Михаил Голиков: Я надеюсь, что в следующем году будет больше музыкантов из-за рубежа
Завершился пятый, можно сказать юбилейный фестиваль «Дым над водой». Фестиваль, проходящий в красивейших местах Ленинградской области, очень полюбился ее жителям и петербуржцам. Придуманный руководителем симфонического оркестра Ленинградской области народным артистом Кабардино-Балкарии Михаилом Голиковым, он собрал лучших исполнителей в жанре кроссовер, классики и рока. Изначально Михаил собрал своих друзей Дмитрия Гайваронского, Дмитрия Янковского, Этери Бериашвили, друзей еще по консерватории Ольгу Пудову и Мурата Кабардокова, фестиваль вовлекал в свою орбиту все новых и новых участников, став одним из самых заметных фестивалей в России. Здесь нельзя не отметить заслугу правительства Ленинградской области, благодаря финансовой и организационной помощи он существует. При этом администрация никак не вмешивается в творческую составляющую этого проекта, что заслуживает особого уважения. Первый день оркестр закончил композицией «От Чайковского до Цоя». Имеется в виду программа фестиваля, соединяющая классику и рок. Или знак благодарности Заместителю Председателя Правительства Ленинградской области Владимиру Цою и Председателю Комитета по культуре и туризму Евгению Чайковскому?
Но подробнее о фестивале от самого Михаила Голикова
— Как родился фестиваль?
— Фестиваль родился шесть лет назад. С идеей соединить в жанре кроссовер произведения классической и рок-музыки. Не буду называть фамилию одного моего хорошего знакомого из числа чиновников, который мне однажды в шутку после концерта сказал: «А вот «Дым над водой» можешь сыграть оркестром?» Он в общем-то подколол меня, а я запомнил. И когда мы задружились с группой Deep Purple и рассказали им об идее сыграть Smoke on the Water именно оркестром и сделать оркестровую симфоническую версию известных хитов этой группы, они сразу ответили с огромным энтузиазмом и вниманием, сказав золотые, очень важные слова, которые послужили для меня основой, чтобы эту идею развивать: «Рок вышел из классики и в классику когда-то должен будет и уйти». И вот эта идея того, что рок как субкультура, родившаяся когда-то из академической музыки, и связь академической и рок-музыки, она показалась мне очень занятной интересной и достойной того, чтобы из нее сделать фестиваль. Так появился шесть лет назад нулевой фестиваль, когда мы исполняли разные экспериментальные вещи. И уже пять лет назад фестиваль стартовал с многогранной полноценной программой, в которой принимали участие и рок-исполнители и классические, и отдельно, и вместе в коллаборации друг с другом. И в этом юбилейном фестивале мы осуществляем творческую совместную работу и с оперными, и с эстрадными певцами, и с рок-группами. И даже в этом году у нас снова эксперимент – техно-жанр – вместе с оркестром выступают ди-джеи. Я не останавливаюсь на экспериментах, планирую их и дальше, и считаю, что раз эта площадка фестиваля привлекает все больше и больше разных музыкантов, интересующихся экспериментами именно в связке с симфоническим оркестром, значит, у этого фестиваля действительно есть что-то такое, что позволяет говорить об его дальнейшей жизни и истории.
— Вы уже ответили на мой второй вопрос о названии фестиваля. Как я понимаю, название фестиваля подразумевает территорию рядом с водой…
— Безусловно, когда мы планировали первый фестиваль, который проходил на Красном озере в поселке Коробицыно, действительно вот это вот сочетание природы, наш традиционный пейзаж Карельского перешейка Ленинградской области, вода и музыка — три слагаемые для меня очень важные. И, конечно, дым, который уже приходится использовать с применением дополнительных пиротехнических средств. Но, тем не менее иногда, особенно на Красном озере, поздно ночью после фестиваля можно было видеть поднимающийся с озера туман, что представляет из себя завораживающую картину. К сожалению, добиться такой естественной картинки в дневное время почти невозможно при нашей погоде и в нашем климатическом поясе. Но вода — это одна из важных слагаемых фестиваля. Ну и конечно, традиционный фейерверк, в который мы всегда вносим какие-то сюрпризы.
— В чем особенность программы этого фестиваля? В чем сложность ее формирования?
— Мы очень хотели выйти максимально на те обороты, которые планировали еще три года назад, до вмешательства пандемии. Два года назад у нас был всего лишь однодневный фестиваль в Гатчине, хотя собралось достаточно много исполнителей и зрителей. В прошлом году из-за ограничений, действующих во время ковида, мы имели возможность принимать не более 1000 человек на площадке. Поэтому программа была тоже ограничена. В этом году захотелось реабилитироваться и сделать два полных насыщенных дня где все возможные стили соединялись бы в один. Конечно, для меня как для хозяина, приглашающего к участию тех или иных солистов, было очень важно видеть на сцене тех, кто в течение этих пяти лет были с нами. Один из таких музыкантов – Дмитрий Гайворонский.
— Мне кажется, что Гайворонского можно считать почти соавтором фестиваля.
– Да, Дмитрий Гайвворонский – мой друг, партнер, соавтор мой друг, партнер, соавтор фестиваля. Он участвует оба дня. Более того, с Димой к этому фестивалю мы подготовили совершенно новую программу на стыке рока и классики, где он демонстрирует его совершенно виртуозную фортепианную игру с участием оркестра. Мы много с ним дискутировали, искали разные интересные ходы. Дмитрий действительно отчасти соавтор фестиваля. Поскольку первый контакт с Иэном Пейсом, барабанщиком группы Deep Purple был через Диму. И он со своим уже наработанным шоу, которое он в свое время делал в Лас-Вегасе, соединяя в своей фортепианной игре все грани классической и рок-музыки, конечно, побудил и меня к развитию этого эксперимента, к перенесению его на симфонический оркестр. И вот уже мы с ним вместе на протяжении пяти лет придумываем все время что-то новое.
— Хочу сделать комплимент. Вы начали с барочных переложений. Была уверена, что это действительно барочная музыка и стала искать на сцене клавесин. И только к середине узнала ленновскую мелодию IMAGINE. Дальше все пошло узнаваемо.
— Это не моя оркестровка. Она достаточно известная. Beatles go Baroque — сюита в старинном стиле, в которой каждый номер базируется на известной мелодии Beatles. Действительно, во вступлении эта мелодия прячется сквозь барочные интонации, постепенно в Hey Jude начинает показываться и, в конце, Yellow Submarine в стиле «Шутки» Баха. Это, конечно, перфекционный изумруд в этой сюите. И мне очень хотелось, чтобы зритель нашего фестиваля почувствовал бы, как важно знать разные жанры и представлять музыку через разные посылы. Ведь одно дело если бы играли рок-гитары и это было бы в таком ортодоксальном роковом стиле. А другое дело, когда тонкий, нежный, очень аккуратный деликатный стиль барокко помогает по-другому взглянуть на какие-то мелодии, позволяет услышать в них другую красоту, другую гармонию. Это было очень для меня важно. Спасибо что вы это отметили.
— А все-таки, какой это был инструмент?
— Это был тембр клавесина в электророяле, который мы используем. К сожалению, уличное исполнение и ограниченность пространства и технических средств не позволяет нам представить все инструменты. Но мы специально выбрали такую хорошую модель электрического рояля, который дает очень хороший тембр клавесина, потому что клавесин и орган и многие другие традиционные клавишные тембры имеют очень большое значение во всей программе гала-концерта, и для меня было важно, чтобы все это было очень здорово.
— У вас очень большой список участников. Легко ли было договориться со всеми?
— Это действительно очень большая работа. Особенно учитывая, что кого-то ты хочешь пригласить с премьерой. Впервые на фестивале выступает Астемир Апанасов. Замечательный певец из Кабардино-Балкарии. С совершенно фантастическим голосом, фантастической харизмой. Я много о нем слышал, потому что имею не последнее отношение к самой республике. В этом году десять лет как мне присвоили звание народного артиста Кабардино-Балкарии. Мне дали его за большой проект «Симфония Кавказа». Мы собрали и записали 500 произведений о Кавказе русских и кавказских исполнителей. Мы почти каждый год выезжаем на гастроли в кавказские республики. Пропагандируем там их наследие, потому что оно далеко не так хорошо известно. Особенно симфоническая музыка, которая долгое время была в архивах. Никто об этом наследии и не вспоминал. 10 лет назад мы подняли этот огромный пласт, и сегодня эта музыка становится очень популярной, и мне от этого радостно. Конечно, зная ряд музыкантов, с которыми я уже многие годы работаю, такие как композитор Мурат Кабардоков, победитель шоу «Голос» Аскер Бербеков, главный дирижер и режиссер Детской филармонии Мурат Калов, они мне рассказывали о своем земляке Астемире Апанасове, и мне очень хотелось его пригласить, и вот он два дня с нами! У него очень замечательная очень разнообразная программа – он исполняет и авторские песни, и мировые хиты, и невероятные совершенно обработки таких знаменитых мелодий как «Белла Чао», но в кавказском стиле. Это все очень интересно, это все то, что очень нужно фестивалю!
