Этот фильм родился случайно: Алексею Мизгирёву, режиссеру и автору сценария попался дуэльный Кодекс. Там подробная инструкция о том, что такое дуэль. И, оказывается, существует малоизвестный параграф о замене. Да-да, один из соперников, если не может по каким либо уважительным причинам участвовать в поединке, имеет право передать эту роль кому-либо. Таки образом, совершенно чужой человек может пострадать или стать убийцей. И вот так родился фильм «Дуэлянт», оригинальная история, не основанная ни на чем, но опирающаяся на реальные истории дуэлей, во время которых был велик уровень подлости. Здесь и подкупленные секунданты, и незаряженные пистолеты.
Дуэль – ритуал защиты чести, с присущим ему жесткими правилами и порядками. В отличие от европейской традиции, русская дуэль всегда была не просто поединком двух противников, но, скорее, спором с фортуной, а иногда и вызовом высшей силе
Все действие происходит в Санкт-Петербурге, мегаполисе 1860-х годов, где перемешались языки и люди, неизвестно куда пропадающие и неизвестно откуда появляющиеся. Так, как и главный герой, капитан Яковлев, который получил это имя не от рождения: когда-то его, дворянина-офицера, по ложному доносу лишили чинов и званий и сослали в солдаты на Алеутские острова, и где ему тоже пришлось много пережить. Там он взял имя и документы убитого офицера.
И теперь его главная цель — месть. Кроме этого, он хочет вернуть свое имя, но это даже с огромными деньгами, которые он заработал на дуэлях, не удается: коррупция в Российской империи была не меньше, чем в современной России
Петербург выглядит как огромный корабль, только то перенесший кораблекрушение: вышедшие из берегов каналы и реки, лодки на городских улицах, грядные мокрые тротуары. Работу художников, как и специалистов по визуальным эффектам следует отметить особо. Это знакомый и незнакомый город, но он именно свой, такой, каким его знаем мы. И не пытайтесь угадать улицы: кроме Зимней канавки вы ничего не узнаете. Да и не нужно. Это фантастика для большого экрана, каким является формат IMAX® . Как считает продюсер Александр Роднянский, давно пора оттягивать людей от домашних просмотров: только в кинотеатре доступны все впечатления, которые дают современные технологии кино.
Несколько слов о дуэльных реквизитах. Все пистолеты реальные, из 19 века, отреставрированные и стреляющие холостыми патронами. Правда, это не мешало артистам получать мелкие травмы от стрельбы на близком расстоянии, да и костюмы их приходилось постоянно штопать.
Немного об артистах.
Пётр Федоров – Яковлев, главный дуэлянт
Владимир Машков – граф Беклемишев, персонаж, который сразу внушает неприятное впечатление
Совсем молоденькие Юлия Хлынина – княжна Марфа Тучкова и Павел Табаков – князь Тучков, сыграли и нежно и сильно
Иностранцев в фильме исполняли иностранные актеры: Мартин Вуттке – Барон Старое и Франциска Петри – Великая Княгиня
Сергей Гармаш – однорукий дворянин, роль небольшая, но сыграна с мастерством
Александр Яценко – брат Яковлева, два эпизода, но оба запомнились
Юрий Колокольников – князь Басаргин, вы его должны помнить по сериалу «Игра престолов»
Сценарий фильма был показан на начальном этапе компании Paramount Pictures, что обеспечило ему продвижение на западный рынок. Фильм входил в официальную программу кинофестиваля в Торонто 2016 года и имен неплохую прессу. Правда, по словам Александра Роднянского, был и отрицательный отзыв. Одна из газет написала, что фильм — путинский взгляд на имперскую Россию.
Для того, чтобы согласится или не согласится с этим, нужно сходить в кино. Фильм в прокате с 29 сентября. Фильм имеет ограничение 16+