“Компетенции будущего”. Три дня на…
В городе над вольной Невой, в городе нашей славы трудовой состоялся форум “Компетенции будущего”, организованный Службой занятости населения Санкт-Петербурга при поддержке комитета по труду и занятости населения правительства СПб. За три дня, с 1 по 3 декабря 2021 года, состоялось несколько десятков онлайн-встреч и тренингов, нацеленных на профессиональное самоопределение петербургских старшеклассников.
И хоть будущее туманно и почти непредсказуемо, Служба занятости СПб сумела помочь молодым петербуржцам сделать осознанный профессиональный выбор, сделать первый шаг в верном, нужном направлении, в деле постижении самое себя на ниве профориентации.
“…Задача современной профориентации – помочь ребятам справиться с тревогой, связанной с выбором будущего, помочь определить свой профессиональный путь. Сейчас основной тренд в профориентации – осознанность, понимание “кто я такой в этом мире и чем я хочу заниматься”, и говорить об этом надо при помощи новых методов и технологий, на языке, понятном молодым, – считает Ольга Чернаус, начальник отдела профессионального самоопределения и карьерного роста Центра занятости населения Санкт-Петербурга.
Специалисты в нише трудоустройства – как молодежи, так и вообще всех возрастных и гендерных слотов, в один голос почти утверждают, ситуация в современном мире, в том числе на рынке труда, меняется стремительно, почти что молниеносно. А педагоги и родители часто ориентируются на то, чего уже не существует, точнее на те компетенции и профнаправления, или на то, что перестанет существовать в ближайшем будущем.
В то же время сегодня уже никто не ждет, что человек выберет свой профессиональный путь один раз и на всю жизнь. Поэтому, подчеркивает генеральный директор “Школьной лиги” Антон Алексеев, в рамках профориентации прежде всего “необходимо научить учиться не бояться делать свой собственный выбор”. Проблеме выбора специалисты уделяют самое пристальное внимание.
“У современной молодежи нет страха смены работы, – говорит Варвара Чуйкова, исполнительный директор Фонда “Будущие лидеры”, – и они действительно легко находят новое место”. С другой стороны, отмечает директор Центра профориентации и довузовской подготовки Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Дмитрий Тихонов, этот выбор сегодня слишком широк, поэтому молодежи необходимы специальные инструменты и ориентиры. Такие есть и в школах, и в каждом учебном заведении профессионального образования, и на общегородском уровне.
На молодежном карьерном форуме в Петербурге 75 работодателей представили 3000 вакансий. “В Петербурге создан отдельный городской портал по профориентации граждан, основная цель которого – создание условий, способствующих трудоустройству и максимальной адаптации к требованиям рынка учащихся и выпускников учреждений среднего профессионального образования, – рассказывает главный специалист отдела развития человеческого капитала Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Мария Лабай. – На решение этой же задачи направлен проект Центра трудовых ресурсов “Твой первый шаг в карьере”, который включен в городскую программу “Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге” и реализуется с 2015 года.
Среди возможных форм профориентации – вебинары, обучающие модули, конференции, хакатоны всех уровней. А использование систем искусственного интеллекта в карьерном управлении открывает новые возможности и для образовательных организаций, и для учащихся всех уровней, и для работодателей. Например, в рамках проекта “ФабЛаб” ребята не только занимаются по готовым проектам, но и могут прийти со своими разработками, часто имеющими в том числе коммерческую ценность.
Важная часть профориентации школьников и студентов – возможность “подержать в руках” выбранную сферу деятельности, попробовать получить практические навыки и даже просто увидеть своими глазами, чем именно придется заниматься. Однако далеко не на каждое производство можно привести экскурсию.
Поэтому на городском портале профориентации есть раздел “Профессиограммы” – с их помощью можно сначала определиться, что тебе ближе – природа или техника, искусство или общение с людьми. А потом выбрать профессию – каменщик или геолог, веб-дизайнер или библиотекарь и ознакомиться с ее презентацией, требованиями к индивидуальным особенностям специалиста, узнать, где можно получить соответствующее образование. Для некоторых профессий есть видеопрофессиограммы.
“…Иногда даже простое увлечение может стать работой, – рассказывает руководитель центра образовательных технологий ЦОПП Санкт-Петербурга Иоланта Петросян, – например, склонность “зависать” в компьютере. Ежегодно рынок GameDev растет в России на 25-30 процентов, но после знакомства с профессией около 30 процентов ребят перестают думать в этом направлении. А ведь “я точно знаю, что этим заниматься не хочу” – это тоже результат профориентации.