Поэтому собрать такой большой лист артистов, конечно, это всегда не просто. Но могу сказать одно: к пятому фестивалю артисты сами стремятся приехать к нам. Это важнейшая для меня высота! Потому что на первом фестивале ты рассказываешь о нем, пытаешься убедить, что это будет интересно и что надо приехать. И часто слышал в ответ: «Ну не знаю, что это за фестиваль. И не рок, и не классика». Когда рассказываешь об этом словами, ты не можешь полностью раскрыть суть фестиваля. Поэтому всякими ухищрениями заманивал, приглашал, а сегодня эти артисты с удовольствием с нами. Владимир Шахрин поет целую программу с оркестром. Как мне показалось, мы влюбили его в наш оркестр. И мне кажется, ему очень комфортно с нами и интересно. Это тоже какая-то новая страница в его творчестве. Вячеслав Бутусов пишет симфоническую музыку. Мы с удовольствием исполняем ее, делаем премьеры, он тоже как-то соединился с оркестром. Мне тоже это очень приятно. Ну и конечно наши традиционные партнеры – Дмитрий Янковский, баритон из Москвы который работает долгие годы в стиле кроссовер и делает это очень интересно, замечательно и самобытно. Конечно Этери Бериашвили — потрясающая грузинская певица, которая написала в прошлом году такую песню про Россию, что даже я плакал. Про Россию глазами человека, родившегося не в России, но живущего здесь. Для меня очень важно, что в нашем фестивале есть место и теме патриотизма, не формальному, а искреннему и личному. Я с удовольствием удовлетворяю любые просьбы солистов исполнить что-то авторское, сказать свое слово. В конце концов, солист на сцене – это человек, который говорит от первого лица, и площадка фестиваля — для таких музыкантов. Я очень рад, что нам удалось собрать порядка 20 разных артистов и не меньше 10 коллективов.
— Что нас ждет в следующем году?
— Безусловно, я работаю над новыми интересными экспериментами, над смешением новых жанров в сочетании с симфоническим оркестром. Пока не хочу раскрывать карты. Могу сказать только оно, что фестиваль должен и будет развиваться. Я надеюсь, что в следующем году будет больше музыкантов из-за рубежа. Очень хочется международной коллаборации не ради уровня, а ради интересного сочетания, потому что уже на этом фестивале зритель услышал произведение в симфонической версии патриарха рок-музыки Южной Африки Арно Карстенс. Это совершеннейший идол в Южно-Африканской Республике. Мы сделали когда-то к новому году небольшое посвящение ему, записали оркестровку одной из его известных песен «Мечтатель» и вставили ее в наш новогодний огонек, послали ему запись и получили от него невероятное ответное письмо, в котором он написал, что никогда в жизни не испытывал такой восторг. И он очень хотел приехать в этом году на фестиваль, но не получилось с логистикой, со временем. Но он уже клятвенно пообещал, что как только я ему дам даты фестиваля следующего года, он продумает и обязательно приедет, обязательно выступит с оркестром.
Я очень хочу увидеть музыкантов из Китая, из Индии, из Бразилии – тех, кто сможет добраться до фестиваля, потому что тот обмен культурами через фестиваль он тоже очень важен. Не только классическая музыка как основополагающий жанр фестиваля, не только рок-музыка как субкультура, а очень важно, как раскрываются разно национальные темы. И в этом фестивале у нас была заявлена и татарская тема — один из первых татарских рок-мюзиклов «Крик кукушки» в исполнении Альберта Ассадулина, и кавказская, причем и чеченская, и грузинская, и кабардино-балкарская. Мне хочется, вот это многообразие культур через разные пограничные жанры, через кроссовер собирать, и об этом я уже сейчас думаю применительно к программе следующего фестиваля.
— Теперь не о фестивале. Хочется спросить о будущем вашего проекта «Час пробил» с музыкой Стравинского. Когда это можно услышать снова?
— Пока в планах. Скорее всего осенью. Обстоятельства не позволили нам сделать так, как мы хотели, пришлось это несколько отодвинуть. Надеюсь, осенью будет премьера в Москве, и еще сыграем в Ленинградской области.
— Это замечательная программа. Очень не хочется, чтобы она умерла.
— Да, это была глубокая, серьезная моя работа.
Беседовала — Ирина Сорина.
Дипломат.ру, МегаМедиаПроект — Мы в ДЗЕНЕ.