Михаил Голиков: Я надеюсь, что в следующем году будет больше музыкантов из-за рубежа

Завершился пятый, можно сказать юбилейный фестиваль «Дым над водой». Фестиваль, проходящий в красивейших местах Ленинградской области, очень полюбился ее жителям и петербуржцам. Придуманный руководителем симфонического оркестра Ленинградской области народным артистом Кабардино-Балкарии Михаилом Голиковым, он собрал  лучших исполнителей в жанре кроссовер, классики и рока. Изначально Михаил собрал своих друзей Дмитрия Гайваронского, Дмитрия Янковского, Этери Бериашвили, друзей еще по консерватории Ольгу Пудову и Мурата Кабардокова, фестиваль вовлекал в свою орбиту все новых и новых участников, став одним из самых заметных фестивалей в России. Здесь нельзя не отметить заслугу правительства Ленинградской области, благодаря финансовой и организационной помощи он существует. При этом администрация никак не вмешивается в творческую составляющую этого проекта, что заслуживает особого уважения. Первый день оркестр закончил композицией «От Чайковского до Цоя». Имеется в виду программа фестиваля, соединяющая классику и рок. Или знак благодарности Заместителю Председателя Правительства Ленинградской области Владимиру Цою и Председателю Комитета по культуре и туризму Евгению Чайковскому?

Но подробнее о фестивале от самого Михаила Голикова

— Как родился фестиваль?

— Фестиваль родился шесть лет назад. С идеей соединить в жанре кроссовер произведения классической и рок-музыки. Не буду называть фамилию одного моего хорошего знакомого из числа чиновников, который мне однажды в шутку после концерта сказал: «А вот «Дым над водой» можешь сыграть оркестром?» Он в общем-то подколол меня, а я запомнил. И когда мы задружились с группой Deep Purple и рассказали им об идее сыграть Smoke on the Water именно оркестром и сделать оркестровую симфоническую версию известных хитов этой группы, они сразу ответили с огромным энтузиазмом и вниманием, сказав золотые, очень важные слова, которые послужили для меня основой, чтобы эту идею развивать: «Рок вышел из классики и в классику когда-то должен будет и уйти». И вот эта идея того, что рок как субкультура, родившаяся когда-то из академической музыки, и связь академической и рок-музыки, она показалась мне очень занятной интересной и достойной того, чтобы из нее сделать фестиваль. Так появился шесть лет назад нулевой фестиваль, когда мы исполняли разные экспериментальные вещи. И уже пять лет назад фестиваль стартовал с многогранной полноценной программой, в которой принимали участие и рок-исполнители и классические, и отдельно, и вместе в коллаборации друг с другом.  И в этом юбилейном фестивале мы осуществляем творческую совместную работу и с оперными, и с эстрадными певцами, и с рок-группами. И даже в этом году у нас снова эксперимент – техно-жанр – вместе с оркестром выступают ди-джеи. Я не останавливаюсь на экспериментах, планирую их и дальше, и считаю, что раз эта площадка фестиваля привлекает все больше и больше разных музыкантов, интересующихся экспериментами именно в связке с симфоническим оркестром, значит, у этого фестиваля действительно есть что-то такое, что позволяет говорить об его дальнейшей жизни и истории.

— Вы уже ответили на мой второй вопрос о названии фестиваля. Как я понимаю, название фестиваля подразумевает территорию рядом с водой…

— Безусловно, когда мы планировали первый фестиваль, который проходил на Красном озере в поселке Коробицыно, действительно вот это вот сочетание природы, наш традиционный пейзаж Карельского перешейка Ленинградской области, вода и музыка — три слагаемые для меня очень важные. И, конечно, дым, который уже приходится использовать с применением дополнительных пиротехнических средств. Но, тем не менее иногда, особенно на Красном озере, поздно ночью после фестиваля можно было видеть поднимающийся с озера туман, что представляет из себя завораживающую картину. К сожалению, добиться такой естественной картинки в дневное время почти невозможно при нашей погоде и в нашем климатическом поясе. Но вода — это одна из важных слагаемых фестиваля. Ну и конечно, традиционный фейерверк, в который мы всегда вносим какие-то сюрпризы.

— В чем особенность программы этого фестиваля? В чем сложность ее формирования?

— Мы очень хотели выйти максимально на те обороты, которые планировали еще три года назад, до вмешательства пандемии. Два года назад у нас был всего лишь однодневный фестиваль в Гатчине, хотя собралось достаточно много исполнителей и зрителей. В прошлом году из-за ограничений, действующих во время ковида, мы имели возможность принимать не более 1000 человек на площадке.  Поэтому программа была тоже ограничена. В этом году захотелось реабилитироваться и сделать два полных насыщенных дня где все возможные стили соединялись бы в один. Конечно, для меня как для хозяина, приглашающего к участию тех или иных солистов, было очень важно видеть на сцене тех, кто в течение этих пяти лет были с нами. Один из таких музыкантов – Дмитрий Гайворонский.

— Мне кажется, что Гайворонского можно считать почти соавтором фестиваля.

 – Да, Дмитрий Гайвворонский – мой друг, партнер, соавтор мой друг, партнер, соавтор фестиваля. Он участвует оба дня. Более того, с Димой к этому фестивалю мы подготовили совершенно новую программу на стыке рока и классики, где он демонстрирует его совершенно виртуозную фортепианную игру с участием оркестра. Мы много с ним дискутировали, искали разные интересные ходы. Дмитрий действительно отчасти соавтор фестиваля. Поскольку первый контакт с Иэном Пейсом, барабанщиком группы Deep Purple был через Диму. И он со своим уже наработанным шоу, которое он в свое время делал в Лас-Вегасе, соединяя в своей фортепианной игре все грани классической и рок-музыки, конечно, побудил и меня к развитию этого эксперимента, к перенесению его на симфонический оркестр. И вот уже мы с ним вместе на протяжении пяти лет придумываем все время что-то новое.

— Хочу сделать комплимент. Вы начали с барочных переложений. Была уверена, что это действительно барочная музыка и стала искать на сцене клавесин. И только к середине узнала ленновскую мелодию IMAGINE. Дальше все пошло узнаваемо.

— Это не моя оркестровка. Она достаточно известная. Beatles go Baroque — сюита в старинном стиле, в которой каждый номер базируется на известной мелодии Beatles. Действительно, во вступлении эта мелодия прячется сквозь барочные интонации, постепенно в Hey Jude начинает показываться и, в конце, Yellow Submarine в стиле «Шутки» Баха. Это, конечно, перфекционный изумруд в этой сюите. И мне очень хотелось, чтобы зритель нашего фестиваля почувствовал бы, как важно знать разные жанры и представлять музыку через разные посылы. Ведь одно дело если бы играли рок-гитары и это было бы в таком ортодоксальном роковом стиле. А другое дело, когда тонкий, нежный, очень аккуратный деликатный стиль барокко помогает по-другому взглянуть на какие-то мелодии, позволяет услышать в них другую красоту, другую гармонию. Это было очень для меня важно. Спасибо что вы это отметили.

— А все-таки, какой это был инструмент?

— Это был тембр клавесина в электророяле, который мы используем. К сожалению, уличное исполнение и ограниченность пространства и технических средств не позволяет нам представить все инструменты. Но мы специально выбрали такую хорошую модель электрического рояля, который дает очень хороший тембр клавесина, потому что клавесин и орган и многие другие традиционные клавишные тембры имеют очень большое значение во всей программе гала-концерта, и для меня было важно, чтобы все это было очень здорово.

— У вас очень большой список участников. Легко ли было договориться со всеми?

— Это действительно очень большая работа. Особенно учитывая, что кого-то ты хочешь пригласить с премьерой. Впервые на фестивале выступает Астемир Апанасов. Замечательный певец из Кабардино-Балкарии. С совершенно фантастическим голосом, фантастической харизмой. Я много о нем слышал, потому что имею не последнее отношение к самой республике. В этом году десять лет как мне присвоили звание народного артиста Кабардино-Балкарии. Мне дали его за большой проект «Симфония Кавказа». Мы собрали и записали 500 произведений о Кавказе русских и кавказских исполнителей. Мы почти каждый год выезжаем на гастроли в кавказские республики. Пропагандируем там их наследие, потому что оно далеко не так хорошо известно. Особенно симфоническая музыка, которая долгое время была в архивах. Никто об этом наследии и не вспоминал. 10 лет назад мы подняли этот огромный пласт, и сегодня эта музыка становится очень популярной, и мне от этого радостно. Конечно, зная ряд музыкантов, с которыми я уже многие годы работаю, такие как композитор Мурат Кабардоков, победитель шоу «Голос» Аскер Бербеков, главный дирижер и режиссер Детской филармонии Мурат Калов, они мне рассказывали о своем земляке Астемире Апанасове, и мне очень хотелось его пригласить, и вот он два дня с нами! У него очень замечательная очень разнообразная программа – он исполняет и авторские песни, и мировые хиты, и невероятные совершенно обработки таких знаменитых мелодий как «Белла Чао», но в кавказском стиле. Это все очень интересно, это все то, что очень нужно фестивалю!

Поэтому собрать такой большой лист артистов, конечно, это всегда не просто. Но могу сказать одно: к пятому фестивалю артисты сами стремятся приехать к нам. Это важнейшая для меня высота! Потому что на первом фестивале ты рассказываешь о нем, пытаешься убедить, что это будет интересно и что надо приехать. И часто слышал в ответ: «Ну не знаю, что это за фестиваль. И не рок, и не классика». Когда рассказываешь об этом словами, ты не можешь полностью раскрыть суть фестиваля. Поэтому всякими ухищрениями заманивал, приглашал, а сегодня эти артисты с удовольствием с нами. Владимир Шахрин поет целую программу с оркестром. Как мне показалось, мы влюбили его в наш оркестр. И мне кажется, ему очень комфортно с нами и интересно. Это тоже какая-то новая страница в его творчестве. Вячеслав Бутусов пишет симфоническую музыку. Мы с удовольствием исполняем ее, делаем премьеры, он тоже как-то соединился с оркестром. Мне тоже это очень приятно. Ну и конечно наши традиционные партнеры – Дмитрий Янковский, баритон из Москвы который работает долгие годы в стиле кроссовер и делает это очень интересно, замечательно и самобытно. Конечно Этери Бериашвили — потрясающая грузинская певица, которая написала в прошлом году такую песню про Россию, что даже я плакал. Про Россию глазами человека, родившегося не в России, но живущего здесь. Для меня очень важно, что в нашем фестивале есть место и теме патриотизма, не формальному, а искреннему и личному. Я с удовольствием удовлетворяю любые просьбы солистов исполнить что-то авторское, сказать свое слово. В конце концов, солист на сцене – это человек, который говорит от первого лица, и площадка фестиваля — для таких музыкантов. Я очень рад, что нам удалось собрать порядка 20 разных артистов и не меньше 10 коллективов.

— Что нас ждет в следующем году?

— Безусловно, я работаю над новыми интересными экспериментами, над смешением новых жанров в сочетании с симфоническим оркестром. Пока не хочу раскрывать карты. Могу сказать только оно, что фестиваль должен и будет развиваться. Я надеюсь, что в следующем году будет больше музыкантов из-за рубежа. Очень хочется международной коллаборации не ради уровня, а ради интересного сочетания, потому что уже на этом фестивале зритель услышал произведение в симфонической версии патриарха рок-музыки Южной Африки Арно Карстенс. Это совершеннейший идол в Южно-Африканской Республике. Мы сделали когда-то к новому году небольшое посвящение ему, записали оркестровку одной из его известных песен «Мечтатель» и вставили ее в наш новогодний огонек, послали ему запись и получили от него невероятное ответное письмо, в котором он написал, что никогда в жизни не испытывал такой восторг. И он очень хотел приехать в этом году на фестиваль, но не получилось с логистикой, со временем. Но он уже клятвенно пообещал, что как только я ему дам даты фестиваля следующего года, он продумает и обязательно приедет, обязательно выступит с оркестром.

Я очень хочу увидеть музыкантов из Китая, из Индии, из Бразилии – тех, кто сможет добраться до фестиваля, потому что тот обмен культурами через фестиваль он тоже очень важен. Не только классическая музыка как основополагающий жанр фестиваля, не только рок-музыка как субкультура, а очень важно, как раскрываются разно национальные темы. И в этом фестивале у нас была заявлена и татарская тема — один из первых татарских рок-мюзиклов «Крик кукушки» в исполнении Альберта Ассадулина, и кавказская, причем и чеченская, и грузинская, и кабардино-балкарская. Мне хочется, вот это многообразие культур через разные пограничные жанры, через кроссовер собирать, и об этом я уже сейчас думаю применительно к программе следующего фестиваля. 

Теперь не о фестивале. Хочется спросить о будущем вашего проекта «Час пробил» с музыкой Стравинского. Когда это можно услышать снова?

— Пока в планах. Скорее всего осенью. Обстоятельства не позволили нам сделать так, как мы хотели, пришлось это несколько отодвинуть. Надеюсь, осенью будет премьера в Москве, и еще сыграем в Ленинградской области.

— Это замечательная программа. Очень не хочется, чтобы она умерла.

—  Да, это была глубокая, серьезная моя работа.

Беседовала — Ирина Сорина.

Дипломат.ру, МегаМедиаПроект — Мы в ДЗЕНЕ.

Подписывайтесь на наш видеоканал Дипломатрутубе

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra