«Атеист» и акафист: о канонизации преподобного Серафима Саровского рассказывают фонды Президентской библиотеки

1 августа (19 июля по старому стилю) православные празднуют обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. «Радость моя, здравствуй, Христос воскресе!» – так встречал старец всех пришедших к нему, для каждого находил наставление, мудрый совет, а сам совершал немыслимые для мирян духовные подвиги, беспрестанно находился в молитве. Святым для православных христиан он стал ещё задолго до официальной канонизации в 1903 году.

О том, как происходило его становление в духовной жизни и как относились к старцу современники, можно судить даже по тому, с какой любовью и трепетом о нём рассказывается в книге «Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся». Книга была составлена в начале 1860-х иеромонахом Авелем, когда после кончины «глубоко чтимого незабвенного старца» прошло всего чуть более 30 лет. Здесь же опубликован портрет старца, по которому позднее начнут писать иконы святого.

В данном издании рассказывается, «приснопамятный подвижник иеромонах Серафим» родился в Курске 1 августа (19 июля) 1759 года, при крещении получил имя Прохор и уже в детстве испытал на себе чудо.

Отец мальчика, купец Исидор Мошнин, занимался подрядами на строение церковных зданий. Когда Прохору было всего три года, отец умер, оставив неоконченным строение каменного храма в честь преподобного Сергия Радонежского. Продолжила дело мужа мать Прохора. Однажды во время строения этого храма она пошла на верх здания, взяв сына. Мальчик, которому тогда было всего семь лет, заигрался и по неосторожности упал с высоты строящейся колокольни. Мать в страхе сбежала вниз, думая найти его уже мертвым, но к удивлению и радости своей увидела, что Прохор стоит на земле совершенно невредим.

К 18 годам юноша решился отправиться в Киево-Печерскую лавру, где получил от старца Досифея благословение на иноческое служение в «Саровскую пустыню». Сначала Прохор выполнял различные послушания, а в 1786 году был пострижен в монахи и получил имя Серафим. В 1793 году преподобный Серафим был рукоположён в сан иеромонаха.

«По любви к совершенному безмолвию» мечтал он о полном удалении от мира и, получив от настоятеля благословение, в 1794 году ушёл жить в «пустынную келлию», находящуюся глубоко в лесу. Серафим практически ничего не ел, носил одну и ту же одежду и зимой, и летом, непрестанно молился и читал Святое писание, соблюдал строгое молчание. Здесь же он взял на себя ещё один подвиг – 1 000 дней столпничества – непрестанной молитвы, стоя на коленях на камне.

Известен такой случай. К старцу пришли три человека из соседних крестьян и потребовали денег, говоря, что к нему ходят люди и носят деньги. Но старец им отвечал, ни от кого ничего не берёт. Тогда разбойники жестоко избили Серафима, осмотрели все в келье, но не ничего не нашли. Весь израненный, с большим трудом Серафим пришел в обитель. Нападавших вскоре нашли, но старец просил не наказывать их. Как рассказывается в книге «Общежительная Саровская пустынь», огонь вскоре истребил жилища их, и негодяи сами пришли с раскаянием в своём злодействе к отцу Серафиму и со слезами просили у него прощения и молитв. Старец после этого нападения остался инвалидом, однако вернулся обратно в свою уединённую келью и жил там, пока не ослабел физически. Но и вернувшись в монастырь, продолжил духовные подвиги, пять лет сохраняя молчание.

«После пятилетней безмолвной жизни отец Серафим начал принимать и посторонних, и уже не отказывал никому, кто только желал принять от него благословенье и воспользоваться его советами; а потому и число посетителей время от времени более умножалось; многие из дальних мест начали приходить к нему, приходящих он благословлял и делал им краткие поучения, смотря по душевным нуждам каждого», – писал иеромонах Авель. Память Серафима была твёрдая, ум светлый, беседа его была столь действенна и утешительна, что всякий находил в ней душевную пользу для себя, она согревала сердце, снимала «завесу с внутренних очей».

По просьбе настоятельницы находящейся недалеко от Сарова Дивеевской лавры Серафим Саровский стал духовником ввернной матушке обители. А позднее, как сам старец говорил, по повелению Пресвятой Богородицы, основал новую общину, где были построены для них два Рождественских храма и мельница. Смерть свою старец предсказал заранее, он говорил: «моя смерть откроется пожаром». И действительно, когда Серафим Саровский умер, стоя на коленях перед иконами, свечка упала и загорелась скамейка.

Его слова и слава добродетелей пронеслись повсюду, в Саровскую обитель потянулись паломники со всей страны, чтобы с благоговением поклониться пред гробом его. А дивеевские сестры, по-видимому, первыми начали молиться старцу, как святому, и задолго до официального прославления составили первый акафист ему. Молиться почившему старцу приезжала императрица Александра Фёдоровна, супруга Николая Второго. В молитвах супруги просили рождения наследника.

Впервые вопрос о канонизации саровского подвижника начинал ставиться с конца 1880-х. Однако Синод с канонизацией не спешил, поручив продолжать собирать сведения. Неизвестно, долго ли тянулся бы этот сбор, если бы не архимандрит Серафим (Чичагов) – будущий Санкт-Петербургский митрополит и священномученик (расстрелян в 1937 году). Архиандрит, получив доступ к архивам Дивеевского монастыря, собрал множество сведений о жизни и чудесах Серафима Саровского и составил «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», которую передал Николаю II после личной аудиенции у государя.

В июле 1902 года «Церковные ведомости» сообщили о начале подготовки к официальной канонизации. Кроме личного почитания старца Серафима, Николай II искал в канонизации преподобного решение глубоких внутриполитических проблем. В фонде Президентской библиотеки хранится оцифрованный номер журнала «Атеист» за 1930 год, который, как ни странно, может послужить источником для изучения истории канонизации Серафима Саровского.

В январе 1903 года в Саров выехала комиссия под председательством митрополита Московского Владимира для извлечения и исследования мощей Серафима Саровского. В журнале рассказывается, комиссия обнаружила: тело преподобного предалось тлению, а кости и волосы сохранились. Потребовалось целое богословское расследование, результатом которого стало постановление, главное условие для канонизации – это не мощи, а чудеса, которые творятся чрез их посредство. Писем же о «чудесах» со всех концов России было получено огромное количество.

Для торжественного официального прославления Серафима в лике святых в Сарове построили новые гостиницы, организовали пункты медицинского обслуживания. К 30 июля 1903 года в город прибыли тысячи паломников и священнослужителей, вечером прибыл сам император. 1 августа Серафим Саровский был прославлен в чине преподобного.

А в январе 1904 года, накануне дня памяти, был впервые исполнен «Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу». Считается, первоначальный текст акафиста составили ещё дивеевские сёстры, а к редактированию окончательного варианта имел отношение сам будущий священномученик Серафим (Чичагов). Первое издание акафиста оцифровано и тоже доступно на портале Президентской библиотеки.

Однажды у Серафима Саровского спросили: могут ли современные люди быть святыми, как древние христиане? Могут, ответил старец, только одного им не хватает – решимости.

В молитве к святым угодникам Божиим можно высказать любую свою нужду и сердечно помолиться. И все же исторически так складывается, что у каждого святого, есть как бы своя «сфера», в которой он наиболее часто помогает обращающимся к нему. Так, Николаю Угоднику молятся об успешном замужестве и помощи в финансовых вопросах; святым Петру и Февронии Муромским – о семейном благополучии; а преподобного Серафима Саровского просят об исцелении болезней ног, суставов, боли в спине и голове.

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra