Огромный Мраморный дворец в центре Санкт-Петербурга всегда притягивает взгляд. В советские времена там находился музей В.И.Ленина. Возможно, именно это позволило под закрасками и покрытиями сохранить исторические фрагменты интерьеров, потерявших дворцовый блеск. Когда в 1991 году здание перешло под управление администрации Русского музея, сотрудники увидели заделанные оконные проемы, ковролиновое покрытие на исторических паркетах и заштукатуренные стены.
И вот наконец закончилась реставрация парадных залов Мраморного дворца. Теперь Гостиная, Знаменная и Приёмный зал (Ротонда) вернулись к первоначальному облику. Однако это не первоначальный облик ринальдиевского дворца, а дворца архитектора Александра Брюллова, созданные в 40-х годах 19 века.
Перед реставраторами всегда стоит такая дилемма — в какой век возвращаться. И, поскольку архивных рисунков и фотографий этого времени осталось достаточно, нам показывают только музеефицированные фрагменты росписей времен Ринальди .
Для проекта научной реставрации архитектурное бюро Рафаэля Даянова старалось подобрать материалы, максимально приближенные к историческим, что, к сожалению, не всегда возможно, особенно при работах с паркетами.
Максимально сохраняя старинные, новые аккуратно вписывают в интерьеры. У старинных даже видны отверстия от гвоздей, которым прибивали ковролин.
Прекрасно выглядит Ротонда, где в советские времена стоял огромный булыжник — оружие пролетариата.
Поскольку с ним совсем не сочетались дворцовые камины, они были уничтожены и сейчас их пришлось полностью воссоздавать, как и искусственный мрамор на стенах, который был просто закрашены.
Работы продолжаются, нам даже разрешили подняться в одном из залов на леса, чтобы вблизи посмотреть на золочение потолков.
Всего же в Мраморном дворце осталось отреставрировать десять залов на втором этаже и около 500 квадратных метров на третьем. Финансирование поступают из федерального бюджета, которое, к сожалению, сокращается. И приходится менять то, что было запроектировано.