Сегодня в российский прокат выходит фильм «Новая Эра Z» (в оригинале – The girl with all the gifts, «Та, что приносит дары»), заявленный как ужасы, триллер, драма.
История рассказывает про пост апокалиптический мир, наводненный зомби, где человечество спасается от вируса в маленьких остовах, отвоевывая каждый следующий день своей жизни. В некоторых из них, оснащенных под бункеры, содержится единственная надежда на спасение, второе поколение голодных – дети, разумные, с интеллектом куда выше, чем у обычных людей. Доктор Кэролайн Колдуэлл (Глен Клоуз) проводит опыты на них в поисках вакцины, сержант Эдди Паркс (Пэдди Консидайн) заботится о том, чтобы в бункер не прорвались голодные, а учитель Хелен Джастино (Джемма Артертон) заботится об исследовании ментального состояния подопытных, проводя уроки и заставляя детей заучивать наизусть таблицу химических элементов.
Главная героиня – Мелани (Сенниа Нануа) – одна из второго поколения голодных. Она любознательна, оптимистична, знает правила лучше самих надзирателей и больше всего на свете любит уроки с мисс Джастино. Каждое утро она приветствует своих стражей, ничего не имеет против червей на обед, никогда не врет и каждый вечер решает логические загадки доктора Колдуэлл.
Написание сценария началось с небольшого рассказа, который Майк Кэри написал для сборника страшных историй про детей-школьников. Его идеей загорелась продюсер Камилль Гатин, а, после, и режиссер Колм МакКарти, который как раз подумывал снять что-то в этом духе. Во время работы над сценарием Майк Кэри дорабатывал и дополнял свой рассказ, превращая его в полноценный роман.
– Я не мог ничего придумать, – рассказывает Кэри, – пока, однажды, просто не проснулся с образом Мелани, маленькой девочки, что сидит в классе и пишет сочинение на тему «Кем я буду, когда вырасту». Проблема лишь в том, что она никогда не вырастет, потому что она – зомби.
Искушенному любителю ужасов «Новая Эра Z» покажется скучноватой: слишком мало движения, крови, визжащих чудовищ, что падают толпами под пулеметными очередями. Слишком много внимания уделено наблюдению за инфицированными а также моральным и психологическим испытаниям и философским вопросам в стиле «кто же наказывает злых людей?» и «может ли добро существовать без зла?». Сержант Паркс не выглядит так же круто, как главные персонажи в подобных картинах, которые к концу обязательно «удивляют» аудиторию зрелищем массовой бойни, сражаясь за выживание человечества. Нет объяснения тому, как и почему появился вирус; здесь нет корпорации или государства, разрабатывавшего биооружие. Происходящее на экране сужено до поля зрения маленькой девочки, – минимума, достаточного для дальнейшего развития повествования.
При сравнении фильма и романа заметно, что Кэри не поддался Кинговской моде позволить себе в сценарии другой конец, нежели в книге. «Новая Эра Z» – одно из наиболее достоверных воплощений своего литературного первоисточника, насколько это вообще возможно с учетом того, что главным героям полностью изменили внешность и поставили перед жесткими временными рамками. Для того, чтобы оптимально сжато и понятно объяснить ключевые моменты происходящего, приходится переставлять сцены и избавляться от некоторого количества второстепенных персонажей. Зато остались без изменения значительная часть диалогов и ключевых элементов в характерах и поступках. В романе подробно прорабатывается каждый образ и предыстория возникновения вируса, много места отводится научным размышлениям и играм с медицинскими терминами. Выборы Мелани основательно обосновываются, выглядя куда логичнее, чем на экране.
Заметна искусная работа операторов и художников: именно им приходится работать над атмосферой и тем, что осталось невысказанным. Пейзажи и общие планы – меланхоличные, как затишье перед бурей, – выступают заменой внутренним диалогам. Мимолетные вставки дополняют картину происходящего, внимание акцентируется на мимике актеров. Для пущей достоверности и красочности создатели фильма не поленились даже запустить микродрон над Припятью в Украине – приятная пасхалка для отечественной аудитории.
Гримеры не гнушаются дорисовывать в следующем кадре побольше крови на лице девочки, композитор упрямо использует одну и ту же тревожную нагнетающую мелодию отрабатывая жанр триллера для создания эффекта саспенса. Доктор Колдуэлл выступает в роли эдакого занудного закадрового голоса, на плечах которой лежит формирование научного объяснения всему происходящему и создания зачина для драматического развития событий.
Каждая фраза оказывается на вес золота, каждый новый миф, прочитанный мисс Джастино отображает ключевые лейтмотивы, которые иначе не передать в визуальной картинке.
Гленн Клоуз (Круэлла Де Виль «102 далматинца» 2000 и «101 далматинец» 2006 годов) в образе Кэролайн Колдуэлл выглядит куда лучше своего литературного прототипа. Она неплохо сработалась с Джеммой Артертон в роли доброго и злого полицейского, продолжив линию греческих мифов про ящик Пандоры, Одиссея и ничего не прощающих богов воплощением очеловеченных Сциллы и Харибды.
У Пэдди Консидайна самая противоречивая роль: в свою игру ему необходимо впихнуть не только то, что осталось за кадром, в романе, но и важные моменты касательно оружия, дальнейших планов и правильного поведения в толпе голодных. При этом еще ему нужно выглядеть адекватным командиром в глазах Кирана Галлагера (Фисайо Акинаде) и как-то морально расти по ходу развития сюжета.
