Марина Брусникина: Театр «Практика» — уникальное место на культурной карте Москвы

МАРИНА БРУСНИКИНА – режиссер, чьи постановки идут во многих театрах Москвы, художественный руководитель театра «Практика», резидентом которого является «Мастерская Брусникина», преподаватель, зав. кафедрой Школы-студии МХАТ. Так получилось, что 2 ноября Марина Станиславовна приехала к нам в рамках проекта «Знание. Театр», в котором она участвовала как член жюри по отбору пьес для молодежи и прочитала лекцию. А 25 ноября она приезжает со своим спектаклем «В кольцах» театра «Практика», который будет показан на сцене БДТ в рамках фестиваля «Золотая Маска». 

Нам удалось расспросить ее о своей работе, о проектах, в которых она принимает участие.

 — Вы приняли театр «Практика» из рук мужа Дмитрия Брусникина после его скоропостижной кончины. Что он успел сделать в театре?

— Многое успел. Придумал стратегию развития театра на ближайшее время, привел новых резидентов «Мастерскую Брусникина», новую творческую и административную команды, нового директора. Спланировал репертуар нового сезона. 

 — Вы продолжаете его традиции?  Какое ваше кредо в этом театре? 

— Театр «Практика» — уникальное место на культурной карте Москвы. Во-первых, это свободная резидентская площадка, там нет труппы. Во-вторых, когда он изначально задумывался, он был театром современного текста. И очень важно сохранить традиции этого театра. К нам ходит та публика, которая, возможно, в другие театры не ходит. И при всех изменениях, которые сейчас происходят, очень важно, чтобы театр оставался актуальным. Это, собственно, то, чем я занимаюсь все время, пока я у руля этого театра. Понятно, что изначально я стала этим заниматься, потому что была группа ребят – Мастерская Дмитрия Брусникина, которая практически сразу, закончив институт, стала резидентами этого театра, и нужно было чтобы они продолжали там работать. Поэтому важно было занять место Дмитрия Брусникина. А дальше каждый день возникают конкретные цели по созданию репертуара, по сохранению этих резидентов, по поиску других резидентов. Это постоянная ежедневная работа, направленная на имидж, на культурную составляющую этого места. 

— Я еще помню, Дмитрий Владимирович (Брусникин) привозил ребят со спектаклем «Путешествие по транссибирской магистрали» на фестиваль «Школа. Студия. Мастерская». 

— «Транссиб» идет до сих пор и пользуется огромным успехом. 

— Этот спектакль создан в стиле вербатим (иначе документальный театр), столь популярный несколько лет назад. Сейчас документальный театр уходит или нет?

— Нет, он по-прежнему популярен. Темы меняются. Допустим, в первой группе Мастерской Дмитрия Брусникина был спектакль «Это тоже я». Понятно, что он был создан в определенное время, и сейчас мы его уже не играем, потому что поменялось время, поменялось наше пространство. Что касается, «Транссиба» — мы его играем, потому что это ближе к сегодняшнему дню. И эта поездка через всю Россию дала такой результат – такое количество характеров, живых людей, судеб. Это наша родина. Это то, чем люди живут. На последнем, четвертом курсе мастерской Брусникина был сделан совершенно замечательный спектакль тоже вербатим «ЧПР» — сокращение от «четвертая промышленная революция». В нем мы говорим об уходящих исчезнувших профессиях и профессиях будущего. Это вообще другая тема. Но это тоже вербатим. И это бесконечно интересно. Мне кажется, сам ход документального театра не исчезает, меняются темы. И чем они разнообразнее, тем лучше. 

— Вы актриса, заслуженная артистка России, режиссёр, педагог, художественный руководитель театра «Практика». Что для вас первично? 

— Я для себя определила, что главное для меня – это режиссер, потому что я очень много ставлю и ставлю в разных местах. И наверно, сейчас это моя основная профессия. А педагогика, руководство – на самом деле, это сложно разделить. 

— Ваши ученики потом приходят в «Практику»? 

— Что значит, «приходят»? Они работают большой резидентской группой. У нас нет труппы, куда можно приходить. Я к Мастерской Дмитрия Брусникина официально не имею никакого отношения. У них есть худсовет, у них есть директор. Они самостоятельный автономный негосударственный театр, у них нет сцены, они резиденты в театре «Практика». Я художественный руководитель театра «Практика». У нас кроме них есть еще резиденты. 

— Я обратила внимание что вы для своих постановок берете всегда очень качественные тексты. 

— Спасибо. На самом деле очень много глубокой хорошей интересной литературы и очень много талантливых умных людей. Просто мы не всегда об этом знаем. И очень важно искать. Ведь круг очень широкий, и такие разные направления – и в литературе, и в театре. В театре настолько разные направления сейчас существуют, что даже трудно выбрать эксперта, который бы охватывал все. Кто-то знает про это, кто-то знает про другое. 

