Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой
Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой,
Москва,
4 февраля 2016 года
Содержание
- О Дне дипломатического работника
- О Дне Памяти дипломатических курьеров, погибших при исполнении служебных обязанностей
- Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в заседании Мюнхенской конференции по вопросам безопасности
- О ситуации с российской несовершеннолетней гражданкой в Германии
- О паузе в межсирийском диалоге в Женеве до 25 февраля
- О нашей позиции по оказанию гуманитарной помощи Сирии в связи с международной донорской конференцией по помощи сирийским беженцам в Лондоне 4 февраля
- О визите в Россию специального представителя Генерального секретаря Совета Европы Ж.Штудманна
- О вызове в МИД России Временного поверенного в делах Украины
- О ситуации вокруг предстоящего в Нидерландах референдума о ратификации Соглашения об ассоциации ЕС-Украина
- Об обвинениях властей Турции российской стороны в нарушении турецкого воздушного пространства
- О критике Верховного комиссара ООН по правам человека в адрес Турции
- О требовании стамбульской прокуратуры пожизненного заключения турецким журналистам
- О введении Турцией визового режима для российских журналистов
- Предоставление консульской помощи российским гражданам, оказавшимся в затруднительной ситуации за рубежом
- «Королевская» информационно-пропагандистская война против России
- Из ответов на вопросы
О Дне дипломатического работника
10 февраля уже в 14-й раз будет отмечаться День дипломатического работника. В этот день состоятся различные мероприятия, в которых примут участие Министр иностранных дел России С.В.Лавров, руководство Министерства.
Скажу несколько слов об истории этой даты. Вы все это хорошо знаете, но напомнить никогда нелишне. Как вам известно, этот день в качестве нашего профессионального праздника утвержденУказом Президента в 2002 г.
В нынешнем году праздник будет проходить на фоне усиливающейся турбулентности в мире, в международной обстановке, при накоплении конфликтного потенциала на глобальном и региональном уровнях и на беспрецедентном подъеме террористической угрозы. В этих условиях созидательный, а именно так можно охарактеризовать курс внешней политики Российской Федерации, который опирается на международное право, центральную роль ООН, коллективные методы решения ключевых проблем современности, признание самобытности народов, их права самим определять свое будущее, становится все более востребованным. Расширяется поддержка российских подходов, направленных на создание широкого антитеррористического фронта, урегулирование конфликтных ситуаций и общее оздоровление международных отношений.
В этой связи возрастает интенсивность работы как Центрального аппарата Министерства иностранных дел России, так и его загранпредставительств, учреждений системы МИД России. Предпринимаются последовательные усилия по совершенствованию методов дипломатической работы, которые сегодня сочетают проверенные временем традиции и инновационные подходы.
Конечно, в этот день мы будем вспоминать наших коллег и почтим память товарищей. Состоится ряд мемориальных мероприятий. Министр иностранных дел России С.В.Лавров примет участие в традиционном возложении венков к расположенным в вестибюле МИД мемориальным доскам, которые установлены в честь наших предшественников – коллег-внешнеторговцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, при выполнении служебного долга, павших в годы сталинских репрессий. Будут возложены цветы к могилам похороненных в России и за рубежом видных дипломатов, которые в разные времена, в том числе и на очень крутых поворотах мировой истории, эффективно отстаивали интересы Родины.
Соответствующие мероприятия по случаю Дня дипломатического работника пройдут в наших загранучреждениях.
Мы будем вас об этом подробно информировать. Многие из мероприятий будут открыты для прессы – мы вас обязательно пригласим.
В этот же день, по традиции, на Смоленской площади состоится торжественное собрание, в котором наряду с руководством и сотрудниками МИД России, примут участие представители российского руководства и других ведомств. Ожидаем, что перед коллективом выступит Министр иностранных дел России С.В.Лавров. Ряду сотрудников будут вручены высокие государственные награды.
О Дне Памяти дипломатических курьеров, погибших при исполнении служебных обязанностей
В первую субботу февраля Департамент дипломатическо-курьерской связи МИД России проводит «День Памяти дипломатических курьеров, погибших при исполнении служебных обязанностей».
Скажу несколько слов об истории этого дня. Она началась ровно 90 лет тому назад после похорон в Москве на Ваганьковском кладбище в феврале 1926 г. дипломатического курьера Т.Я.Нетте, который героически погиб 5 февраля при перестрелке с бандитами в вагоне поезда на территории Латвии, защищая дипломатическую почту и груз. Т.Я.Нетте предрешил исход той схватки, ранив двух нападавших. Битву закончил его коллега И.А.Махмасталь, который раненный, истекая кровью, продолжал охранять дипломатическую почту до прибытия поезда в Ригу, где позволил себя госпитализировать только после того, как передал все дипломатические вализы сотруднику Полпредства СССР.
Оба дипкурьера (один, к сожалению, посмертно) были награждены орденами «Красного Знамени».
Это еще одна дата, связанная с нашей профессиональной деятельностью и историей.
Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в заседании Мюнхенской конференции по вопросам безопасности
Министр иностранных дел России С.В.Лавров примет участие в очередном, 52-м заседании Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, которое пройдет в столице Баварии с 12 по 14 февраля.
Планируется, что в ходе конференции состоится обстоятельный обмен мнениями по широкому спектру актуальных вопросов глобальной и европейской повестки дня. Ожидается, что в этом году центральными темами станут будущее европейской безопасности, противодействие международному терроризму, конфликт на Украине, ситуация в Сирии и миграционный кризис в Европе.
По традиции «на полях» этого мероприятия проходит большое количество двусторонних и многосторонних встреч, в которых принимает участие российская делегация. Такие мероприятия с участием Министра иностранных дел России С.В.Лаврова запланированы и в этом году. Сейчас выстраивается график. На следующей неделе в ходе брифинга, который состоится в среду, я буду готова детально проинформировать вас о тех встречах, которые состоятся «на полях» Мюнхенской конференции.
Как вы знаете, есть договоренность о проведении 11 февраля в Мюнхене встречи т.н. «Венской группы» – Международной группы поддержки Сирии. Об этом сегодня говорили главы внешнеполитических ведомств России и США. О других мероприятиях мы вас дополнительно проинформируем на следующей неделе.
О ситуации с российской несовершеннолетней гражданкой в Германии
На прошлом брифинге, в регулярных комментариях, в ходе общения с прессой мы информировали о ходе расследования и о ситуации вокруг несовершеннолетней российской гражданки, которая, по на нашим данным, подверглась насилию на территории ФРГ. Вам известно об этом случае.
На прошлом брифинге я говорила, что главы внешнеполитических ведомств России и Германии обсудили этот вопрос. Глава внешнеполитического ведомства ФРГ Ф.-В.Штайнмайер заверил нас, что никакие данные не будут утаиваться, вся информация будет, в том числе по дипломатическим каналам, предоставляться российской стороне, т.к. речь идет о несовершеннолетней гражданке Российской Федерации.
Проинформировав вас об этом на прошлой неделе, не могу не вернуться к этой теме сегодня, тем более, что мы получаем много вопросов.
К сожалению, прошла неделя и никакой информации по дипломатическим каналам со стороны ФРГ нам предоставлено не было. Хотелось бы надеяться, что заверения, которые мы получили, не останутся просто заверениями, а будут подкреплены делами и соответствующей информацией.
Хотела обратить ваше внимание, что сегодня в российских СМИ, в частности, в газете «Московский комсомолец», было опубликовано обширное интервью адвоката семьи, который подробно излагает суть этого дела.
Еще раз повторю, что мы, как внешнеполитическое ведомство, все-таки надеемся получать эту информацию не только от СМИ и адвоката, но и от официальных германских структур, компетентных органов по дипломатическим каналам, как это положено между странами.
О паузе в межсирийском диалоге в Женеве до 25 февраля
Не буду повторять обширные и подробные комментарии, которые дал заместитель Министра иностранных дел России Г.М.Гатилов, который находился в эти дни в Женеве. Он принимал активное участие в мероприятиях, которые там проходили «на полях» организованных ООН переговоров между официальным Дамаском и сирийской оппозицией. С этим вы можете сами ознакомиться.
Прокомментирую сообщения СМИ о том, что вчерашнее решение спецпосланника Генерального секретаря ООН по Сирии С. де Мистуры объявить временную паузу в опосредованном межсирйиском диалоге в Женеве до 25 февраля было вызвано тем, что делегация Высшего комитета по переговорам сирийской оппозиции отказалась от дальнейших консультаций из-за наступления сирийской правительственной армии на севере провинции Алеппо и потребовала прекращения бомбардировок российской авиацией.
