24 сентября, в рамках международного кинофестиваля «Послание к человеку», российской аудитории был представлен фильм «Дугма» норвежского режиссера Пауля Рефсдала .
Сегодня, когда слово «Аль-Каида » стало синонимом мирового зла и угрозы западному жизненному укладу, СМИ каждый день кормят нас картинами из «горячих точек». Они обилуют такими штампами, как «международный терроризм» и «запрещенная террористическая организация», что формирует представление о реальности в сознании аудитории, где мир неизбежно принимает несколько утрированную форму со «своими» и «чужими». Поэтому сюжет «Дугмы» кажется особо актуальным.
Это документальная лента о боевиках-смертниках «Джебхат ан-Нусры», которые ждут своей очереди, чтобы нажать на кнопку (араб. «dugma») и подорвать себя в грузовике со взрывчаткой. Таким образом, они обеспечивают потери среди врагов, а себе – почетное место в раю. Однако масштабный репортаж Пауля Рефсдала не об «угнетателях мирного населения», «нарушителей прав человечества» и отрицателей «демократических ценностей». «Дугма» о людях, преданных некой идее, искренне верующих, что защищают ее – ценой своей жизни. О войне глазами этих «чужих», создавших целый механизм принесения себя в жертву.
«Дугма» – прямая, беспристрастная по своей заявке работа, которая ломает наши стереотипы. «Злодеи» джихадисты предстают здесь вполне обычными мужчинами, которые с гордостью показывают фото своих детей, едят гамбургеры с колой и рассказывают о недавней женитьбе. Их четверо, и все они улыбаются, но за маской отважного «искателя мученичества» то и дело проглядывает отец, муж и человек, в генах которого заложена лишь одна великая цель – жить. Так что вместо зуда в нашем сознании, вызванного непринятием непонятного и чужого, герои находят у нас скорее сочувствие, нежели агрессию. Интересно, что среди героев арабов есть и представитель Запада – британец. Новообращенный рыжебородый джихадист, рассказывающий о том, как чувствовал себя не таким как все в Англии и о любви к Аллаху. Всего за несколько минут сюжета, мы видим, как меняется его настрой, какой путь проходит его сомневающееся «я». Но обезоруживает не он, а темнокожий, полноватый араб с очаровательной улыбкой и хорошим чувством юмора. Его голос, поющий «Мама, я ухожу в рай без оглядки…», кажется самым красивым гимном смерти во имя загробной жизни. Такие вещи ставят в тупик, так как объяснение их не укладывается в штампы из нескольких слов.
О многом говорят даже не интервью, а сами кадры, причем очень символичные. Например, виды сирийских пейзажей в синей дымке, на фоне которых силуэты вооруженных боевиков. Или кадры взрывающихся БТР, мелькающих оранжевой вспышкой в сером небе. И все это под естественные звуки редкого пулеметного ряда и взрывающихся где-то вдалеке бомб.
«Дугма» еще одна достойная картина Пауля Рефсдала, показывающая нам темную сторону войны против терроризма. И еще один вклад в профессиональную копилку репортера, вот уже более тридцати лет снимающего вооруженные конфликты в разных частях света. Фильм, безусловно, стоит посмотреть.