Сенниа Нануа досталась самая трудная задача. Мелани в романе – светловолосая голубоглазая девочка, образ, который с легкостью можно переделать в криповатый и изломанный, привычный для европейского любителя ужастиков. Невзирая на крайне толерантную позицию фильма, Сенниа невозможно было просто взять и играть так, как было написано на печатных страницах. Неопытной актрисе пришлось основательно поработать над своим собственным видением сценария, сохранив при этом ключевые элементы Мелани – неплохой опыт для самого начала карьеры. У девочки получился сильный характер персонажа, куда жестче, чем у ее литературного прототипа. Если Мелани-блондинка борется с животным внутри себя, выбирая, отвергать его или принимать, то Мелани Санниа с самого начала понимает, что она и есть животное. Девочка отнюдь не глупа и в чем-то может дать фору даже Колдуэлл. Она отважная и чуткая; ее драмой становится не столько борьба со своей животной сущностью, чтобы безопасно общаться с людьми, но и принятая ею самой ответственность за будущее поколения голодных детей.
Голодные «Новой Эры Z» имеют мало общего с «Войной Миров Z», на логическое продолжение которого претендуют. По сути, общего здесь только заявленная затравка из зомби да буква «Z». В «Войне Миров» больше динамики, движения, действие развивается в уже знакомых нам с «Обители Зла» рамках с киношным прототипом Марти/Мэри Сью в главной роли, который выживет и выберется из любой ситуации, оставив после себя мертвые тела слабых и глуповатых товарищей. Заслуга «Войны Миров» в некоторой оригинальности происходящего на экране, полного наплевательского отношения к законам физики, химии, биологии, а также лице Брэда Питта на весь экран, рассуждающего о том, что «если можете – боритесь, помогайте друг другу, потому что наша война только началась».
Гораздо больше общего у «Новой Эры Z» с литературной основой фильма «Я – легенда» (2007) и компьютерной игрой «The Last of Us» (2011). Даже с учетом того, что в «Я – легенда» умертвия по своим характеристикам больше походят на вампиров, в картине поднимается тема эволюции человечества, предположения. Эту тему поднял автор произведения Ричард Мэтисон – то, что монстры не катаклизм, а лишь новая ступень эволюции. Не сказать, чтобы такое уж новаторство, достаточно вспомнить хотя бы тех же «Людей Икс», однако, куда свежее чем история с биооружием и бесконечными драками с толпами мутировавших монстров.
В «The Last of Us» в центре сюжета также история ребенка. Человечество готово сражаться до последнего, а медицина – идти на разумные жертвы одной особью во спасение всех остальных. Внутри Элли, как и в Мелани, инфекция претерпела необычную мутацию, отчего они и становятся особенными, последней надеждой человечества. Но, для спасения всего мира, девочка должна погибнуть. Перед старшими товарищами встает моральный выбор, где на одной чаше весов все человечество, а на другом – жизнь маленькой девочки.
Эти темы и развиваются далее Майком Кэри в «Дарах Пандоры», что и лег в основу «Новой Эры Z». Как и в «The Last of Us» причиной инфицирования является грибок кордиоцепс, который передается через вдыхание спор и жидкости тела. В фильме выбирается его особенный подвид – офиокордицепс однобокий, который паразитирует в организмах муравьев-древоточцев. На каждый вид муравьев выработан свой кордицепс, и, по задумке Кэри, однажды данный грибок мутирует, преодолевая родовые и видовые преграды, что и становится причиной переноса заражения на человека. Грибок продолжает развиваться, приспосабливаясь к новой среде, что рождает целую классификацию голодных и становится объяснением возникновения поколения детей. От паразитирующей он переходит к симбиотической связи, в которой и находится организм испытуемых.
— Мы изначально пришли к решению, что нам необходимо правдоподобное объяснение нашего зомби-апокалипсиса, – объясняет Кэри, – о кордицепсе однобоком мы узнали из документального фильма Дэвида Аттенборо «невидимая жизнь растений». Он и лег в основу нашей истории пост апокалипсиса.
Сегодня фильмом о зомби никого не удивить: каждый год появляется произведение – книга, игра, фильм или даже целый сериал – в котором человечество старается выжить во главе с харизматичным героем. К сожалению, обычно в таких произведениях не остается времени подумать над тем, что зомби-апокалипсис должен обладать не только научным обоснованием, но и социальными предпосылками, иметь не только глобальное значение, но и собственное осмысление происходящего. Взрослые слишком заняты совершенствованием своих навыков, чтобы тратить много времени на внутренние монологи. Посмотреть на происходящее с точки зрения ребенка и с точки зрения самих зомби оказалось неплохим решением. Конечно, это не чудесное оживление с помощью любви, как в фильме «Тепло наших тел», это – совсем другая история, новая ступень развития человечества, путь, который оно само для себя выбрало. «Новая Эра Z» – история про естественный отбор, выживет в котором только сильнейший.
— Мы хотели убить голодных, но убили себя. Это всегда был наш любимый фокус, – саркастично отмечает в «Дарах Пандоры» Хелен Джастино, подводя итог угасанию истории человечества и наступлению новой эры – эры зомби.