В космос своих открытий. С приставкой ЛИН. И не только…
Меж мудрых книг и толковых журналов, меж «тихой охотой» за знаниями и умениями здесь, в скромной, с виду неброской библиотеке – Центральной детской библиотеке «Спутник», что разместилась на перекрестке Новоизмайловского проспекта и Бассейной улицы, царит настоящее чудо. Чудо постижения рисунка. Как средства реабилитации…
И в том чуде, в его культивировании и подаче широкой публике, «повинны» Лилия Малашенко, подвижник, а не просто психолог и педагог, наставник, мастер по работе с весьма и весьма «сложными» тружениками кисти и карандаша, а заодно с ней и заведующая Центральной детской библиотекой «Спутник» Ирина Жукова. Ибо они вместе создали обыкновенное чудо, чудо экспонирования рисунков ребят с интеллектуальными нарушениями. Опять? Не опять, а снова. Теперь пришла пора-пора-порадоваться космической тематике…
Да, публика с интеллектуальными нарушениями слабо представляет себе, что такое, кто такие покорение и покорители космических далей и просторов, народ с приставкой ЛИН имеет довольно-таки зыбкое представление о физике и механике проникновения в космос. Но благодаря безмерной мудрости и предельной чуткости педагога, и наставника, художника и просто проницательного товарища, воспитателя художественного мышления Лилии Малашенко люди с приставкой ЛИН сумели невероятное, нет, даже невозможное.
Люди с приставкой ЛИН, в основе своей – подопечные РООИ «Санкт-Петербургская лига жизненной помощи людям с проблемами развития», или же попросту Лиги жизненной помощи, сумели покорить свой собственный космос творческого понимания мира, они вышли на свои околоземные орбиты – творческого, художественного осмысления объектов и субъектов, так или иначе связанных с реальным, взаправдашним космосом. В данном случае – тем космосом, теми космонавтами, который мы сами, наша цивилизация, постигли. Луна, Гагарин, Терешкова, звезды, такие манкие и такие далекие, жизнь и мрак, но главное, что роднит ребят с ЛИН и первых покорителей космоса – это победа надо собой. Ибо, как утверждает Лилия Анатольевна, ребята с ЛИН только благодаря ее занятиям стали – уверенно и твердо, держать карандаш и кисть, осознано формировать рисунок – как осознанную художественную мысль.
«Разбудить» и высвободить художника в человеке, который будто бы и не создан для рисования – явление неимоверное, – уверена, даже убеждена куратор, соорганизатор выставки Лилия Малашенко, педагог-психолог, художник, – но в наших руках даже людей с интеллектуальными нарушениями если не рембрантами сделать, то приучить к формированию художественных образов можно точно…».
Лилия Анатольевна давно и вполне успешно работает с РООИ «Санкт-Петербургская лига жизненной помощи людям с проблемами развития», где самым педантичным, самым скрупулезным образом старается всем и каждому – ЛИН, разнообразным гражданам со всевозможной формой интеллектуальных нарушений, привить любовь к рисованию.
И теперь, кажется, озорным и просто охочим до новых художественных ощущений художникам с безапелляционной приставкой ЛИН подвластны все жанры и все стихии, и первый робкий снег, и жаркие, пахучие, роскошные цветы, и всяческие портреты, разнообразная графика и всевозможная фактура. Тут вам и трепетное, нежное, ее уловимое дуновение ветерка в поле или лесу, суровый мегаполис в дождь, или – как сегодня, на выставке в библиотеке «Спутник», ребята с ЛИН одолели космос. Словно сами в него вышли, осознали, ощутили – и нанесли, кто как мог, на бумагу. А Лилия Анатольевна – всеми фибрами души своей педагогической, помогла им в этом сложнейшем предприятии. Ибо если не мы, то кто? В данном случае если не Малашенко, то кто…
И пусть премилые творения воспитанников РООИ «Санкт-Петербургская лига жизненной помощи людям с проблемами развития» кажутся просто очаровательными, занимательными поделками, за каждой их них – превеликий труд, жизнестойкость всех участников процесса и невероятная целеустремленность. Работа на конечный, убедительный результат.
«…Наша очередная, на сей раз «космическая» выставка – очевидный, важный результат в развитии тех или иных творцов с явными ментальными нарушениями, – полагает Лилия Малашенко. – Для кого-то набросать легкий, воздушный, карандашный рисунок – плевое дело. Сносное, чрезвычайно, совершенно легкое, исполнимое задание, занятие. А кому и проникнуться обыкновенным алфавитом, ежемесячное, ежегодное постижение прописных истин – сродни героике будней. Наша задача, задача тех, кто вдохновляет ребят с ментальными нарушениями на созидательный результативный труд, суметь убедить каждого художника, каждого участника выставки в Центральной детской библиотеке «Спутник» – вы нужны и важны, ваша работа – весомый, важный, знаковый и значимый вклад в общее дело становления гуманистического развитого общества и государства…» …
Мудрую и в чем-то отважную мысль – помогать раскрыть всему честному миру работы самобытных художников с ментальными нарушениями, всецело и всячески разделяет заведующая Центральной детской библиотекой «Спутник» Ирина Жукова. В своей приветственной речи на открытии “космической” выставки Ирина Алексеевна сделала несколько ключевых акцентов на актуальности, на социальной значимости и необходимости таких выставочных проектов, таких ретроспектив творческого самообретения ребят, кто живет под грифом печальной печати ЛИН, то бишь с разнообразными ментальными нарушениями. Им есть, куда расти, нам есть, кому это все показать. Мир добрых и чутких людей – н где-то там, здесь, прямо тут, в стенах конкретной библиотеки прописался, в стенах Центральной детской библиотекой «Спутник». Ибо это и есть – помощь, не фигуральная моральная, о самая что н на есть реальная, всамделишная. Когда творцы своих чрезвычайно самобытных работ понимают и проникаются не просто творением, но результатом творения. А после и вниманием к своим творениям. Не зря, совершенно не зря они все это сотворили.
Как говорил Леонардо Да Винчи, нельзя родиться художником, но можно родиться человеком с твердым пониманием – в тебе есть художник, которого нужно – и можно, «выпустить» на свободу, на волю, словно птицу из клетки, из некоего плена. Так и здесь, уверена, убеждена Лилия Малашенко, важно и нужно в ребятах – во всех и каждом, кто всю свою жизнь живет с печатью ЛИН, помогать осознавать свое собственное место в безбрежном океане художественных, творческих осязаний, ощущений.
Что касается космической тематики, то здесь преуспел – как художник, человек, сам покоривший космос, и даже первым в мире вышедшим в космическое – безжизненное, мертвое, прожженное солнечной радиацией и чудовищным холодом пространство лётчик-космонавт СССР № 11, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, лауреат Государственной премии СССР Алексей Леонов. Помнится, на предмет своих художественных экзерсисов – первых, робких, Алексей Архипович писал: «… Безмерно благодарен тем педагогам, преподавателям, кто сумел рассмотреть во мне крупицы художественного начала. Кто смог возбудить во мне жажду к живописанию, ибо они подарили мне еще одну жизнь. Жизнь творческую, жизнь созидательную…».
«Наши ребята вряд ли сумеют выйти в космос, вообще постичь его как Гагарин или Леонов, Терешкова или новая генерация космонавтов России, но их, художников с приставкой ЛИН, уже можно смело и четко назвать «космическими» первопроходцами, – уверена, даже убежден Лилия Малашенко. – Мы с ними смели преодолеть гравитацию безверия в себя, гравитацию творческого, креативного пессимизма. Смогли выйти в космос творческих свершений. И это уже здорово, поверьте. Мне как педагогу чрезвычайно важно знать и понимать, каждая такая работа – это своего рода рукотворное чудо. Как первая картина того же Алексея Леонова. Который также – поначалу, не верил в себя как в художника. А как преуспел! Так и мы. Звезд с неба не хватаем, но стремимся «через тернии – к звездам» пусть символического, скромного, но все же признания – мы способны на художественное покорение космоса, мы для этого рождены…».
Дмитрий МОСКОВСКИЙ