Иосиф Бродский и православие

Тема веры и Бога в поэзии Иосифа Бродского всегда была ключевой, в то же время тема религии (в частности христианства и православия) никогда не была в его творчестве магистральной. В многочисленных интервью поэт старательно от религиозной темы открещивался, от поездок на «историческую родину» и посещения святых мест наотрез отказывался, ссылаясь на плохую переносимость жары.

Бродский называл себя русским поэтом и англоязычным эссеистом, но про конфессиональную принадлежность всегда умалчивал. Рождественские стихи писал в декабре. К другим христианским праздникам за все годы творчества обратился только один раз — в стихотворении «Сретенье». К мусульманской культуре и исламу в целом был равнодушен («Путешествие в Стамбул», «Время года — зима..», «Речь о пролитом молоке», «Памяти Т.Б», «Венецианские строфы», «Ritratto di donna»). Буддизм и индуизм упоминал лишь в ироничном и метафорическом ключе («Речь о пролитом молоке», «Часть речи»). Находясь в Вильнюсе поэт долго беседовал с местным кзендзом в костеле Dominikanaj на предмет греха и прощения, что отразилось в «Литовском ноктюрне».

Сверни с проезжей части в полу-
слепой проулок и, войдя
в костёл, пустой об эту пору,
сядь на скамью и, погодя,
в ушную раковину Бога,
закрытую для шума дня,
шепни всего четыре слога:
— Прости меня

Между тем, по некоторым источникам, в том числе по мнению Владимира Бондаренко, в детстве, находясь в годы войны в эвакуации в Череповце, поэт, возможно, был крещен в местной церкви. Впоследствии ощущение причастности именно к русской форме веры пришло к нему снова на русском Севере во время пребывания в ссылке.

В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам

В Норенской Бродский скорее всего ходил в церковь, расположенную в соседнем селе. Плохая проселочная дорога ведет через лес и кладбище, на котором похоронена семья Пестеревых — самых близких людей Бродского в северной ссылке, у которых он, собственно, и жил. Церковь выглядит заброшенной, потерянной среди бескрайнего поля.

Там не терем стоит, а сосновый скит.
И цветет вокруг монастырский луг.
Ни амбаров, ни изб, ни гумен.
Не раздумал пока, запрягай гнедка.
Всем хорош монастырь, да с лица — пустырь
и отец игумен, как есть, безумен

Образ этой церкви врезается в память навсегда. Автор статьи знает об этом не понаслышке — машина остановилась, мокрая дверь открылась прямо в поле, невероятное по простоте и красоте зрелище. Кто знает может быть именно этот образ и послужил истоком для написанного Бродским много позже, 2 февраля 1992 года, в Вашингтоне одного из лучших поздних его стихотворений «Вид с холма»?

Глухонемой простор.
Плоская местность, где нет построек.
Где вам делать нечего, если вы историк,
врач, архитектор, делец, актер
и, тем более, эхо. Ибо простор лишен
прошлого. То, что он слышит, – сумма
собственных волн, беспрецедентность шума,
который может быть заглушен лишь трубой Гавриила. Вот вам большой набор
горизонтальных линий. Почти рессора
мирозданья. В котором петляет соло
Паркера: просто другой напор,
чем у архангела, если считать в соплях.
А дальше, в потемках, держа на Север,
проваливается и возникает сейнер,
как церковь, затерянная в полях

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

Подписывайтесь на наш новый видеоканал Дипломатрутубе. Shorts

Подписывайтесь на наш видеоканал Дипломатрутубе

Рутубе — https://rutube.ru/channel/24232558/

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra