устимова, которая ее сыграла, на мой взгляд, просто выдающаяся девочка. От бога артистка: поет, занимается музыкой. Если спросить, кто лучше всех делает в фильме одесский акцент — и очень трогательный акцент, я считаю, что это она. Вероника говорит на нем так же естественно, как поет — нигде не пережимает, ее речь не превращается в карикатуру.

Если говорить о всей этой греческой семье, я рад, что возникла счастливая идея пригласить н ароль деда Ирки Сергея Сосновского. Я долго не понимал, кто может сыграть человека, который весь фильм молчит или мычит, а все его при этом его понимают. И совсем новые для меня, потрясающие артисты — Сережа Муравьев и Володя Кошевой, играющие двух зятьев. Я не знал их. Они пришли, прошли пробы, и я с радостью их утвердил. Так и собрался ансамбль».

Мастерство детей в этом фильме поразило и взрослых актеров. «Степа [Середа]и Вероника [Устимова]— это невероятная степени совпадения, — признается Евгений Цыганов. — По тому, что они делают в кадре, не очень понятно, куда им дальше двигаться и расти. Они очень точны, они делают больше, чем можно было бы от них ожидать. Для меня было потрясением узнать, что такое вообще возможно».

ОДЕССА

Дата выхода в прокат в России: 5 сентября 2019 года

Студия: «Мармот-фильм» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ

Жанр: лирическая комедия

Режиссёр: Валерий Тодоровский

Продюсеры: Леонид Ярмольник, Валерий Тодоровский

Идея: Валерий Тодоровский

Автор сценария: Максим Белозор по мотивам киноповести Дмитрия Иванова

Оператор: Роман Васьянов

Композитор: Анна Друбич

Художник по костюмам: Александр Осипов

В ролях: Леонид Ярмольник, Евгений Цыганов, Ирина Розанова, Ксения Раппопорт, Евгения Брик, Вероника Устимова, Сергей Сосновский, Сергей Муравьев, Станислав Эвентов, Степан Середа

Кино. Публикации Дипломат.ру

Подписывайтесь на наш канал вTelegram

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

Метки текущей записи:

 
Статья прочитана 147 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Тел.      +79118122076 +79118122079

Skype  

ICQ