Дворцы и парки Ораниенбаума все больше привлекают посетителей. Возможно, этому способствует и то, что открылась КАД и поездка из северных районов города стала значительно короче. Но меня тешит мысль, что просто людям нравится созерцание. Созерцание красоты, которая сохранилась во многом благодаря тому, что город не был оккупирован во время Отечественной войны.
Первозданная красота леса, тишина и аккуратные зеленые газоны, беседки и озера. Что еще нужно для созерцательного отдыха?
В давние времена с этим хозяйством управлялись 400 садовников.Теперь их значительно меньше, но все равно красота покоряет посетителей.
Когда видишь,как по аллейкам прогуливаются парочки, а на газоне танцуют менуэт, возникает чувство перенесения в прекрасный екатерининский век.
Кажется,вот-вот появится Петр III, вышедший на прогулку их своего Картинного дома, а его жена Екатерина рассматривает, как строится ее Китайский дворец
И Картинный дом, и Китайский дворец проходят комплексную реставрацию. Как смеётся Генеральный директор ГМЗ Петергоф Елена Яковлевна Кальницкая, в чьем ведении находится и комплекс дворцов Ораниенбаума, как она заступила на эту должность 2009 году, так и все началось. И конца этому нет. Работы непочатый край.
Впервые после реставрации 18 июня мы увидели Переднюю, интерьер, название которого связано с его первоначальным назначением – в XVIII веке здесь располагался вход во дворец.
Основным элементом декоративного убранства этого зала является живопись. Все убранство зала соответствует названию дворца – это и вазы, и четыре резных золоченых столика в характере китайского искусства (“шинуазри”) работы петербургских мастеров.
На резной, ажурной обвязке даны изображения китайского иероглифа шоу – обозначающего долголетие. Комплект из четырех столов происходит из исторической коллекции Ораниенбаума и, вероятнее всего, был выполнен для Китайского дворца по проекту Антонио Ринальди.
Некоторые детали росписи выглядят как свастики – но это просто один из декоративных китайских элементов. После Великой Отечественной войны эти детали часто прикрывали, чтобы у посетителей не возникало неприятных ассоциаций.
Вернулись на свои места и предметы декоративно-прикладного искусства и залов, открытие которых состоялось еще 3 июля 2014 года, Розовой гостиной и Гардеробной.
В Живописную предпочивальню, так Розовая гостиная называлась в эпоху императрицы Екатерины II, вернулся гарнитур, специально созданный для этого зала. Благодаря натурным и архивным изысканиям удалось доказать первоначальное месторасположение и раскрыть исторический облик этих вещей.
В экспозиции Гардеробной появились три кресла, купленные для Китайского дворца еще при Екатерине II в 1768 году.
Но самым значимым событием для Китайского дворца стало возвращение мозаичного консольного стола. Этот признанный шедевр эпохи рококо, выполненный по проекту Я. Мартино на Петергофской гранильной фабрике в 1767-1769 годах, вернулся на свое историческое место в Стеклярусный кабинет. Для сохранности его даже не поставили на пол, разместив на специальную подставку.
Как жалко, что невозможно вернуть в него смальтовый пол – он был разобран в XIX веке и заменен на наборный паркет, полностью совпадающий по рисунку с утраченным стеклянным. Можно представить, как все смотрелось в XVIII веке!
На сегодняшний день это самый необыкновенный зал во дворце. Стеклярусные панно сверкают, переливаются, создавая невероятные ощущения.
Мастерицы при шитье просто отламывали кусочки стекляруса от длинных палочек, неровные края создают дополнительные блики.
В конце сезона в нам обещали показать еще один зал. Нам было слышно, как работают реставраторы за закрытой дверью.
И хочется о души поблагодарить компании, участвующие в работах во дворце – это генеральный проектировщик “Старый замок”, генподрядчик “Петербургская реставрационная компания”, бригада паркетчиков “Петрорестком” под руководством А.П. Волкодава, Царскосельская янтарная мастерская, фирмой “Дедал”. Генеральные партнеры реставрации Китайского дворца – компании “Газпром Трансгаз Санкт-Петербург”, “Винтерсхалл Холдинг ГмбХ”, “БАСФ”
А рядом, в павильоне Китайская кухня, в котором о кухни осталась только труба, развернулась выставка, повествующая о павильоне Катальная горка и его реставрации. Увы, нам еще долго ждать приглашения туда: это произойдет не ранее 2017 года. Так что наберемся терпения. Это того стоит – посетить отреставрированный павильон.