2 февраля Заслуженный коллектив России под управлением Михаила Леонтьева представит программу из сочинений Чайковского и Свиридова, посвященную временам года.
Поводом для возникновения «Времен года» Чайковского послужил заказ петербургского издателя Н. Бернарда. Он обратился к композитору с предложением написать для журнала «Нувеллист» цикл фортепианных пьес, которые публиковались бы ежемесячно и составили бы таким образом полный годичный круг. Позднее издатель предложил снабдить каждую пьесу поэтическим эпиграфом. Свое название цикл получил при публикации Бернардом всех пьес отдельным изданием; фортепианные миниатюры предварены поэтическими строками А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, А.Н. Майкова, А.А. Фета, А.Н. Плещеева, А.В. Кольцова, Н.А. Некрасова, А.К. Толстого, В.А. Жуковского.
«Времена года», запечатлевшие образы русских просторов и деревенской жизни, петербургские пейзажи и сценки из домашнего музыкального быта того времени, стали необычайно популярными. Они исполняются во множестве транскрипций и обработок для различных инструментов. Получили известность более десяти оркестровых версий цикла; в их числе оркестровка А.В. Гаука, сделанная в 1942 году.
Музыкальная критика долго оставалась равнодушной к циклу: считалось, что не он составляет значение и славу Чайковского. По прошествии же времени можно с уверенностью говорить о неувядаемости этого музыкального шедевра.
Особой искренностью интонации среди «пушкинских» сочинений Свиридова проникнуты оркестровые пьесы к фильму «Метель» (1964), написанные по предложению известного артиста и режиссера Владимира Басова. С конца 1930-х годов до середины 1990-х композитор создал звуковое оформление более чем к тридцати театральным спектаклям и кинокартинам; на основе подобных работ он нередко составлял самостоятельные сочинения (вокальный цикл «Из Шекспира», Три хора из музыки к трагедии А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», сюита из фильма «Время, вперед!»). Так произошло и с музыкой к фильму «Метель».
Отобрав из нее девять самых ярких номеров, которые отражают основные этапы развития сюжета, автор дал циклу подзаголовок «Музыкальные иллюстрации» к повести Пушкина. Живописные пьесы, наглядно воплощающие образы литературного источника, полностью оправдывают это заглавие. По собственным словам, Свиридов в принципе не мог писать без-образную музыку. Стремление живописать звуками превратилось у него в нечто большее в умение чувствовать и передавать музыкой связь времен. Так, музыка к пушкинской «Метели» рождает мысли об ушедшей эпохе, заставляет задуматься о той, еще не «отчалившей», Руси, о ее природе и быте, о ее широких просторах, ее истории и судьбе.
Свою версию соединения в одной композиции текста Пушкина и музыки Свиридова предлагает Заслуженный артист России, актёр и режиссёр Санкт-Петербургского государственного молодёжного театра на Фонтанке Михаил Черняк.
2 февраля 2021 года, вторник. Большой зал филармонии
Начало в 20:00
Билеты на концерт доступны в кассах и на сайте Филармонии
Возрастная категория: 6+
Адрес: ул. Михайловская, д. 2
Фото – https://www.philharmonia.spb.ru/
Культура. Публикации Дипломат.ру
Петербург. Публикации Дипломат.ру
Подписывайтесь на наш видеоканал Дипломатрутубе
Подписывайтесь на наш канал в Telegram