Стороны смогли зафиксировать на бумаге перечень мер по усилению режима прекращения огня
Уважаемый господин Председатель,
Видеоконференция минской Контактной группы 22 июля прошла с переменным успехом. С одной стороны, деструктивная позиция Киева по условиям проведения местных выборов заблокировала обсуждение политических, а вместе с ними – гуманитарных и социально-экономических вопросов. Напомню, 15 июля Верховная Рада Украины приняла постановление о местных выборах, которое противоречит пунктам 4, 9, 11 и 12 минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года, одобренного Советом Безопасности ООН, и ставит под вопрос возможность дальнейшего политического урегулирования.
С другой стороны, некоторое удовлетворение все же вызывает наметившаяся динамика в сфере безопасности. Стороны внутриукраинского конфликта – Киев, Донецк и Луганск – смогли, наконец, при посредничестве ОБСЕ и России зафиксировать на бумаге перечень мер по усилению режима прекращения огня. В него вошли конкретные предложения, с которыми еще несколько месяцев назад, сразу после «нормандского» саммита в Париже 9 декабря 2019 года, выступили в Контактной группе представители Донецка и Луганска и от согласования которых все это время под разными предлогами уклонялись представители Киева. Согласованные вчера меры должны быть введены в действие в полночь 27 июля 2020 года. Они включают в себя как публичное информирование об издании приказов о прекращении огня, так и ряд конкретных действенных шагов, реальное выполнение которых позволит снизить напряженность. Подчеркну – именно реальное и ответственное выполнение, а не пустые декларации о намерениях.
Анализ выполнения предыдущих договоренностей о прекращении огня дает поводы для беспокойства. Так, прошел год с момента согласования Киевом и Донбассом всеобъемлющего и бессрочного перемирия, которое вступило в силу с 21 июля 2019 года. Однако режима «полной тишины» не установилось. За истекший год СММ сообщила о более чем 250 тысячах нарушений РПО (а всего за последние пять лет Миссия насчитала их свыше 1,5 млн). Были новые убитые и раненые мирные жители, фиксировались многочисленные разрушения объектов гражданской инфраструктуры. И вновь абсолютное большинство разрушительных последствий – на территории отдельных районов Донбасса. Такова цена отсутствия политической воли урегулировать конфликт, которой никак не наблюдалось в Киеве, несмотря на щедро розданные в прошлом году предвыборные обещания добиться мира, «дотянувшись до умов и сердец Донбасса». Надеемся, что вчерашние договоренности не окажутся очередным тактическим трюком Киева. Иной исход был бы чреват масштабной эскалацией напряженности.
Вопрос о том, насколько добросовестно Киев настроен выполнять взятые на себя обязательства, возник не на пустом месте. Ключевой украинский переговорщик на минской переговорной площадке, вице-премьер по реинтеграции А.Резников неоднократно публично отмечал, что в Киеве нет желания максимально использовать возможности минской переговорной площадки для достижения всеобъемлющего урегулирования. Так, 17 июля он заявил украинскому телеканалу «ICTV» буквально следующее: «Мир не может быть установлен в Минске. Он может быть установлен только на встрече лидеров стран «нормандской» четверки». Более того, представитель Киева фонтанировал идеями о некоем «переформатировании» Минских соглашений и даже грозился «забыть старые договоренности и создать Минск-4».
Недавние шаги ВСУ свидетельствуют о том, что логика войны не покидает умы украинских стратегов. Можно было наблюдать попытки украинских военных как раз провоцировать такую напряженность. Вновь обратимся к инциденту 13 июля, когда группа украинских военнослужащих в «серой зоне» на линии соприкосновения возле поселка Зайцево в Донецкой области осуществляла, как подтверждают факты, разведывательно-диверсионные, а по сути наступательные действия. На прошлом заседании Постоянного совета уважаемый посол Украины озвучил версию, что некий «военный медик», направлявшийся эвакуировать тело подорвавшегося на мине солдата, «попал в засаду» и был убит.
Вместе с тем, во-первых, мы ни слова не услышали о том, с какой целью в «серой зоне» вообще изначально оказался подорвавшийся на мине военнослужащий. А ведь в тот же день командир 35-й отдельной бригады морской пехоты ВСУ подтвердил через СМИ, что боец осуществлял там именно разведывательные действия. Во-вторых, так и не прозвучало, что погибшим «украинским медиком» оказался гражданин Эстонии Николай Ильин. Как указывают факты, он в составе группы, участники которой (как и сам Ильин) находились в полной боевой экипировке, с оружием и в камуфляже, покинул передовые позиции ВСУ и выдвинулся в «серую зону», где сам подорвался на мине. Обо всем этом свидетельствуют записи с его нательной видеокамеры, оказавшиеся несколькими днями позже в открытом доступе в сети Интернет. Можете пересмотреть их сами. Более того, пресс служба штаба «Операции объединенных сил» официально подтвердила, что инцидент произошел именно в «серой зоне», а его участниками были морские пехотинцы ВСУ, выполнявшие некое «боевое задание».
Кстати говоря, министр иностранных дел Эстонии У.Рейнсалу в этой связи подчеркнул, что «граждане Эстонии могут действовать в воинских частях других стран только с разрешения эстонского правительства», а таковых на текущий момент, по его информации, не выдавалось. На каком же тогда правовом основании этот эстонский гражданин участвовал в конфликте в Донбассе? При этом факт того, что Н.Ильин получал материальное вознаграждение за свою военную активность, подтвердили в ВСУ, назвав его «контрактником». Кроме того, из опубликованных СМИ записей с камеры мобильного телефона Н.Ильина следует, что вместе с ним в Донбасс для участия в вооруженном конфликте на стороне ВСУ, в том числе за материальное вознаграждение, прибыли граждане других стран, включая США. Об одном из таких на днях в интервью украинским журналистам подробно рассказали, к примеру, в 503-м отдельном батальоне морской пехоты ВСУ – это американский гражданин Шон Фуллер, «приписанный» к этому подразделению с 2018 года.
Мы видим стремление украинской стороны за риторикой о гибели вооруженного «медика» отвлечь внимание от главного – на стороне ВСУ в карательной операции против мирного населения Донбасса участвуют иностранцы, которые прибыли в Донбасс воевать за деньги. Они оснащены элементами экипировки и вооружениями, которые не производятся на Украине. Сколько от их рук погибло украинских граждан – донбассцев, вопрос открытый.
Под лозунгами поддержки военной операции в Донбассе ряд стран продолжают наводнять Украину военной продукцией и вкладываться в ее дальнейшую дестабилизацию. В частности, в начале июля министерство обороны Эстонии безвозмездно передало Киеву партию из 2,4 тысяч пистолетов Макарова, оплатив даже транспортные расходы по их доставке. Отмечается, что переданное оружие было конфисковано эстонскими правоохранителями ещё в девяностых годах, а его точное происхождение неизвестно.
Более крупные поставки летальных вооружений, как известно, осуществляют США. Мы уже обращали внимание на две партии военного груза, переданные в мае-июне через посольство США в Киеве для задействования ВСУ в ходе военной операции в Донбассе. Помимо этого, в начале июля главнокомандующий ВСУ Р.Хомчак раскрыл планы относительно использования разрушительных управляемых ракетных комплексов «Джавелин», поставленных из США на Украину в 2018 году. Их предполагается направить в каждую из бригад ВСУ, которая будет находиться у линии соприкосновения в Донбассе. Такие ли уж мирные намерения кроются за всеми этими планами?
Призываем США и другие страны, которые продолжают подстрекать ВСУ к дальнейшему насилию в Донбассе, осознать свою роль и ответственность за подогревание конфликта на востоке Украины, а также прекратить деструктивные практики и не на словах, а на деле поддержать мирное урегулирование.
В очередной раз констатируем, что кризис на Украине является результатом срежиссированного, профинансированного и организованного из-за рубежа государственного переворота в феврале 2014 года, приведшего к вооруженному противостоянию в Донбассе и многочисленным страданиям миллионов мирных жителей.
Призываем международных партнеров, ОБСЕ и внешних кураторов Украины максимально воздействовать на ее руководство, чтобы побудить к ответственной реализации согласованных 22 июля мер в поддержку режима прекращения огня и действиям в интересах мира и гражданского согласия, в целях скорейшего выполнения «Комплекса мер» во всей полноте на основе прямого и устойчивого диалога Киева с Донецком и Луганском.
Обратили внимание на вышедший на днях тематический доклад СММ о влиянии конфликта на востоке Украины на работу образовательных учреждений в Донбассе, который охватывает период 2015 – начало 2020 гг. Доклад рисует безрадостную картину. Длящийся уже более шести лет конфликт оказывает крайне негативное воздействие на самих детей, которые постоянно подвергаются опасности от обстрелов, присутствия боевых позиций сторон вблизи школ, наличия мин и неразорвавшихся боеприпасов. Зарегистрированы повреждения 93 школ в 43 населенных пунктах Донбасса. К примеру, одна лишь школа №4 в Золотом 5/Михайловке в отдельных районах Луганской области была обстреляна в 2019 году 15 раз. Несколько раз школы попадали под огонь прямо во время занятий.
Тема работы образовательных учреждений не исчерпывается сообщениями об обстрелах школ – так, в соответствии со вступающим в силу законодательством об образовании с 1 сентября с.г. многие школьники Украины утратят право учиться на русском языке в средней школе. На днях Верховная Рада Украины отказалась даже рассматривать представленный недавно оппозицией законопроект о внесении изменений в ранее принятые нормативные акты в сфере образования и языковых прав граждан. Осуществляемая с подачи и при участии властей дискриминация русскоязычных украинцев и национальных меньшинств в языковой и образовательной сферах обрела системный характер.
Ожидаем от СММ продолжения практики выпуска тематических докладов. Вновь напоминаем о назревшей необходимости подготовки сводного материала о жертвах среди мирного населения в зоне конфликта и разрушениях гражданской инфраструктуры. Пристального внимания требуют и множащиеся проявления агрессивного национализма и вооруженного радикализма.
И последнее. По поступающей информации, на текущей неделе Миссии удалось достичь понимания с представителями отдельных районов Луганской области относительно модальностей проезда наблюдателей через линию соприкосновения. Разумеется, как и в случае с проездом в отдельные районы Донецкой области, при условии соблюдения медицинских мер, позволяющих обеспечить безопасность самих сотрудников Миссии и жителей региона в условиях эпидемии коронавируса. Подтверждаем призыв к СММ активизировать работу не только в Донбассе, но и на всей территории Украины.
Дипломатия. Публикации Дипломат.ру
МИД России. Публикации Дипломат.ру
Украина. Публикации Дипломат.ру
Подписывайтесь на наш видеоканал в Дипломатрутрутубе
Подписывайтесь на наш канал в Telegram