— Вы сами предлагаете пьесы для постановки, если вас приглашают в другие театры, или вас приглашают на конкретные работы? 

— Всегда сама. Правда, один раз, к юбилею Галины Борисовны Волчек театр «Современник» предложил мне поставить пьесу Анны Батуриной «Фронтовичка». Мне очень понравилась эта пьеса. И в театре «Современник» до сих пор идет мой спектакль «Небылица. История необыкновенной любви» по этой пьесе. Один из моих любимых спектаклей. 

— Как вы выбираете материал для постановок? 

— Иногда советуюсь, спрашиваю: «Что бы такое почитать? Давайте, рассказывайте». Но как правило сама нахожу. Начинаю смотреть по премиям, что, где отмечалось. Так я нашла Женю Некрасову. Еще в 2019 году я поймала себя на мысли, что давно не читала много и массово, и вдруг выяснилось, что есть очень много интересных авторов-женщин. В том числе Женя Некрасова. И спектакль «В кольцах», который я поставила по ее повести – как раз результат моего знакомства в 2019 году с ее произведениями. Женя – очень талантливая писательница, и я рада, что мы этот спектакль привозим в Питер в рамках фестиваля «Золотая Маска». Этот спектакль вошел в лонг-лист «Золотой Маски» в этом году. У фестиваля есть гастрольная программа, когда они возят спектакли не только победителей, не только те, кто оказался в шорт-листе, но и те спектакли, которые были в лонг-листе, пользующиеся популярностью в Москве. Спектакль «В кольцах» — как раз такой. Он пользуется постоянным интересом у зрителей.

— Ваши спектакли с завидной регулярностью отбираются экспертным советом «Золотой Маски». В чем важность этой премии и этого фестиваля?

— «Золотая Маска» делает очень много важных вещей для развития театрального дела. Это и гастроли, и образовательный модуль, и внимание к провинциальным театрам, к заслугам людей, посвятивших свою жизнь театру. А к такой составляющей, как выбор экспертов или жюри, всегда будут претензии. Всегда, как ни выбери. У всех разные театры в голове. Вот сидят два человека в зале плечом к плечу и порой диаметрально противоположно воспринимают то, что видят. Это так. Таким делом занимаемся. У меня, кстати, нет ни одной Маски.

— Думаю, у вас все впереди. На днях сообщили, что в этом году спектакль Мастерской Брусникина «SHOOT / GET TREASURE / REPEAT» номинирован на «Маску» как лучший спектакль малой формы. Вы это ожидали? 

— А почему нет? Это замечательный спектакль нашего ученика Алексея Мартынова. Дебют его режиссёрский. «Золотая Маска» всегда поддерживает молодых, её интерес к актуальным, острым темам и формам тоже очевиден. 

— В начале ноября вы посетили наш город с театральным фестивалем Российского общества «Знание». Почему вы решили стать частью проекта «Знание. Театр»?

— Меня пригласили. А согласилась я потому, что считаю, что очень важно заниматься молодежью. И путь через приближение к творчеству мне кажется очень правильным.  

— Вы также являетесь членом экспертного совета этого проекта. Вы участвовали в отборе пьесы? 

— Ну, собственно, меня и позвали быть экспертом в отборе пьесы для ребят старшего школьного возраста, чтобы заинтересовать театральными работами театральные самодеятельные коллективы еще на уровне школы, а не театрального студенчества. Потому и нужно было выбрать пьесу, которая должна быть интересна старшеклассникам и могла быть реализована силами этого поколения. И сама идея, что эта пьеса будет найдена, одобрена, отобрана, и потом у нее будет какой-то свой путь, мне очень понравилась. У нас был прекрасный состав членов экспертного жюри, мы дружно выбрали одну пьесу, хотя изначально пьес было подано очень много (на конкурс было подано 420 пьес – прим. ред). 

— Выбор был единогласный?

— У нас было три лидера. Но в результате все сошлись на одной пьесе: «Трудный экзамен».

— Спектакль по пьесе драматурга-дебютанта из Астрахани Гульнары Искалиевой, победившей во Всероссийском конкурсе просветительских произведений для молодежи «Знание. Театр», был поставлен в сентябре, а премьера состоялась в театре РАМТ. Это работа режиссера, вашего ученика, лауреата премии «Золотая Маска» Юрия Квятковского. Хочется надеяться, что эту пьесу, как и сам спектакль, ждет долгая жизнь. 

Беседовала — Ирина Сорина.

Подписывайтесь на наш видеоканал Дипломатрутубе

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

Рутубе — https://rutube.ru/channel/24232558/

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra