Когда мир перестает с тобой разговаривать
Эпатажное название спектакля «Диалоги по поводу американского джаза» не раскрывает суть произведения, а лишь неловко намекает на некоторые моменты. Ни одного диалога о джазе вы не услышите, вам дадут вкусить диалоги на философские, но обыденные темы. Современное общество больно болезнями ранее не бытовавшими, социальными. И чем более общество развивается информационно, тем более оно погрязает в стрессе и отчаянье. Остановиться, передохнуть и посмотреть на все это со стороны дает возможность моноспектакль Полины Сидихиной в театре “Мастерская”.
Ее героиня молода, успешна и красива. Она может позволить себе дорогие вещи, машину и отдых. Но обладание материальными благами не делает ее счастливой. Она потеряла вкус к жизни, вокруг все пресно, и даже любимые маленькие радости уже не приносят такого наслаждения как раньше. Она пытается остановиться и взглянуть на свою жизнь, отчаянная попытка разобраться в себе. Безответный вопрос в пустоту о том, куда делось простое человеческое тепло, кроется глубоко внутри нее. Она бедна, хотя денег у нее достаточно. Осознание того, что все усилия были направлены не на то, что она пожертвовала всем важным в жизни, дает ей ясную картину ее мелочности. Она сама не знала, что хотела все это время, но целенаправленно и неумолимо следовала к своей цели, делая несчастными и других и саму себя. Мир вдруг просто перестал разговаривать с ней. Совсем. Она на пути внутреннего перерождения, когда приходит осознание, что нужно научиться просто жить. Жить, а не выживать. Есть разница.
История конкретной женщины не так уж уникальна. Она не про нее, она про нас. Каждый может найти в ней частичку себя. Мы проходим весь этот путь вместе с героиней от депрессии до ясных ноток осознания и надежды. История героини не просто про женские проблемы. В ней поднимаются извечные темы любви, семьи, поиска себя, будущности и мечты. Да и сюжет к тому же не так уж и прост. За края хлыщут остроумие и драма, порой цинизм, тоска и отчаянье. Тонкой нитью на протяжении всего спектакля чувствуется провокация, зрителя буквально подстрекают сначала сочувствовать героине, потом осуждать и приходить к пониманию, насколько ее чувства свойственны нам самим. Ее судьба как зеркало современного мира, вывернутого наизнанку и показанного без всех прикрас.
Замечательная игра молодой актрисы Полины Сидихиной эмоционально заряжает весь зал. Весь спектакль проходит на одном дыхании с полным набором чувств, переживаний и напряжения, доведенных до катарсиса. Учитывая, что это моноспектакль, скудный сеттинг напрашивается сам собой. Но отсутствие мощных декораций и второстепенных персонажей ничуть не мешает действию. Актриса постоянно в движении, разбавляя внимание зрителей использованием подручной бутафории. Ничего лишнего. Работа режиссёра Анны Зуммер, художника Екатерины Августеняк в исполнении Полины Сидихиной вылилась в сильный вдохновляющий спектакль.