Российские военные будут в Таджикистане до 2042 года
Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Таджикистана С.М.Асловым
Уважаемые дамы и господа,
Прежде всего, поздравляю присутствующих женщин с праздником 8 Марта, который отмечается в России и Таджикистане. Признателен за понимание, что сегодня мы должны работать, и рассчитываю, что это поможет дальнейшему углублению отношений стратегического партнерства и союзничества между Россией и Таджикистаном.
Мы с моим коллегой С.М.Асловым подробно обсудили состояние и перспективы двусторонних отношений, задачи по реализации договоренностей, достигнутых по итогам официального визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Душанбе 5 октября 2012 г. и поставленных в ходе встречи президентов наших стран в Сочи 6 февраля, накануне открытия Зимней Олимпиады.
В Сочи был подписан Протокол об обмене грамотами о ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Таджикистана, который завершил необходимое правовое оформление функционирования базы до 2042 г. Мы убеждены, что реализация этой договоренности внесет весомый вклад в поддержание мира в регионе, будет способствовать укреплению безопасности Таджикистана и в целом стран ОДКБ.
В самое ближайшее время вступят в силу межправительственные соглашения о поставке нефтепродуктов в Таджикистан и упрощению условий пребывания и трудовой деятельности граждан двух стран на территории России и Таджикистана.
Несмотря на неблагоприятные тенденции в мировой экономике, мы отметили неплохой рост взаимной торговли. Объем российских капиталовложений в Таджикистане превысил 1,2 млрд.долл. США. Условились активно поддерживать договоренности, достигнутые на январской сессии Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, нацеленные на дальнейшее развитие производственной и технологической базы таджикской экономики.
Рассмотрели ход нашего плодотворного сотрудничества в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС. Договорились продолжать координацию в международных структурах, прежде всего в ООН, ОБСЕ, других форматах, в интересах укрепления стабильности и безопасности в Центральной Азии. Обменялись оценками развития ситуации в Афганистане, в том числе с учетом «фактора 2014 г.»
Коснулись развития ситуации на Украине. Мы едины в том, что нельзя поощрять экстремистов и национал-радикалов, которые стремятся обострить ситуацию. Считаем, что Соглашение от 21 февраля с.г. открывало путь к пресечению подобных негативных тенденций через разоружение незаконных формирований, создание правительства национального единства, проведение конституционной реформы, которая учитывала бы интересы всех без исключения регионов Украины. Эти задачи, к сожалению, остаются невыполненными. Российская Федерация открыта к честному, равноправному, объективному диалогу с нашими зарубежными партнерами, чтобы найти пути помочь всем украинским сторонам выйти из кризиса.
Удовлетворен состоявшимися переговорами, которые подтвердили обоюдную заинтересованность в поступательном развитии российско-таджикских союзнических отношений, стремление к расширению взаимодействия по всем направлениям.
Вопрос: В последние дни у Вас, Сергей Викторович, было много контактов с Госсекретарем США Дж.Керри. Каким Вы видите дальнейший диалог между Россией и Западом по ситуации на Украине? Каковы, по Вашему мнению, перспективы расследования преступлений, совершенных боевиками украинских радикальных группировок?
С.В.Лавров: Мы готовы продолжать диалог при понимании, что он должен быть честным, партнерским, без попыток выставить Россию как сторону конфликта, что сейчас пытаются сделать некоторые наши партнеры. Этот кризис создан не нами, более того – он создан вопреки нашим многократным давним предостережениям, создан искусственно и по сугубо геополитическим мотивам. Повторю, мы готовы к диалогу, направленному на обеспечение выполнение обязательств, взятых теми, кто сейчас объявил себя руководством Украины. Документ от 21 февраля с.г., подписанный А.Яценюком, В.Кличко, О.Тягнибоком, не выполняется в части обязательств, которые эти люди взяли на себя.
Не буду подробно останавливаться на том, что конкретно не выполняется. Главное, что не разоружены вооруженные формирования, не разблокированы улицы, города и незаконно занятые здания, не создано правительство национального единства, а вместо этого объявлено о создании «правительства победителей», что характеризует этих людей в том, что касается их видения будущего Украины. Практически предан забвению пункт (соглашения) о необходимости срочно начинать конституционную реформу, которая должна учитывать интересы всех без исключения регионов Украины. Было бы, наверное, гораздо правильнее направить энтузиазм наших западных партнеров именно на эти цели, а не призывать к тому, чтобы Россия и Украина урегулировали кризис. Кризис создан не нами, и мы не являемся его стороной.
В том же документе от 21 февраля есть положение о необходимости проведения непредвзятого расследования преступлений, которые совершались в Киеве и других регионах Украины. Оно тоже предано забвению. Вместо этого принимаются односторонние решения, возбуждаются уголовные дела или выдвигаются требования их возбудить вопреки всем договоренностям и необходимости провести объективное разбирательство. Вам известно о беспрецедентном случае увольнения судей конституционного суда Украины, в отношении некоторых из них собираются завести уголовные дела. Расследование обязательно должно быть проведено. Последние сведения в так называемом “деле снайперов”, думаю, уже будет невозможно «замести под ковер». Мы предложили ОБСЕ заняться объективным разбирательством. Будем добиваться справедливости, потому что нам слишком много лгали и слишком долго использовали эту ложь, чтобы возбуждать европейское общественное мнение, пуская в неверном направлении и вопреки объективным фактам.
Вопрос (адресован С.М.Аслову): Как известно, в текущем году Таджикистан – по просьбе России – согласился председательствовать в ШОС. Сможет ли таджикская сторона в полном объеме выполнить все обязательства в рамках этой Организации? Возможны ли какие-то изменения в планах проведения мероприятий?
С.В.Лавров (добавляет к ответу С.М.Аслова): Отмечу, что Таджикистан взял на себя функции председателя ШОС не по просьбе российской стороны, а в соответствии с правилами и процедурами этой Организации. Все государства-члены ШОС единогласно поддержали кандидатуру Душанбе, в том числе, как сказал мой коллега, учитывая позитивный опыт проведения таких мероприятий в прошлом в таджикской столице. Уверен, и на этот раз при нашей общей поддержке саммит пройдет на высшем уровне во всех смыслах.
Вопрос: Планируются ли в ближайшие дни контакты между Москвой и Киевом, в том числе по линии руководства внешнеполитических ведомств? Считает ли Москва возможным вести диалог с «временным правительством» Украины? Пыталась ли Украина обсудить ситуацию с Крымом? Возможно ли такое обсуждение в принципе и с кем от украинской стороны его можно было бы проводить?
С.В.Лавров: Как Вам известно, Президент России В.В. Путин и Председатель Правительства Д.А.Медведев уже говорили, что мы не видим препятствий для текущих контактов между различными отраслевыми ведомствами, включая министерства иностранных дел, для решения повседневных вопросов, которых в отношениях между Россией и Украиной, как Вы понимаете, немало. Такие контакты осуществляются.
Если говорить о контактах между Россией и, как Вы выразились, «временным правительством» по ситуации на Украине и, в частности, в Крыму, то, отвечая на предыдущий вопрос, я предложил видеть суть проблемы: российскую сторону пытаются представить стороной конфликта, каковой мы не являемся, а конфликт носит внутриукраинский характер, причем, инспирирован он был извне, но не с нашей стороны. «Временное правительство», как Вы его назвали, не является самостоятельным – оно зависит, к огромному сожалению, от радикал-националистов, совершивших вооруженный захват власти. Мне кажется, наши западные партнеры неплохо знают, что эти силы из себя представляют – они там регулярно бывают, в своем кругу откровенно делятся крайне тревожными впечатлениями от того, что там видят. Но, видимо, по соображениям политической целесообразности публично эти факты стараются замалчивать.
На Украине тяжелая обстановка. В соответствии с Соглашением от 21 февраля Президент В.Ф.Янукович вывел с улиц милицию, правоохранительные органы – там сейчас практически нет никакого государственного контроля за правопорядком. «Заказывает музыку» так называемый «Правый сектор», работая методами террора, запугивания, причем, угрозы звучат уже не только в адрес официальных представителей властей в Киеве и украинских регионах, но и, как Вы знаете, в отношении руководителей соседних с Украиной регионов Российской Федерации. Они захватывали здания в Киеве и других городах, совершали убийства – в частности, в офисе «Партии регионов» один сотрудник был расстрелян, а другой – сожжен заживо в подвале. Никто об этом не говорит, никаких уголовных дел не заводит, никаких расследований не планирует. Надеюсь, правда пробьет себе дорогу и в известном «деле снайперов». Нынешние руководители «временного правительства» просили у «Правого сектора» согласия на кандидатуры министров. Сейчас «Правый сектор» недоволен, а его руководители заявляют, что «перезагрузка» системы власти на Украине не завершена, их не устраивает смена «декораций», они требуют вызова на «майдан» поименно каждого министра, чтобы все отчитались, насколько выполняются требования «майдановских» лидеров.
Думаю, ситуация далеко не завершена. На этом фоне руководство – как Вы выразились – «временного правительства» предлагает наделить «Правый сектор» статусом и функциями официальной легитимной вооруженной правоохранительной структуры. Вам, наверное, также известно, что когда некоторые заместители министра обороны отказались это выполнить, их просто уволили. Поэтому нам очень трудно говорить о самостоятельности новых властей. Сейчас «Правый сектор» требует открыть арсеналы вооруженных сил Украины и передать ему соответствующие вооружения. Не знаю, как это можно воспринимать с точки зрения цивилизованности и демократичности соответствующих представителей – об их самостоятельности можно судить по тому, о чем я уже сказал.
Когда нас призывают напрямую работать с нынешними руководителями Верховной Рады для урегулирования кризиса на Украине или вообще вести с ними крупный стратегический диалог – это подмена понятий. Нам наши западные партнеры обещали, в том числе в контексте подготовки подписания Соглашения 21 февраля, что если Президент В.Ф.Янукович выполнит взятые на себя обязательства, то они обязательно урезонят другую сторону и не допустят, чтобы национал-радикалы руководили всем процессом так называемых «реформ» на Украине. Президент В.Ф.Янукович все, что обещал, выполнил. А наши партнеры своих обещаний не сдержали. Вот, наверное, причина того, что сейчас происходит.