У меня есть что сказать по этой теме, готова привести факты и данные. Представляется, что причина столь резкого шага со стороны т.н. «Эр-Риядской группы» кроется именно в том, что сирийская правительственная армия за последние дни, действительно, добилась серьезных успехов на севере провинции Алеппо. После освобождения ряда населенных пунктов военным удалось соединиться в районе города Моассарат-Хан с отрядами ополченцев из блокированных боевиками городов Захра и Нуббуль. Шиитское население этого анклава в течение долгих трех лет находилось в осаде боевиков «Джабхат ан-Нусры» и «Ахрар аш-Шам».
В результате успешной операции сирийской армии и местных ополченцев оказались отрезаны пути снабжения боевиков между севером провинции Алеппо и контролируемой ими провинцией Идлиб. Это явилось серьезным ударом для террористов всех мастей, их пособников и покровителей. Дело в том, что утверждающие на словах о своем неприятии ИГИЛ группировки боевиков, включая тех, кто выступает под знаменами «Джабхат ан-Нусры» и «Ахрар аш-Шам», год назад заключили соглашение с игиловцами о взаимных поставках: в Идлиб – топлива и боеприпасов, а из Идлиба в Ракку и другие районы восточной Сирии – сельскохозяйственной продукции. Отлаженные каналы, приносившие немалые дивиденды обеим сторонам, сейчас оказались перекрыты. А без топлива и снарядов невозможно обеспечить эффективное использование имеющихся у боевиков в Идлибе военной техники. Теперь им остается единственная возможность получения нефтепродуктов из Турции – через подконтрольный «Джабхат ан-Нусре» КПП «Баб аль-Хава». Но этот т.н. «бизнес», даже если он будет налажен, едва ли окажется прибыльным. В Турции нет нужды ни в сирийской картошке, ни в цитрусовых, а возить их в районы, контролируемые ИГИЛ, обходным путем накладно, да и рискованно.
Вновь хотели бы подтвердить, что целью действий группировки ВКС России была и остается борьба с террористическими группировками и содействие их разгрому на сирийской земле. Как показывают сводки боевых действий, удары российской авиации эффективно способствуют успешному решению этой задачи.
Еще раз хотела бы привлечь ваше внимание к состоявшемуся сегодня телефонному разговору Министра иностранных дела Российской Федерации С.В.Лаврова и Госсекретаря США Дж.Керри.Главы внешнеполитических ведомств двух стран договорились предпринять необходимые усилия, чтобы пауза, возникшая в межсирийском диалоге была максимально короткой. Будем из этого исходить.
О нашей позиции по оказанию гуманитарной помощи Сирии в связи с международной донорской конференцией по помощи сирийским беженцам в Лондоне 4 февраля
Хотела бы ответить на вопрос многих журналистов, в том числе Агентства «Франс Пресс», об участии России в Международной донорской конференции в Лондоне по оказанию помощи сирийским беженцам.
В работе конференции принимает участие Посол России в Великобритании А.В.Яковенко.
Скажу несколько слов о проблеме оказания гуманитарной помощи Сирии. Россия много сделала в плане помощи по оказанию содействия в выстраивании координации и необходимого уровня взаимодействия между структурами ООН, различными международными НПО и сирийским Правительством. В частности, мы постоянно оказываем помощь и напрямую, как Сирийскому обществу Красного Полумесяца, так и через гуманитарные организации ООН.
Мы внимательно отслеживаем распределение нашей помощи, направляем ее преимущественно в товарном виде, чтобы исключить возможность каких-либо злоупотреблений.
Выступаем против политизации гуманитарных вопросов. Недопустимо, чтобы вопросы оказания гумпомощи использовались в качестве инструмента для укрепления позиций тех или иных сторон во внутреннем конфликте. Тем более недопустимы ситуации, которые позволяли бы террористам воспользоваться выделяемой помощью в своих террористических целях.
О визите в Россию специального представителя Генерального секретаря Совета Европы Ж.Штудманна
25-31 января специальный представитель Генерального секретаря Совета Европы, высокопоставленный швейцарский дипломат Ж.Штудманн в сопровождении трех экспертов – сотрудников секретариата СЕ посетил Российскую Федерацию – Москву и Крымский федеральный округ по приглашению Российской Федерации.
В рамках подготовленной совместно российскими властями и секретариатом Совета Европы программы в Москве он провел встречи с Уполномоченной по правам человека в Российской Федерации Э.А.Памфиловой, состоялись его беседы в Министерстве иностранных дел России иМинистерстве юстиции Российской Федерации.
В Крыму Ж.Штудманн провел значительное число встреч с руководителями Крымского федерального округа, Республики Крым и города Севастополя, а также с Прокурором и Председателем Верховного суда РК. Состоялись беседы с руководителями представленных в Крыму традиционных конфессий, культурно-национальных автономий, с крымско-татарскими общественными объединениями, включая представителей меджлиса крымско-татарского народа, с неправительственными организациями, уполномоченными РК и г.Севастополя по правам человека, а также представителями, редакторами основных крымских телеканалов и газет, включая новый крымско-татарский телеканал «Миллет».
Делегация побывала в Симферополе, Севастополе, Ялте и Бахчисарае. Ожидаем, что проведенный визит в Россию позволит специальному представителю Ж.Штудманну подготовить по истечении необходимого времени добротный непредвзятый и сбалансированный доклад Генеральному секретарю Совета Европы С.Ягланду.
О вызове в МИД России Временного поверенного в делах Украины
Сегодня, 4 февраля, в МИД России был приглашен Временный поверенный в делах Украины в Москве, которому было сделано представление относительно имевшего место 2-3 февраля инцидента в пункте пропуска Гоптовка-Нехотеевка на российско-украинской государственной границе.
Речь идет о безобразном проведении досмотра и поведении представителей силовых структур Украины, которые в течение 16 часов проверяли группу из 73-х российских офицеров из состава функционирующего на Юго-Востоке Украины Совместного центра по контролю и координации прекращения огня и стабилизации линии разграничения сторон (СЦКК), возвращавшихся в Россию в порядке плановой и, хочу отдельно подчеркнуть, согласованной ротации после завершения служебной командировки. Повторю, что этих людей досматривали и проверяли 16 часов. Видимо, искали танки. Вместо танков нашли два ноутбука и жесткий диск, которые, естественно, были конфискованы. Для чего конфисковали не сказали, но поведение украинских силовых структур и конфискация имущества наталкивают на мысль о возможных дальнейших провокациях.
Вызванному в МИД России украинскому дипломату было заявлено, что в Москве самую серьезную озабоченность вызывает подобная практика в отношении российских военнослужащих, участвующих в реализации, подчеркну, совместной миссии, инициатива проведения которой была согласована на высшем уровне. Наши офицеры находятся на территории Украины с ведома Генерального штаба ее Вооруженных сил. Устроенная украинской стороной провокация является, конечно, абсолютно недопустимой. Вся ответственность за возможные негативные последствия инцидента полностью лежит на киевских властях.
О ситуации вокруг предстоящего в Нидерландах референдума
о ратификации Соглашения об ассоциации ЕС-Украина
В последнее время наблюдаем очень интересное развитие событий вокруг предстоящего в Нидерландах 6 апреля референдума о ратификации Соглашения об ассоциации (СА) ЕС-Украина. Констатируем, что официальная Гаага развернула в СМИ информационную кампанию с целью дискредитации самой идеи проведения референдума. Основная цель – всеми способами призывать население, как это странно не звучит, не принимать участие в этом голосовании. Приведу одну цифру, чтобы вы понимали тенденцию: более чем в 2 раза было сокращено количество избирательных участков.
Официальные лица не побрезговали даже привлечением финансовых средств в размере 200 тыс. евро небезызвестного «Фонда Сороса» (куда уж без него), который в основном занимается спонсированием «цветных революций» и перестановкой в правительствах тех стран, которые сами не могут позаботиться о себе. Все эти шаги предпринимаются для того, чтобы необходимый кворум в 30% для признания референдума состоявшимся не был достигнут – цель абсолютно четкая, а ратификация Нидерландами данного соглашения стала свершившимся фактом.
Вызывает недоумение, что на фоне сказанного, постоянно раскручивается, «вбрасывается» и популяризируется тезис о том, что сторонниками референдума «тайно движет рука Москвы». Все это уже похоже на тотальную паранойю. Еще одна цифра: экономя на референдуме в своей собственной стране, Гаага, не задумываясь, уже выделила 1,5 млн. евро на борьбу с пресловутой «российской пропагандой».
Все, что мы себе позволили и с чем усиленно борются западные страны, это только одно – публично и открыто заявить в СМИ о своей позиции и высказать мнение, что референдум в Нидерландах является закономерной реакцией на внешнюю политику ЕС, которая реализуется без какого-либо учета мнения населения стран-членов. А это население просто хочет быть услышанным, чтобы его мнение было принято во внимание, коль скоро столько уже нагородили. Результаты несамостоятельности Европы в международных делах, мягко сказать, легли тяжелым бременем на жителей европейских государств. Результаты европейской политики на том же самом сирийском направлении после того, как беженцы пришли в Европу уже хорошо известны каждому европейцу.
Чем мотивированна наша позиция? Чем обоснован наш подход к этому вопросу? Полагаем, что нельзя не считаться с тем, что волеизъявление в Нидерландах, как и в любой другой стране, должно пройти с соблюдением всех демократических процедур, а избиратели не должны подвергаться чрезмерному информационному давлению со стороны властей.
Наши коллеги в Нидерландах и во многих других западных странах построили свою концепцию критики России, в частности в отношении Крыма, на нелегитимности состоявшегося там референдума. Многие официально заявляли, что вопрос, конечно, не столько в самом референдуме, а в том, как его проводить. Безусловно, волеизъявление граждан является приматом, к нему необходимо прислушиваться, потому что граждане и являются «заказчиками музыки» в своей собственной стране. Оказывается, нельзя было проводить референдум так, как его провели на тот момент в Крыму, нужно было время для того, чтобы его хорошо «подготовить». То, как сейчас в Голландии, так сказать, «хорошо готовят» референдум, наверное, и есть пример того, как должен был быть подготовлен, с точки зрения западного мировоззрения, референдум в Крыму: происходит сокращение числа избирательных участков, массовое финансирование выгодной, допустим, официальным властям точки зрения. То есть волеизъявление народа должно быть организовано не тогда, когда люди хотят и готовы выразить свое мнение, которое накапливалось практически на протяжении десятилетий, когда у них появился шанс быть услышанными, а когда он, с точки зрения многих западных политиков, «подготовлен». Как он мог быть подготовлен, в частности в Крыму, нам теперь показывают власти в Гааге. Результаты, наверное, в этих условиях такой подготовки подсчитывались бы по-другому. То, как это делается вызывает большие вопросы. А ведь речь идет о государствах, которые во главу угла всегда ставили демократические принципы волеизъявления граждан.
Об обвинениях властей Турции российской стороны
в нарушении турецкого воздушного пространства
Этот вопрос уже комментировали МИД и Минобороны России. В частности, представитель Министерства обороны Российской Федерации дал исчерпывающие разъяснения в связи с очередными обвинениями не только Турции, но и по линии НАТО, в т.н. «нарушении» российским военным самолетом турецкого воздушного пространства, якобы произошедшим 29 января. Еще раз хотелось бы подчеркнуть: никакие самолеты из состава группировки ВКС России в Сирии воздушных границ Турции не нарушали.
В связи с продолжающимися спекуляциями турецких официальных лиц, делаются заявления, «пропихивается» в СМИ официальная точка зрения, отмечу, что Анкара до сих пор не представила каких-либо фактических объективных данных в подтверждение всех своих обвинений, предъявленных российской стороне. На прямые обращения Посольства России к МИД Турции передать такую информацию, ответа не получено. Направленная внешнеполитическим ведомством Турции нота протеста с изложением ее «точки зрения» или «версии» МИД этой страны, а также распространенный аналогичный материал в СБ ООН, не могут служить какой-либо доказательной базой. Следует отметить, что требования российской стороны в связи с предыдущими беспочвенными обвинениями Турции также повисли в воздухе. Мы не получаем ответа на все наши просьбы уточнить, предоставить информацию и конкретные данные, в чем же нас обвиняют и что сделала не так российская сторона. Заявление Министра иностранных дел Турции М.Чавушоглу о «ставшей характерной для России» линии на «непризнание фактов» абсолютно неприемлемо.
Весьма примечательно, что на этом фоне МИД и официальные высокопоставленные лица Турции посчитали себя вправе высказывать угрозы в адрес России, заявляя об «эскалации» нами ситуации в регионе, говоря о неких «тяжелых последствиях» – это просто какой-то шантаж.
В связи с заявлением турецкой стороны о том, что именно «в НАТО первыми зафиксировали факт нарушения» воздушного пространства якобы российскими самолетами, мы также запросили данные объективного контроля у руководства Североатлантического альянса. Однако и там каких-либо убедительных свидетельств нам пока не предоставили. Печально, что провокационная линия, проводимая Анкарой, пользуется полной поддержкой США и НАТО. Хотя, говоришь НАТО – понимаешь США. Вашингтон заявляет, что стоит во главе западной антиигиловской коалиции и поэтому взял на себя конкретные обязательства в рамках российско-американского Меморандума от 20 октября 2015 г. о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии. В данном случае у нас есть вопросы и к Вашингтону. Североатлантический альянс и его члены, руководствуясь соображениями этой пресловутой блоковой солидарности, по сути, покрывают деструктивную деятельность Турции на севере САР, закрывают глаза на очевидные нарушения Анкарой суверенитета этой страны. Мы неоднократно говорили о проблеме закрытия турецко-сирийской границы как важнейшего фактора стабилизации ситуации в Сирии, предотвращения и подпитки террористических организаций.
Создается впечатление, что все эти бездоказательные обвинения, которые мы слышим в адрес ВКС России, формулируются Анкарой, в том числе, для того, чтобы найти предлог или обеспечить прикрытие для наращивания собственной военной активности в районе турецко-сирийской границы.
Еще раз повторю, что свою оценку всему происходящему в районе этой границы мы давали неоднократно, в т.ч. и в СБ ООН.
О критике Верховного комиссара ООН
по правам человека в адрес Турции
Как известно, на днях Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн настоятельно призвал турецкие власти оперативно расследовать инцидент с расстрелом местными силами безопасности группы невооруженных участников протестов в городе Джизре на Юго-Востоке Турции. Наверное, вы видели появившееся в Интернете абсолютно шокирующее видео этого события.
При этом в отношении снявшего произошедшее оператора Р.Текина, получившего ранение в ходе съемки, выдвинуто обвинение со стороны местных властей в пособничестве запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана. Не можем не согласиться с оценками Верховного комиссара ООН, который заявил, что: «съемки злодеяний – не преступление, а вот расстрелы безоружных людей, безусловно, являются таковым».
Солидарны с призывом представителя ООН к Правительству Турции провести тщательное и беспристрастное расследование этого и других событий, которые привели к гибели и ранениям гражданских лиц в курдонаселенных провинциях Юго-Востока этой страны. Правозащитная ситуация там продолжает ухудшаться. Введение многочисленных «зон безопасности» и комендантского часа в Джизре, Суре и в других городах тяжело сказывается на социальных и экономических правах людей, включая доступ к базовым услугам – здравоохранению, питьевой воде, питанию и электричеству и т.д.
Конечно, такое положение абсолютно неприемлемо для страны, декларирующей приверженность общеевропейским ценностям в области демократии и прав человека.
О требовании стамбульской прокуратуры пожизненного заключения турецким журналистам
Не можем не замечать и не реагировать на усугубляющуюся ситуацию с нарушением права на свободу СМИ в Турции, не можем мириться и закрывать глаза на продолжающиеся аресты и преследования местных журналистов правоохранительными органами.
Вызывает серьезную тревогу обвинение в госизмене главного редактора газеты «Джумхуриет» Джана Дюндара и шефа этого бюро в Анкаре Эрдема Гюля. Для этих представителей СМИ, арестованных в ноябре 2015 г. за публикацию материалов о поставках турецкими властями оружия боевикам ИГИЛ, стамбульская прокуратура требует «утяжеленного» заключения: пожизненного срока и 30 лет тюрьмы. С особым сожалением отмечаем, что инициатором данного судебного преследования является Президент Турецкой Республики.
Удовлетворены реакцией международных правительственных организаций – Совета Европы и ОБСЕ, а также специализированных НПО. Выражаем солидарность с международным сообществом, осуждающим политически мотивированные аресты турецких журналистов, и поддерживаем призывы с требованием незамедлительно освободить Дж.Дюндара и Э.Гюля.
Обратили внимание и во многом согласны с мнением одного из представителей турецкой общественности, писателя, лауреата Нобелевской премии О.Памука, который обвинил Евросоюз в том, что он закрывает глаза на состояние демократии в Турции, потому что у Брюсселя «связаны руки из-за борьбы с нелегальной миграцией».
О введении Турцией визового режима
Нас просили прокомментировать появившуюся в СМИ информацию со ссылкой на Посольство Турции в Москве о том, что с 15 февраля 2016 г. турецкая сторона вводит «на основе принципа взаимности» визовый режим для российских журналистов при въезде в Турецкую Республику, в том числе при краткосрочных командировках. Такая практика, предполагающая наличие въездной визы для осуществления иностранцами журналистской деятельности на территории Российской Федерации, применяется и у нас.
