Программу Евразийского Ивент Форума 21 января открыла специальная сессия «Convention bureau: ставка на сотрудничество и зарубежный опыт».
Из 6,5 миллионов индивидуальных туристов, посетивших в 2015 году Санкт-Петербург, 100 000 человек, согласно оценкам экспертов, составили деловые туристы. Много это или мало? С этого вопроса начала сессию генеральный директор Конгрессно-выставочного бюро Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Анна Четвергова. Так, в Стокгольме, ежегодно принимающем порядка 5,7-5,8 миллионов гостей, пропорция деловых туристов – 40%. Стремление Санкт-Петербурга увеличить число приезжающих с бизнес целями экономически оправдано: тратят они вдвое больше индивидуальных путешественников. Добиться этого результата можно путем привлечения деловых мероприятий, обслуживать которые готовы более 230 конгрессных отелей и другие площадки.
За 2014 год Конгрессно-выставочное бюро Санкт-Петербурга подало 15 заявок на конкурсы на право проведения событий международных профессиональных ассоциаций численностью от 70 до 8000 участников. Какого рода мероприятия нужны городу, как его продвигать, какие программы поддержки будут этому способствовать? Эти и другие вопросы в формате живой дискуссии обсудили участники сессии – ключевые PCO и DMC Санкт-Петербурга, конгресс-бюро Москвы и Сочи, представители власти.
Руководитель проектов по международному продвижению ООО «ЭФ-Интернэшнл» Екатерина Неделина упомянула концепцию, в соответствии с которой международные профессиональные ассоциации выбирают дестинацию для проведения событий – красота, стратегия и стоимость. По первому пункту у Санкт-Петербурга, всемирно признанного туристического центра, есть большое преимущество. Под стратегией понимается, что профиль ассоциации и города должны совпадать. Санкт-Петербург, имеющий сильные позиции в IT, машиностроении, судостроении, науке, должен ориентироваться в первую очередь на данные отрасли в отборе мероприятий. Рассуждая о последнем пункте концепции, исполнительный директор «Фарэкспо» Владимира Метелицын подчеркнул, что в сложившейся экономической ситуации организация мероприятий в России выгодна для зарубежных ассоциаций. Донести до них финансовые и другие выгоды проведения события в конкретном городе могут амбассадоры – влиятельные персоны, связанные с работой профессиональных объединений. Именно они сыграли ключевую роль в том, что Санкт-Петербург был выбран городом проведения Международного конгресса селекционеров и производителей овса — 2016, по этой же схеме Москва в свое время получила право приема Конгресса кардиологов. Руководитель отдела конференций «Примэкспо» Александра Киселёва подчеркнула, что на международном рынке особенно активны петербургские ученые. Именно они станут важным элементом программы амбассадоров, которую в этом году запустит Санкт-Петербург.
Какие стратегии будут эффективны для работы конгресс-бюро как посредника между городом и международными организаторами мероприятий? Консультант Gaining Edge, бывший директор национального конгресс-бюро Сербии Милош Милованович высказал мнение, что для конгресс-бюро нужен сильный лидер и четкие ориентиры в развитии, которые при этом не должны меняться в случае смены руководства. Председатель Комитета по внешним связям Екатеринбурга Максим Докучаев – города, занявшего второе место в конкурсе на право проведения EXPO 2020 – подчеркнул важность внимания исполнительной власти к развитию конгрессного направления. Он же поднял вопрос о сотрудничестве регионов России. По мнению Президента НП «Конгресс визит бюро СОЧИ» Сергея Шуклина, «без координации усилий различных городов у России нет шансов занять сильные позиции на международной арене». Начальник отдела Конгрессно-выставочного бюро Санкт-Петербурга Елена Язева подчеркнула, что «здесь вступает в силу принцип конкурентного сотрудничества, который мотивирует всех участников процесса повышать качество оказываемых услуг и искать точки пересечения интересов».