Ситуация с кризисом на Украине весьма непростая, но не безнадежная
Выступление Постоянного представителя России при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ в ответ на отчеты cпецпредставителя Действующего председателя ОБСЕ по Украине и в Контактной группе Х.Грау и главы СММ ОБСЕ на Украине Я.Х.Чевика, Вена, 6 февраля 2020 года
Уважаемая госпожа Председатель,
Приветствуем уважаемых послов Х.Грау и Я.Х.Чевика. Представленные сегодня доклады подтверждают, что ситуация с урегулированием кризиса на Украине весьма непростая, но не безнадежная.
Паралич политической воли, который Киев демонстрирует в деле выполнения Минских соглашений, граничит с признаками сознательного саботажа имеющихся обязательств. Вместо их добросовестной реализации на основе прямого диалога с представителями Донецка и Луганска видим попытки загнать в тупик весь процесс урегулирования. Едва ли не каждую неделю из Киева раздаются высказывания официальных лиц, которые призывают к частичному или полному пересмотру минского «Комплекса мер». 12 февраля этому базовому документу, который одобрен резолюцией 2202 Совета Безопасности ООН, исполнится 5 лет. Ни один из его пунктов до сих пор полностью не реализован. Предпринимаемые на этом фоне потуги Киева списать все неудачи на Россию, выставить ее «стороной конфликта» – составная часть политики по затягиванию урегулирования и сохранению очага напряженности в Донбассе. Все это подрывает предпринятые в конце прошлого года усилия «нормандского» формата. К сожалению, не видим реакции наших французских и германских партнеров на такие действия Киева.
Парижский саммит 9 декабря 2019 года придал импульсы переговорному процессу по урегулированию, направил сигналы сторонам внутриукраинского кризиса о необходимости ускорить реализацию Минских соглашений. Было особо подчеркнуто, что для этого потребуется активизировать работу Контактной группы. Она предоставляет уникальную возможность для прямого диалога представителей Киева, Донецка и Луганска. Вместе с тем развить динамику сторонам пока не удается.
Масштабный обмен удерживаемыми лицами между Киевом и Донбассом 29 декабря 2019 года стал важным гуманитарным шагом. Он был призван послужить и значимой мерой восстановления доверия. Однако уже сейчас, согласно озвученным в СМИ данным представителей отдельных районов Донбасса, имеются трудности с документами освобожденных Киевом лиц. Свыше половины из них продолжают числиться в розыске как подследственные – обещание украинских властей провести надлежащую юридическую «очистку» в полной мере не выполнено. В условиях отсутствия закона об амнистии участников событий в Донбассе, который Киев обязался принять по Минским соглашениям, это затрудняет работу по подготовке обмена удерживаемых лиц по принципу «всех на всех».
Ссылаясь на свое желание подвергнуть «Комплекс мер» ревизии, а также вопреки решениям «нормандских» саммитов Киев продолжает игнорировать политическую часть своих обязательств (пункты 4, 5, 9, 11 и 12 «Комплекса мер»). Отсутствует предметный диалог с представителями Донецка и Луганска по согласованию правовых аспектов особого статуса Донбасса. Не проведены конституционные изменения, учитывающие этот статус. Сам «статусный» закон не носит постоянного характера. Не получила закрепления в украинском законодательстве согласованная в Контактной группе «формула Ф.-В.Штайнмайера» о порядке введения упомянутого закона в действие. Киев по-прежнему уклоняется и от дискуссий с Донбассом по местным выборам. Вместо этого искусственно «выпячивает» вопросы, связанные с завершающим этапом урегулирования – например, о границе.
Однако важно не забывать, что всеобъемлющее политическое урегулирование – основа жизнеспособного решения кризиса, его необходимое условие. Хотелось бы поинтересоваться мнением уважаемой госпожи Х.Грау, почему «застопорился» политический трек. Какие конкретно шаги нужно предпринять совместно с координатором профильной подгруппы господином П.Морелем, чтобы «оживить» дискуссии по политурегулированию?
В нарушение пункта 1 «Комплекса мер» в Донбассе продолжаются перестрелки. После снижения в новогодние праздники их количество вернулось к прежним показателям. В Донбассе фиксируются новые разрушения гражданских объектов в результате обстрелов. Из недавнего – повреждения в Петровском районе Донецка и в поселке Березовское Луганской области. Продолжают страдать люди. Ожидаем подготовки Миссией тематического доклада о жертвах и разрушениях. Подобный отчет выпускался более двух лет назад. Эту практику необходимо возобновить. Публикация обобщенных сведений будет иметь важный сдерживающий эффект. Это был бы прямой вклад СММ в облегчение положения мирного населения.
В Киеве активизируют военные закупки из-за рубежа. На этом фоне украинские официальные лица заявляют о готовности к «силовому освобождению» Донбасса, а также своем нежелании обсуждать разведение сил и средств вдоль всей линии соприкосновения. Неудивительна в этой связи слабая динамика по выполнению поручения «нормандского» саммита в Париже о согласовании трех дополнительных участков разведения к концу марта. Необходимость скорейшего разведения сомнений не вызывает: вспомним, как в прошлом году в Золотом-5/Михайловке свыше десятка раз под обстрел с позиций вооруженных сил Украины попадала действующая школа. После вывода украинских военных с участка разведения эти обстрелы, судя по данным СММ, прекратились.
Необходимо искать пути уменьшения страданий гражданского населения. Продолжается социально-экономическая и транспортная блокада Донбасса. Следует добиваться от Киева выполнения обязательств по «Комплексу мер» (пункт 8) по восстановлению социально-экономических связей, выплате пенсий и социальных пособий. Ожидаем, что уважаемой госпоже Х.Грау удастся переломить ситуацию в Контактной группе и вывести стороны на результативный диалог по всем практическим аспектам.
Уважаемый господин Я.Х.Чевик,
Мониторинг СММ военной активности по обе стороны от линии соприкосновения должен быть сбалансированным, без «перекосов». Многое в этом зависит от Вас. СММ следует действовать объективно, прозрачно и беспристрастно. Как следует из докладов Миссии, территория отдельных районов Донбасса находится под весьма плотным мониторингом. Вместе с тем больше внимания нужно уделять тылам ВСУ, в том числе при помощи технических средств наблюдения, что необходимо в контексте раннего предупреждения возможной военной эскалации. Важно усилить наблюдение за железнодорожными узлами, используемыми украинскими военными для подвоза вооружений (Константиновка, Хлебодаровка, Рубежное и др.) и местами их хранения. Не так давно в Луганской области Миссия выявила две неиспользуемые площадки для хранения вооружений ВСУ – техника там отсутствовала. Наряду с этим многие территории под контролем украинских военных закрыты для посещения СММ под предлогом минной опасности. Похоже, Киеву есть, что там скрывать. Нужно также отслеживать попытки Киева задействовать беспилотники в военных целях, что нарушает Минские соглашения.
Вооруженное противостояние в Донбассе – часть более широкого контекста внутриукраинского кризиса, охватившего страну шесть лет назад. Важно, чтобы СММ была способна использовать все возможности своего мандата от 21 марта 2014 года, в том числе наблюдения за ситуацией на остальной территории Украины. В своем докладе Вы, господин Я.Х.Чевик, коснулись правозащитных аспектов, находящихся в поле зрения СММ. Необходимо уделять им более пристальное внимание. Ресурсы Миссии следует направить на интенсификацию мониторинга соблюдения прав русскоязычных граждан Украины и национальных меньшинств, ситуации вокруг Украинской православной церкви, зажима свободы слова и попыток установления цензуры в СМИ. Наличие проблем в этих сферах неоднократно подтверждалось рядом международных институтов, в том числе ОБСЕ, а также неправительственными организациями. Важно реагировать на сигналы, которые исходят от гражданского общества о нарушениях Киевом своих обязательств, деградации ситуации с правами человека на Украине в целом. Можно свериться, например, с докладами украинских и международных НПО, опубликованных недавно Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам.
Нынешние власти Украины пришли под лозунгами поиска путей общенационального примирения, гарантий равных прав и возможностей для всех жителей страны. На деле же они продолжили, а по ряду сюжетов – ужесточили дискриминационную политику, которую осуществляло предыдущее руководство Украины. Делается это, как и прежде, с оглядкой на националистов, которые продолжают диктовать властям свои условия. Выходки радикалов зачастую происходят при попустительстве правоохранительных органов. Вандализм под националистическими лозунгами, проявления неонацизма, ксенофобии и антисемитизма продолжают сопровождать украинскую внутриполитическую реальность. Сведения об этом нуждаются в систематизации в виде соответствующего тематического доклада СММ. Это входит в мандат Миссии. Когда, наконец, можно ожидать выпуска упомянутых нами докладов?
Уважаемые послы Х.Грау и Я.Х.Чевик,
Исходим из того, что предпринимаемые вами усилия будут направлены на содействие полному выполнению сторонами – Киевом, Донецком и Луганском – всех положений «Комплекса мер» в их взаимосвязи, а также на недопущение попыток пересмотра этой «дорожной карты» по достижению мира на Украине.
В заключение позвольте пожелать вам успехов в непростой работе, выдержки и доброго здоровья.
Благодарю за внимание.
Дипломатия. Публикации Дипломат.ру
МИД России. Публикации Дипломат.ру
Украина. Публикации Дипломат.ру
Подписывайтесь на наш видеоканал в Дипломатрутрутубе
Подписывайтесь на наш канал в Telegram