Констатируем, что пока от турецкой стороны необходимого официального уведомления на этот счет не поступало. Это, безусловно, создает сложности для представителей СМИ, планирующих в ближайшее время командировки в эту страну.
Повторю, что никакой официальной информации от турецкой стороны на этот счет мы не получали.
Предоставление консульской помощи российским
гражданам, оказавшимся в затруднительной
ситуации за рубежом
Мы очень часто получаем вопросы не только от журналистов, но и от рядовых граждан, пользователей социальных сетей относительно предоставления консульской помощи российским гражданам, которые оказались в затруднительной ситуации за рубежом. Эта тема касается, или может коснуться, любого человека, выезжающего за рубеж. Хотела бы на ней остановиться и обратить ваше внимание на те информационные ресурсы, где можно получить исчерпывающую информацию, а также сделать несколько акцентов, которые помогут россиянам, выезжающим за рубеж, планировать свои поездки, в том числе с целью минимизировать проблемы, которые могут возникнуть.
Наиболее распространенными поводами для обращения временно пребывающих за рубежом граждан в российские консульские учреждения являются утрата документов, задержание местными правоохранительными органами, в том числе при нарушениях миграционного режима государства пребывания, дорожно-транспортные происшествия, а также необходимость в оказании медицинской эвакуации.
При обращении в российское загранучреждение следует иметь в виду, что его полномочия четко, строго регулируются и регламентируются российским законодательством, законами страны пребывания, а также международными соглашениями. Далеко не все проблемы, которые возникают у российских граждан за границей, представитель консульской службы может решить.
Так, российские загранучреждения не могут совершать следующие действия:
– оплачивать расходы за услуги врачей, адвокатов, проживание в гостинице;
– оказывать услуги по резервированию мест в гостинице и на транспортных средствах;
– предоставлять в долг денежные средства;
– оформлять российским гражданам вид на жительство или продлевать визу в стране пребывания, получать для них визы в третьи страны.
В этой связи настоятельно рекомендуем перед поездкой за пределы Российской Федерации внимательно ознакомиться с информацией, которую мы регулярно не только размещаем, но и обновляем на официальном сайте Министерства (www.mid.ru) в разделе «Выезжающим за рубеж». У нас активно действует консульский информационный портал (www.kdmid.ru). Также небесполезны соответствующие разделы на сайтах российских загранучреждений в тех странах, куда собираются выезжать россияне.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2010 г. № 370российские загранучреждения могут в исключительных случаях оказать помощь в возвращении в Россию гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию. Под исключительными случаями понимаются ситуации, при которых возвращение в Россию граждан будет способствовать устранению непосредственной угрозы их жизни.
В случае утраты за границей паспорта, истечения его срока действия следует обращаться в ближайшее консульское учреждение для оформления временного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации – свидетельства на возвращение. В 2015 г. было выдано 12670 таких свидетельств.
Отмечаем, что в последнее время увеличилось количество случаев медицинской эвакуации российских граждан с территории иностранных государств. Консульские сотрудники отвечают за своевременную подготовку всех документов и организацию эвакуации с учетом временных ограничений, объективных сложностей взаимодействия с местными медучреждениями, необходимости согласования всех действий с родственниками пострадавших и т.д.
При непосредственном участии российских консульских учреждений в 2015 г. организована медицинская эвакуация 37 россиян из-за рубежа.
Настоятельно рекомендуем оформлять медицинскую страховку в любом случае, даже если она не требуется для получения визы или въезда в ту или иную страну. Конечно, оформляя страховку, необходимо принимать во внимание индивидуальную особенность человека, возраст, состояние здоровья и т.д. Отсутствие страховки может обернуться крупными расходами на оплату медицинской помощи. Оформляя страховой полис, большая просьба узнавать, какие медицинские услуги вам обязаны предоставить в стране пребывания при наступлении страхового случая, также поинтересоваться процедурой их получения и оплаты (иногда нужно оплатить визит к врачу самостоятельно, и только потом, на основании предоставленных чеков и квитанций, потраченные денежные средства возвращаются через страховую компанию).
Все эти нюансы никто не продумывает до поездки. Мы все живем ожиданиями отдыха, отпуска, чего-то интересного, посещения достопримечательностей. Мы не знаем наверняка когда и где с нами что-либо может случиться. Обращаю внимание на все эти нюансы. Мы хотим, чтобы граждане, выезжающие за рубеж, максимально подстраховались с целью минимизировать возможные негативные последствия в случае наступления подобных проблем.
В конце 2015 г. вступили в силу поправки в федеральное законодательство, установившие минимальные требования к правилам страхования лиц, выезжающих за рубеж, в том числе по страховой сумме договоров добровольного страхования. Это, на наш взгляд, будет способствовать повышению качества защиты прав российских граждан за рубежом.
В случае поступления в консульское учреждение информации о задержании российского гражданина, консул может рекомендовать ему квалифицированного адвоката и переводчика, содействовать в установлении контактов с родственниками и близкими, а также наблюдать за ходом судебных заседаний и соблюдением процессуальных норм.
Помимо того, что обязан делать дипломат, представитель консульского учреждения или посольства по закону, безусловно, есть еще и человеческое отношение. Мы знаем, что у нас есть еще над чем работать, и мы над этим работаем. Мы работаем с обращениями граждан. Кто-то из них критикует нас, кто-то наоборот, благодарит. Всю информацию мы анализируем. Мы благодарны СМИ, которые держат эту тему «на плаву». Обращаем особое внимание на вопросы медицины и страховки.
«Королевская» информационно-пропагандистская война против России
Остановлюсь еще на одной любимой теме – на пропаганде.
Вы, конечно, знакомы с нашей реакцией на заявления различных уровнях, по различным поводам – в последнее время их было очень много, в частности, одни высказывания последних дней мининдел Великобритании Ф.Хэммонда чего стоят. Сегодня речь пойдет не о пропаганде в целом, а о пропаганде «королевского качества» – о последних заявлениях, которые мы слышали из Лондона. Мы делаем все, чтобы держать себя в руках, чтобы МИД не обвиняли, что он перестал говорить дипломатическим языком. Но силы уже на исходе. Хотелось бы немного разобраться в том, что происходит.
Складывается впечатление, что наши британские коллеги, особенно в последнее время, пытаются убедить как британскую, так и мировую общественность в агрессивной российской внешней политике и представить нас как воплощение вселенского зла. На мой взгляд, эти попытки уже давно «переплюнули» стандарты «холодной войны». Это совершенно новый уровень информационной агрессии. Если раньше у кого-то могли быть какие-то сомнения, то сейчас стопроцентно мы можем говорить об абсолютной смычке между официозом (имею в виду официальный Лондон) и СМИ Великобритании. Здесь у нас нет никаких сомнений. Я вообще удивлена, могут ли быть сомнения у кого-либо о наличии такой смычки. Мы прекрасно понимаем, что это не просто какие-либо факты, которые затем проверяются или предоставляются СМИ Великобритании, а потом подтверждаются или опровергаются официозом. Речь идет о спланированных информационных кампаниях, в которых уже давно нет места фактам: о политических клише, тезисах, которые как будто специально разрабатываются, а потом внедряются, под которые подгоняются те или иные данные. Дается «зеленый свет» каким-то судебным делам, разбирательствам, которые потом могут тормозиться. Остановлюсь на них подробнее.
Например, позиция наших британских коллег по Сирии. С чем же мы можем связать столь сильный подъем творческого вдохновения? То, что мы слышим – это абсурд, в частности, заявления о российском военном вмешательстве в Сирии и о том, что чуть ли не наши ВКС или их действия стимулируют гражданскую войну в этой стране. Хочу напомнить о произошедшем тем, кто пишет на эти темы. Сколько лет мы уже наблюдаем конфликт гражданского противостояния внутри Сирии, и когда подключились ВКС? ВКС подключились осенью 2015 года. События в Сирии происходят уже несколько лет. Есть же какие-то правила журналистики, нельзя же заниматься оболваниваем людей. Уже признано многими, и это звучало в оценках политических деятелей и официальных представителей, что без российского военного вмешательства в Сирии вряд ли запустился бы «Венский процесс». Большие сомнения вызывает и то, что удалось бы не только сформировать, но и просто поставить вопрос о создании МГПС. Кстати говоря, те же Женевские переговоры, несмотря на их ход и то, что они пока, к сожалению, отложены, вряд ли были бы возможны, если бы не четкие, решительные действия Российской Федерации на этом направлении. Мы не слышали и не видели никаких тенденций, которые бы намечались в мире на этом направлении до сентября-октября 2015 г.
Какой логикой руководствуются в Лондоне, инкриминируя нам вину в эскалации гражданской войны в Сирии? Благодаря России прошли несколько встреч с сирийской оппозицией (в Москве, Каире и на многих других площадках). Именно представители этих групп первыми приехали сейчас в Женеву, подключились к переговорам без каких-либо предварительных условий. За этим стояли многолетние усилия Российской Федерации, которые принесли свой результат. Часть домашней работы взял на себя Запад – формирование, в том числе, «эр-риядской» группы. Их предварительные условия Министр иностранных дел России С.В.Лавров охарактеризовал как «бесконечные капризы». И это при том, что их спонсорами являются такие воротилы международных отношений, как сегодняшний лидер США. Что это за взаимоотношения между крупнейшими столицами мира и оппозиционными группами, в которых последние диктуют свои условия сильнейшим государствам мира? Думаю, даже логику в этих обвинениях искать не стоит – это пропаганда в самом классическом проявлении.
Серьезный разговор о начале реальных бомбардировок нефтяной инфраструктуры ИГИЛ и реальные действия начались после операции ВКС. До этого действующая более года коалиция не была замечена в уничтожении нефтяной инфраструктуры. Видимо, в Лондоне об этом не знают и знать не хотят, это не вписывается в информационные кампании.
Следующий тезис, о котором мы слышим из Лондона, связан с абсолютной дезинформацией, которая регулярно прокручивается в официальных заявлениях и СМИ, о жертвах т.н. бомбардировок ВКС среди мирного населения со ссылкой на лондонскую «Сирийскую обсерваторию прав человека». За этой структурой стоит человек, переехавший в Великобританию после отбывания в Сирии трех тюремных сроков. Она и стала доминирующей в формировании информационного поля по этому вопросу. Если мы говорим с точки зрения реальной журналистики, то это абсурд. Но это абсолютно не абсурд, если мы говорим о пропаганде и формировании информационных кампаний.
Декларируемое Лондоном внимание к гуманитарной составляющей сирийской проблемы можно только приветствовать. Но в чем заключается проблема? Дискриминацию или проблему на гуманитарном треке в самой Сирии в Лондоне видят и отслеживают ежедневно. В то же время беженцы, которые пришли по этим же самым гуманитарным причинам, непосредственно в Великобританию и в Европу, в целом могут подождать. Судьба людей, которые уже там находятся, менее интересна, чем судьба тех, кто находится в далекой Сирии.
В той же самой агрессивной манере и теми же средствами подготовлен целый блок информационной атаки по нескольким направлениям. Это фильмы о коррупции и о «деле А.Литвиненко». Можно было бы поверить в то, что ведущие британские СМИ делают, чтобы в России был преодолен страшный недуг – коррупция, от которой мы страдаем. Но есть один нюанс. С одной стороны, про коррупцию снимаются фильмы, а с другой – мы привыкли, что все «грязные» деньги оседают именно в Лондоне. Все те, кто обвинен в России за коррупцию, там являются лучшими друзьями и принимаются в самых респектабельных кругах. Неувязочка какая-то. Кстати говоря, мы давно задавали вопрос представителям британский массмедиа, почему они не интересуются тем, как «грязные» российские деньги попадают в Лондон. Почему-то это их не интересует. Кто в официальном Лондоне дает добро на то, чтобы обвиненные в коррупции граждане России находили уютную гавань не только в столице Великобритании, но и вообще в этой стране? Это никого не интересует.
По «делу А.Литвиненко» вообще все понятно – одни и те же материалы, вбросы и источники. Цитируются заявления бесконечных перебежчиков, которые существуют на деньги британских спецслужб.
Ярчайшей «жемчужиной в этой пропагандисткой короне» стало шоу телеканала BBC 2 «Третья мировая война: в командном пункте». Наверное, если есть курсы пропаганды, то такой предмет они проходят на втором курсе. Речь идет о сериале, шоу, в котором разыгрывался сценарий военного конфликта между Россией и Латвией с применением ядерного оружия. Это специально? Все, тем более в Великобритании, знают непростую историю российско-латвийских отношений, историю России и стран Прибалтики. Она непростая – мы никогда не говорили, что она простая. Но мы делаем все, чтобы эти отношения стали нормальными, добрососедскими. Для чего вы делаете такие вещи? Это и есть пропаганда – в этот непростой момент моделировать у людей образы возможно ядерного удара по сопредельным с Россией странам. Это все звенья одной и той же пропагандисткой кампании, это отработка бюджета. Мы знаем, да и никто не скрывает, что ряд т.н. «независимых» СМИ в Великобритании спонсируются из госбюджета этой страны, и почему-то это считается абсолютно нормальным.
В меньшей степени здесь вопросы должны быть к официальному Лондону, хотя политика государства странная и не идет на пользу развития двусторонних отношений, общения людей. Но у меня вопрос к британским СМИ: вам никогда не хотелось провести свое независимое расследование «дела А.Литвиненко» или смерти Б.Березовского? Вот еще очень интересная тема, коль скоро поднимается вопрос Крыма. Не хотели бы вы призвать официальный Лондон к рассекречиванию файлов Форин-офиса, которые относятся к середине XIX века, ко временам Крымской войны? Мне кажется, мы узнали бы очень многое вообще о принципах, на которых действует Великобритания. Видимо, этого не случится никогда.
К сожалению, получается, что журналистика в стиле «медиа-империи Мэрдока» и есть та самая журналистика, которая преобладает сейчас в Англии. Еще вопрос, который хочется адресовать СМИ Великобритании: вам не противно, что вас так используют? В этой информационной войне вам никогда не стать генералами, вы всегда будете на уровне рядовых, а потом вас выбросят за ненадобностью. Используют и выбросят.
Вопрос: Сегодня в японских СМИ появилась информация, что 15 февраля заместитель Министра иностранных дел И.В.Моргулов в Токио будет встречаться со своим японским коллегой, и речь пойдет о подготовке встречи Президента России В.В.Путина с Премьер-министром Японии С.Абэ. Вы можете подтвердить эту информацию?
Ответ: Я могу подтвердить, что представители российского внешнеполитического ведомства поддерживают тесный контакт со своими японскими коллегами по целому ряду вопросов.
Что касается визитов на высшем и высоком уровне, то по традиции их комментируют те ведомства, представители которых планируют совершить такие визиты или провести подобные встречи.
Мы дополнительно проинформируем Вас о пребывании г-на И.В.Моргулова с рабочим визитом в Японии.
Вопрос: На фоне ухудшающихся по вине турецкой стороны российско-турецких отношений недавно из Анкары прозвучала просьба со стороны Президента Турции Р.Т.Эрдогана о встрече с Президентом России В.В.Путиным. Ответа дано не было. Не прозвучала ли аналогичная просьба о встрече с российским Министром иностранных дел С.В.Лавровым со стороны Министра иностранных дел Турции М.Чавушоглу?
Ответ: Подобной информации у меня нет. Насколько я знаю никаких планов встречи Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с кем-либо из турецких коллег на сегодняшний момент тоже нет. Как Вы знаете, мы неоднократно повторяли нашу официальную позицию по ситуации вокруг российско-турецких отношений. Вы отметили, что двусторонние отношения ухудшаются. Российской стороной ничего не было сделано для того, чтобы отношения ухудшались или деградировали. Как Вы знаете, все идет из Анкары, к нашему глубочайшему сожалению. Это все, действительно, деструктивно.
Вопрос: Вопрос о фильме «Би-Би-Си», в котором происходит нападение на Латвию. Уже говорят, что это новый жанр, в котором смешиваются художественный вымысел и действующие лица – реальные политики прошлого. Считаете ли Вы допустимым участие бывших политиков в подобных фильмах? Будет ли это предметом обсуждения внешнеполитических ведомств Великобритании, России и, может быть, Латвии?
Ответ: Мы, безусловно, придерживаемся мнения, что решение об участии тех или иных бывших или действующих политиков в подобных проектах остается за самим человеком: никто не может ему запретить давать интервью, участвовать в какой-либо программе, конечно, если эта программа находится в рамках закона. Нужно понимать конечную цель, которую преследуют эти проекты. Какую цель преследовало шоу, которое мы видели на «Би-Би-Си»? Какая стояла задача? Она не имеет никакого отношения к журналистике. Если это развлечение, то нужно соизмерять степень ответственности перед аудиторией. При том, что есть свобода СМИ, свобода слова, свобода самовыражения, есть еще и понятие ответственности и понимание того, чем мотивируется СМИ в том или ином случае. Какова цель подобного шоу? На мой взгляд, кроме разжигания ненависти между людьми, нагнетания колоссальной истерии у небольшой страны, которая не обладает ядерным оружием, ничего другого за этим шоу не стоит.
Многие рассуждают с точки зрения рейтингов: есть рейтинговые передачи и т.д. Я хочу сказать, что, наверное, самые большие рейтинги могли бы быть у передач, связанных с насилием. Здесь-то какая цель? Зачем это все делается? Все это происходит на фоне определенных международных декораций. Мы видим, какая непростая сейчас ситуация в международных отношениях, как быстро можно не просто ухудшить двусторонние отношения, а практически свести их «на нет» и как сложно их восстановить. Далеко ходить за примерами не надо, и мы сегодня об этом говорили. Еще сложнее восстановить доверие между людьми. Все, что мы видим, и конкретно то, что связано с «Би-Би-Си», – это подрыв доверия, которое должно было бы выстраиваться между людьми. Основная цель – ударить по обычным гражданам. Под ударом находятся не политики, а обыватели.
Если бы я жила в Латвии и посмотрела этот фильм, если бы мне ранее, подчеркиваю, уважаемый канал рассказывал, что в отношении моего народа и моей страны может быть совершен ядерный удар, я представляю, в какой бы панике я бы находилась. Тут начинают возникать любые идеи – проголосуешь за что угодно: за размещение ядерного оружия, за то, чтобы вырыть любой котлован между двумя странами. Нужно понимать, для чего это делается и кто стоит за этими передачами. Все это вызывает не просто сожаление, а отвращение.
Мы всегда рассматривали страны Прибалтики в качестве дружественных соседних государств. Нас связывает очень много хорошего и плохого. Мы хотели преодолеть плохое и нарастить хорошее. Кстати говоря, это происходило: посмотрите на культурные обмены, на количество российских граждан, приобретающих собственность и приезжающих отдыхать в страны Прибалтики. Все это не нужно? Да, не нужно, но, как мы видим, это не нужно Великобритании. Но это нужно нашим странам: России и трем прибалтийским государствам. И это сильно нервирует и раздражает тех, кто не заинтересован в хороших добрососедских связях между нашими странами. Они используют исторические сложности и проблемы между нами в своих целях. Самое ужасное в этом, то, что во-первых, страдает обыватель, а во-вторых, – используются СМИ.
Вопрос: Вопрос относительно гуманитарного коридора в Сирии. Согласно заявлению МИД России по итогам телефонного разговора между Министром иностранных дел России С.В.Лавровым и Государственными секретарем США Дж.Керри, была достигнута договоренность о предоставлении гуманитарной помощи городам, находящимся в блокаде, воздушным путем. Не могли бы Вы прояснить, как и когда это случится?
Ответ: Что касается телефонного разговора Министра иностранных дел России С.В.Лаврова и Государственного секретаря США Дж.Керри, могу сказать, что мы опубликовали комментарий. Речь шла о необходимости принятия срочных шагов как со стороны Правительства Сирии, так и оппозиции с целью обеспечить под эгидой ООН гуманитарный доступ в блокированные правительственными силами и отрядами вооруженной оппозиции районы страны. Как Вы правильно отметили, в этом контексте главы внешнеполитических ведомств России и США договорились о согласовании возможных скоординированных действий по доставке гуманитарной помощи в соответствующие районы Сирии воздушным путем с использованием средств военно-транспортной авиации. Предстоит решить, как это будет сделано. Сейчас речь идет о том, чтобы проработать подобную возможность.
Вопрос: Глава МИД Турции М.Чавушоглу заявил сегодня, что из-за российских бомбардировок из Алеппо сейчас идет большой поток беженцев. Он назвал возможную цифру в триста тысяч людей. Не могли бы Вы это прокомментировать?
Ответ: Что касается заявления турецкой стороны об увеличении количества беженцев, то хотелось бы понять, о чем конкретно идет речь. Мы знаем цену турецким заявлениям, особенно, когда дело касается конкретных ударов по конкретным террористическим целям на территории Сирии. Каждая победа над той или иной террористической ячейкой на сирийской территории вызывает у Анкары нервную реакцию. О причинах этого остается только догадываться, а может, и не догадываться. Мне кажется, мы говорим об этом вполне открыто.
Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать заявление Государственного секретаря США Дж.Керри о том, что Сирия и Россия все-таки добиваются в первую очередь военного, а не политического решения конфликта?
Ответ: Мы на эту тему говорили очень много и говорим ежедневно. Нашей важнейшей конечной целью является политическое урегулирование в Сирии. Мы говорили, что военным путем политического регулирования добиться нельзя, потому что эти две вещи противоречат друг другу. Речь идет о борьбе с терроризмом. В данном случае наша заявленная цель была открытой, мы никогда не путали одно с другим: мы всегда отличали террористов от оппозиционеров. Мы всегда говорили, что даже та оппозиция в Сирии, которая взяла оружие, придя к выводу, что политические методы исчерпаны, хотя это, конечно, и вызывает сожаление, не рассматривается нами как террористы. Мы считаем, что она договороспособна и с ней нужно вести политический диалог. Мне кажется, это хороший контраргумент для слов Дж.Керри. Мы всегда отделяли вооруженную оппозицию от террористов. Наши цели в Сирии четкие, они никогда не менялись и, конечно, связаны с борьбой с террористическими организациями, потому что это общая угроза. Это не только вопрос Сирии, но и нашей безопасности: региональной и общемировой.
Одновременно мы на протяжении длительного времени (речь идет не о начале операции ВКС, а о последних нескольких годах) говорили о необходимости политического урегулирования мирными средствами. Я хочу напомнить через вас, в том числе нашим американским коллегам, что ведь именно США были на пороге начала бомбардировок Сирии. Разве это не так, или кто-то в Госдепе это забыл? Единственной возможностью отодвинуть эту очередную катастрофу по примеру ливийской или иракской стала российская инициатива о химической демилитаризации. И эти люди нам сейчас говорят, что мы выступаем за военное решение сирийского вопроса? Не смешите меня.
Вопрос: Как Вы прокомментируете обвинения в адрес Российской Федерации о том, что она якобы подрывает Женевские переговоры путем усиления военной кампании в Сирии, усиления бомбардировок? Кроме того, Министр иностранных дел Великобритании Ф.Хэммонд обвинил Россию в том, что она пытается создать маленькое алавитское государство внутри Сирии.
Ответ: А можно спросить, как конкретно российская сторона «подорвала» Женевский процесс?
Вопрос: Сегодня на конференции в Лондоне Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что усиление бомбардировки сирийских городов подрывает Женевский процесс.
Ответ: Если речь идет о том, что действия ВКС России каким-то образом что-то там нарушают или подрывают, то здесь прослеживается очень интересная логика. Действия ВКС России направлены исключительно на уничтожение террористов. Относительно тех, кто «встал в позу» в Женеве после того, как по инфраструктуре террористов были нанесены удары, возникает вопрос, кого они представляют: сирийскую оппозицию или этих террористов.
Я хочу еще раз подчеркнуть, что свою часть работы, которая была связана с консолидацией сирийской оппозиции, Российская Федерация делала и сделала все, чтобы эти люди приехали в Женеву первыми, сели за стол переговоров, не выдвигая никаких предварительных условий. Я хотела бы еще раз обратить внимание (об этом говорили и мы, и, что самое главное, наши коллеги в Госдепе), что их часть работы западных спонсоров связана с подключением другой группы сирийской оппозиции. Так что если та группа сирийской оппозиции «встала в позу» и начала «капризничать», заблокировав дальнейшее движение вперед, то вопрос к ним – значит, они не доработали. Мы-то тут причем? В этой проблеме нужно разобраться и четко отделять все компоненты.
По поводу заявлений Ф.Хэммонда. Я сейчас минут десять говорила о том, что собой представляют заявления Лондона в совокупности с усилиями британских СМИ. Эти заявления относятся к тому, о чем говорила, по одной простой причине: мы несколько лет на всех переговорах в многосторонних форматах говорили открыто и публично, что наше понимание будущего Сирии, которое должно формироваться усилиями самих сирийцев и их выбора, сводится к тому, что Сирия должна быть многоконфессиональными светским государством, в котором действовали бы демократические принципы. Мы каждый раз подчеркивали, что это государство должно быть целостным и единым. О создании каких анклавных государств или отделения каких территорий может идти речь? Наша позиция была подчеркнута российским руководством на всех уровнях. Как еще можно объяснить Лондону и тем, кто говорит обратное, что мы видим Сирию исключительно единым территориально-целостным государством? Многие наши усилия, в том числе, политические, направлены на достижение именно этого фактора.
Вопрос: Чем, на Ваш взгляд, вызвана такая агрессия британских СМИ? Какие цели ими преследуются?
Ответ: Я об этом очень много говорила, но могу повторить еще раз. Когда в ходе одних переговоров шел разговор об урегулировании сирийского кризиса, представители нескольких делегаций из разных стран нам четко сказали и повторили несколько раз (не знаю, может, проговорились): «Восприятие важнее реальности» (Perception is much more important than reality). Нам говорили: «Мы сделаем все, чтобы сформировать соответствующее восприятие. Люди будут верить в то, что вы бомбите гражданские лица, а не террористов, что вы разрушаете гражданскую инфраструктуру». Видимо, такая же логика была в заявлениях о «российских танках на Украине». Вот этим, к сожалению, и занимаются те, кто делает подобные заявления, а СМИ просто услужливо им в этом подыгрывают. За деньги или без них – это вопрос не ко мне.
Вопрос: Вы упомянули, что очень много «грязных» российских денег находится в Англии. Есть ли статистика, сколько денег вывезено из России?
Ответ: Это вопрос к соответствующим компетентным ведомствам. Хороший вопрос, постараюсь уточнить. Но это вопрос и к британским СМИ. Я видела много репортажей и попыток проанализировать, как «отмываются» деньги на территории Великобритании, откуда они приходят и в каком количестве. Об этом можно снять отдельный фильм.
Вопрос: Президент Иракского Курдистана М.Барзани заявил, что в этом году будет проведен референдум о государственности Курдистана. Как Россия относится к возможности проведения подобного референдума?
Ответ: Что касается проведения референдума, то этот вопрос находится в компетенции соответствующего государства и, конечно, является предметом волеизъявления народа этого государства.
Что касается курдского народа, то мы выступаем за реализацию его законных прав и интересов в рамках существующих национальных границ.
Вопрос: 10 февраля в Москве будет открыто представительство сирийского Курдистана. Соглашение с российской стороной официально не оформляется. Могут ли из-за этого быть какие-нибудь проблемы? Насколько Россия помогает курдам?
Ответ: Российское законодательство не предусматривает открытия представительств тех или иных регионов иностранных государств на своей территории. В случае возникновения заинтересованности регионов и территорий в открытии подобных представительств, они могут сами выбрать подходящую форму организации, не противоречащую российским юридическим нормам, например НПО.
Вопрос: Как бы Вы прокомментировали, что международное сообщество волнуется и сочувствует сирийцам, живущим в районах, которые находятся под «осадой государственных войск», но при этом не заботится о том, что живущие в этих городах люди стали живым щитом у террористов, и никто не требует их освобождения?
Ответ: Вы задаете вопрос, который должен быть адресован не мне. Этот же вопрос мы задавали нашим коллегам. В данном случае Вам следует спросить тех, кто исповедует эту логику. Считаем, что в гуманитарных вопросах не должно быть двойных стандартов. Самое страшное, когда тяжелейшая гуманитарная ситуация становится заложницей или используется в политических целях. К сожалению, стало нормой сегодняшнего дня, когда на бедственном положении людей выстраиваются те или иные политические концепции, продвигаются различные политические интересы людей, не имеющих совершенно никакого отношения, в частности, к народу Сирии.
Я привела в пример британскую структуру по наблюдению за правами человека в САР. Нельзя даже сказать, что она дает однобокие данные, поскольку эти вбросы невозможно назвать данными. В то же время она спокойно действует, на нее ссылаются все ведущие СМИ. Почему? На каком основании? Почему информация этой структуры была выбрана для цитирования?
Приведу один показательный пример. Несколько лет назад, будучи заместителем директора ДИП, я начала общаться по рабочим вопросам с одним из ведущих западных информационных агентств. Меня просили давать им комментарии – какие-то под запись, какие-то – нет. Для этого я должна была пройти у их руководства три стадии подтверждения того, что меня можно цитировать, чтобы я была «одобрена», хотя и занимаю официальную должность. И тут вдруг какая-то пиццерия становится основным поставщиком информации о гуманитарной ситуации и ситуации с правами человека в Сирии. Как такое может быть? Все это – элементы колоссальной информационно-пропагандистской кампании. Других объяснений быть не может.
Вопрос: Только что Вы сказали, что Анкара не передавала Вам информацию о нарушении российскими самолетами воздушного пространства Турции. Месяц назад Вы говорили, что дипотношения между двумя странами не нарушены. Почему вы не можете согласовать этот вопрос, который повторяет трагический случай с российским «СУ-24»? Официальный представитель Министерства обороны России говорил об объективном наблюдении, но такого наблюдения не появляется и с российской стороны, все показывают «фломастеры на экранах». Почему не работает принтер, чтобы показать нам объективные наблюдения? Как избежать «сломанных телефонов» при общении двух стран?
Ответ: Хочу Вам напомнить, что буквально в течение суток у нас развивался очередной сюжет с турецкими коллегами, которые не разрешили нашим представителям участвовать в программе «открытое небо». Вы не видите взаимосвязи? Чтобы не показывать «фломастеры», наши эксперты, согласно имеющемуся международному соглашению, хотели провести соответствующий инспекционный полет, а турецкие коллеги запретили это делать.
Есть законный механизм, которым наши коллеги из Министерства обороны России хотели воспользоваться так же, как они пользуются этим правом с другими государствами, и как другие страны пользуются им в отношении Российской Федерации. Турецкие же коллеги не разрешили и не дали нам воспользоваться этим правом.
Что касается дипотношений и непредоставления информации, то у нас никогда не было разрыва таких отношений, имею в виду период времени после трагического случая, когда вооруженными силами Турции был сбит российский самолет над сирийской территорией. Поэтому говорить об этом, давать дополнительную информацию и оправдываться не уместно. Эта тема вообще не обсуждается. Мы запрашиваем объективную информацию у наших турецких коллег о возможности передачи тех или иных данных. Более того, мы запросили ее и по линии НАТО, на которое постоянно ссылается и к которому «бегает жаловаться» турецкая сторона. Этих данных мы не получили. О причине, наверное, Вам как представителю турецкого издания будет сподручнее поинтересоваться у турецких дипломатов.
Я подняла эту тему сегодня не только для Вас, но и для Анкары. Если нам не дают информацию, когда мы запрашиваем по дипломатическим каналам, то, может, дадут, когда мы поднимем этот вопрос публично? Мы готовы предоставлять свои данные и, в свою очередь, получать данные, чтобы был предмет разговора. Но нам их не предоставляют.
Еще один вопрос: почему эти данные не дают СМИ? Мы слышим большое количество публичных заявлений турецких официальных лиц на любую тему. Мне кажется, вполне логично предоставить эти материалы средствам массовой информации. Но нет, даются политические оценки, а не фактура. Не могу сказать, почему. Это вопрос к турецкой стороне.
Вопрос: Сегодня утром спикер турецкого МИД повторил, что данные были предоставлены. Вы их не получили?
Ответ: А мы говорим, что не предоставлены. Мы публично просим турецкую сторону предоставить данные. Повторяю, что в данном случае, помимо прочего, у нас есть два дополнительных субъекта: во-первых, НАТО – не по нашему желанию, а потому, что именно к Североатлантическому альянсу обращены просьбы турецкой стороны быть арбитром или подключиться к этой ситуации. Нам по линии НАТО тоже никто не предоставил соответствующую информацию. И второй субъект – Вашингтон, возглавляющий коалицию, куда входит Турция, и с которым мы подписали соответствующий договор. Возможно, эти данные есть у США. Кто знает? Мы эти данные не получали. Именно поэтому мы выносим этот вопрос в публичную плоскость и говорим вам, что этих данных у нас нет.
Вопрос: В Нью-Йорке сейчас обсуждается реакция на ядерное испытание КНДР. После испытания прошел уже месяц. Почему ответа нет так долго? Какую позицию по этому вопросу занимает Россия?
Ответ: Наша позиция по вопросу денуклеаризации Корейского полуострова четко изложена, не буду ее повторять. Она не претерпела никаких изменений.
Что касается работы, которая ведется на ооновской площадке, то, как вы знаете, она включает не только Россию, в нее вовлечены и другие страны. Мне сложно сказать, чем вызвана, как вы говорите, неоперативность в решении этого вопроса. Реакцию в нашем страновом качестве мы дали незамедлительно и регулярно возвращаемся к этой теме, когда она того требует. Могу предположить, что необходимо более детально проработать этот вопрос и иметь на руках всю полноту информации, чтобы задействовать механизм СБ ООН, который является наивысшим уровнем реагирования на ту или иную проблему. Скорее всего, дело упирается в то, что сейчас идет проверка исходных данных для того, чтобы реакция была абсолютно объективной.
Вопрос: Вы уже затрагивали вопрос об обвинениях в адрес Москвы в срыве Женевских переговоров. В начале брифинга Вы сказали, что созидательный курс внешней политики России очевиден. Если операция российских ВКС является «камнем преткновения», то не считаете ли Вы, что стоило бы внести коррективы и приостановить ее ради продолжения переговоров?
Ответ: Мы снова возвращаемся к истокам. Целью операции ВКС России в Сирии является борьба с терроризмом. Если кому-то это не нравится, то это совершенно не означает, что в эти планы должны вноситься коррективы. Наоборот, нужно задавать вопросы тем, кто высказывает свое недовольство, почему они де-факто поддерживают террористов.
Еще один важный момент состоит в том, что все участники «Венского формата» – а после принятия соответствующей резолюции СБ ООН это стало общемировым делом и признанием – признали необходимость борьбы с международным терроризмом на территории Сирии. Никто не отменял этих постулатов и выданного СБ ООН «задания». С какой стати мы должны идти на поводу у тех, кто считает, что терроризму в Сирии быть?
Вопрос: Вашингтон недавно анонсировал планы по увеличению в Европе расходов на «оборонку» в четыре раза. Как Москва планирует на это реагировать? Будем ли мы отвечать на такие вызовы? Нет ли вероятности повторения сценария «гонки вооружений» советского периода?
Ответ: К сожалению, мы регулярно возвращаемся к этой теме. Мы уже комментировали планы Пентагона по наращиванию в 2017 г. в четыре раза расходов на военную деятельность. Речь идет о европейском театре. Все это проходит под предлогом «сдерживания России». Недоумение и брезгливость вызывает то, что это проводится в очень агрессивной манере, под предлогом потенциально возможной российской агрессии. Как мы слышим из этих заявлений, все это создает почву для разворачивания военного планирования против России и принятия практических шагов по приближению военной инфраструктуры к российским границам.
Что касается Вашей обеспокоенности новой «гонкой вооружений», то об этом многократно говорило российское руководство, наши военные эксперты: ни в какую новую «гонку вооружений» Россия не намерена втягиваться, ни «догонять», ни «перегонять». Хотелось бы напомнить коллегам из Вашингтона и Брюсселя о том, что любые недружественные шаги и попытки давления на Россию со стороны США и НАТО получат адекватный как политико-дипломатический ответ, так и ответ в сфере обороны.
Не должно быть сомнений, что для обеспечения безопасности России будет сделано все необходимое. Но мы – за мир.
Вопрос: Буквально полтора часа назад Министр обороны Польши подписал в Варшаве два документа, позволяющих возобновить работу комиссии по расследованию причин авиакатастрофы под Смоленском 10 апреля 2010 г. Первый документ о возобновлении работы комиссии, второй определяет ее численность – 21 человек. Могли бы Вы прокомментировать, что в этой связи намерена делать российская сторона?
Сегодня утром Министр иностранных дел Польши В.Ващиковский принял Посла России в Варшаве С.В.Андреева. Встреча была короткой (3 минуты), что странно в отсутствие проблем между двумя странами, особенно за последнее время. По завершении встречи В.Ващиковский сказал, что это был визит «вежливости» и поздравление друг друга с Новым годом. Напомню, что сегодня уже 4 февраля. Как бы Вы это прокомментировали?
Ответ: Зима еще не закончилась. Полагаю, что все комментарии по поводу общения российского Посла в Варшаве с руководством этой страны мы дождемся от самого г-на С.В.Андреева, который расскажет, чему была посвящена эта, судя по всему, насыщенная встреча и беседа.
Что касается Вашего вопроса о действиях России в связи с возобновлением в Польше следствия по катастрофе под Смоленском и о том, что будет собрана группа в составе 21 человека. Вопрос не в том, чем будет заниматься российская сторона, а в том, чем будут заниматься польские сотрудники и эксперты. Это вопрос к Польше. Это ее право как суверенного государства. Если у польской стороны остались невыясненные вопросы, то они должны сами для себя на них ответить. Не представляю, каким образом мы можем дать этому оценку.
Хочу напомнить, что Россия пошла на беспрецедентные меры открытости и проявила всю не просто добрую волю, а истинную дружбу, которую она хотела бы реализовать в нашей ежедневной рутине с польским государством. Я помню те страшные минуты после катастрофы, потому что это было потрясением не только для поляков, но и для нас. Все те, кто так или иначе занимался этим вопросом, прекрасно помнят, что российское руководство не только заявило, но и доказало практическими шагами, что рассматривает эту беду как собственную, как беду российского народа, и более других заинтересовано в выяснении причин. С нашей точки зрения, причины выяснены. Как вы знаете, в России было организовано расследование катастрофы, оно было открытым, о нем постоянно публично говорили, публиковались соответствующие данные, проводились пресс-конференции и т.д.
Повторю, суверенное право Польши и польского народа знать и искать правду. Очень хочется надеяться, что это не связано с политикой. Надежда слабая, но она есть.
Вопрос: 27 января прошли переговоры Контактной группы в Минске. В очередной раз не договорились по нескольким острым вопросам: по выборам в Донбассе и обмену военнопленными. Означает ли, что переговоры зашли в тупик? Если это так, то кто из сторон тормозит переговорный процесс?
Ответ: Вы называете эти вопросы «острыми», а я бы называла их основополагающими. Это вопросы принципиального характера, требующие глубинной проработки. В основе решения этих вопросов – желание сторон находить взаимоприемлемые развязки и вести диалог друг с другом. Со стороны представителей Донбасса мы не просто видим это желание, оно есть и реализуется на практике. К сожалению, со стороны Киева такого желания мы не видим, а видим обратное – сделать все, чтобы не решались основополагающие вопросы.
К сожалению, практически движение вперед невозможно без понимания, что сосуществование в одном государстве требует того, чтобы стороны сели за один стол переговоров и начали разговаривать друг с другом. В этой связи мы подсказывали тот ключ, который, на наш взгляд, открывает двери к всеобъемлющему урегулированию: сесть друг с другом за один стол переговоров и начать конкретный предметный диалог. Прекрасно понимаем, какая, мягко говоря, непростая политическая ситуация разворачивается в Киеве. Но откладывание решение этого вопроса никоим образом не поможет делу, а будет только его усугублять. Вы понимаете, что здесь работают законы политологии и общественного устройства. У украинцев накапливается недовольство тем, как реализуются данные несколько лет назад руководством обещания. К сожалению, их привели совершенно не туда, куда позвали. Мы видим тенденцию к усугублению внутренней ситуации на Украине. Поэтому, чем больше откладываются и «заметаются под ковер» эти вопросы, чем больше Киев пытается юлить и придумывать какие-то временные развязки, многозначные формулировки, которые не решают, а наоборот дают возможность для интерпретации, чем больше всего этого, тем сложнее будет двигаться вперед. В конце концов, речь идет о судьбе Украины. Понимаю, что с вопросом соблюдения и реализации Минских договоренностей связано многое в международных отношениях. Но самым главным является судьба Украины, украинского государства. Понимают ли это там – большой вопрос.
Вопрос: Какую помощь оказывает Россия захваченному в Нигерии греческому танкеру с нашими моряками?
Ответ: Российские дипломаты активнейшим образом этим занимаются. Как только у нас появится конкретная информация, то мы обязательно ее предоставим. Как Вы знаете, наша прямая обязанность не только информировать, но и содействовать российским гражданам, которые попали в беду. Все делается и будет сделано по-максимуму.
Вопрос: Может ли Россия как-то повлиять на Северную Корею с тем, чтобы убедить ее отказаться от своих планов. Если все-таки будет произведен запуск, какова возможная реакция со стороны Москвы? Насколько вероятно наложение санкций?
Ответ: Вы правильно сказали, что мы уже опубликовали нашу реакцию, она абсолютно исчерпывающая. Единственное, что могу повторить: мы работаем со всеми сторонами, которые вовлечены в урегулирование этой ситуации, делимся оценками, побуждаем, высказываем наше экспертное мнение и т.д. Как Вы понимаете, работа на дипломатическом треке идет очень активно.
Какова будет реакция? В данном случае не будем забегать вперед.
Вопрос: Вопреки запретам, Северная Корея после очередного ядерного испытания 6 января с.г. объявила о планах запустить ракету со спутником до 25 февраля с.г. Считается, что это всего лишь прикрытие для испытания межконтинентальной баллистической ракеты, которая способна нести ядерные заряды. Вчера Вы заявили об обеспокоенности этой ситуацией. Как Вы считаете, что необходимо сделать, чтобы предотвратить подобные провокации со стороны Северной Кореи?
Ответ: Повторю, мы прикладываем большие политико-дипломатические усилия для разрешения этой ситуации.