В кризисе на Украине наметились некоторые сдвиги
Выступление Постоянного представителя Российской Федерации А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 3 октября 2019 года
Уважаемый господин Председатель,
В процессе урегулирования кризиса на Украине наметились некоторые подвижки. На заседании Контактной группы в Минске 1 октября представители Киева, Донецка и Луганска согласовали механизм введения особого статуса Донбасса по «формуле Ф.-В.Штайнмайера» и обозначили готовность возобновить с 7 октября разведение сил и средств в Золотом и Петровском. Такое продвижение стало возможным благодаря импульсам, направленным в последние недели «нормандским форматом» в Контактную группу.
Синхронное продвижение в решении тесно переплетающихся друг с другом вопросов политики и безопасности позволяет разблокировать диалог по ключевым аспектам урегулирования. Отмечаем в этой связи позицию Действующего председателя ОБСЕ М.Лайчака, озвученную в ходе его визита в Киев 14 сентября. Он подчеркнул, что «формула Ф.-В.Штайнмайера» является «хорошей основой для выполнения Минских соглашений».
В нынешних условиях «мяч» в значительной степени на стороне Киева, которому предстоит осуществить имплементацию «формулы Ф.‑В.Штайнмайера» в законодательство Украины. Вместе с тем важно понимать, что согласованием ее текста в Контактной группе не исчерпываются все необходимые поправки, связанные с предоставлением Донбассу особого статуса на постоянной основе. Требуется также обеспечить, чтобы все аспекты законодательного закрепления особого статуса Донбасса обсуждались и согласовывались в рамках Контактной группы с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Сейчас востребована максимальная активизация работы КГ, где Киев и Донбасс имеют все возможности для прямого диалога. Ожидаем практических шагов, которые способствовали бы развитию появившейся динамики.
Вместе с тем весь сентябрь из Киева шли противоречивые политические сигналы, а ситуация на линии соприкосновения на востоке Украины оставалась нестабильной. Еще недавно украинские власти обещали наладить диалог с жителями Донбасса и разрешить кризис за полгода. Однако после контактов с западными «кураторами», в частности со спецпредставителем США по Украине К.Волкером, их риторика претерпела изменения, потеряв былой конструктив. Подчеркну, что попытки удерживать Киев на конфликтных позициях, препятствовать урегулированию и «подогревать» напряженность в Донбассе негативно сказываются на стабильности в регионе.
Достаточно вспомнить, как помощник президента Украины А.Ермак и министр иностранных дел В.Пристайко, сперва согласившись с текстом «формулы Ф.-В.Штайнмайера», затем выступили с противоречивыми тезисами. Из них следовало, что Киев не намерен согласовывать с представителями Донецка и Луганска законодательные изменения для обеспечения особого статуса Донбасса. Это прямо противоречит п.11 минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 г. Вызывает вопрос, как такие идеи будут сочетаться с конкретными обязательствами по достигнутым в Контактной группе 1 октября договоренностям?
Тем не менее при благоприятной динамике будут созданы условия для подготовки к саммиту в «нормандском формате». Перспектива его проведения станет понятной после подтверждения СММ разведения сил и средств в Петровском и Золотом. Напомню, что лидеры Франции, ФРГ, России и Украины по итогам их встреч в Париже в 2015 г. и в Берлине в 2016 г. пришли к пониманию о необходимости разведения сил и средств в Станице Луганской, Петровском и Золотом, а также письменной фиксации в Контактной группе «формулы Ф.‑В.Штайнмайера». Выполнение этих поручений как раз и открывает путь для нового саммита «нормандской четверки». В ином случае встреча ради встречи вряд ли востребована. Украинскому руководству не стоит пытаться использовать саммит в «нормандском формате» только для решения своих внутриполитических задач, а не для продвижения в урегулировании.
К сожалению, режим прекращения огня в Донбассе до сих пор в полной мере не соблюдается. В отдельных случаях стреляют с особой жестокостью. Вспомним вопиющий обстрел отдельных районов Донецкой области 6 сентября с применением 152-мм крупнокалиберной артиллерии, в результате которого был фактически стерт с лица земли хутор Роза со всеми его постройками (отчет СММ за 11 сентября). Всего с начала 2019 г. количество подтвержденных СММ жертв среди гражданского населения составило не менее 115 человек, из них 16 убитых и 99 раненых. За последние четыре недели, по данным Миссии, пострадали десять мирных жителей, из них один человек погиб. Об особом внимании к жертвам среди гражданского населения в своем заявлении от 1 октября сказал и спецпредставитель Действующего председателя ОБСЕ по Украине и в Контактной группе М.Сайдик. Вновь настоятельно призываем Миссию обобщить имеющуюся информацию и выпустить соответствующий тематический доклад о жертвах и разрушениях.
Не прекращаются попытки иностранных государств «раздуть» военный потенциал Украины, накачать ее вооружениями. Страну, по сути, втягивают в военно-политические авантюры под видом осуществления структурных реформ оборонного сектора. Речь, к примеру, о недавнем выделении США очередных ассигнований на т.н. «военную помощь» Украине – теперь в размере 391,5 млн. долларов. Помимо этого, по сообщениям агентства «Блумберг», Конгресс и Госдепартамент предварительно одобрили продажу Украине очередной партии противотанковых ракетных комплексов «Джавелин» на сумму 39 млн. долларов.
В этом же ряду – проведение украинско-натовских военных учений «Стремительный трезубец-2019», состоявшихся во второй половине сентября в Львовской области. В обстановке, максимально приближенной к боевой, при координации со стороны американских, канадских и британских военнослужащих ВСУ отрабатывали элементы наступательных действий с проведением операции по молниеносной «зачистке» местности. Как свидетельствуют видеорепортажи украинских СМИ, свезенные на учения с востока Украины (Сумская область) спецподразделения упражнялись в методике насильственного подавления недовольства жителей населенных пунктов, которые могут быть заняты в ходе такого наступления. Происходит это на фоне озвученных новоиспеченным министром обороны Украины А.Зогороднюком планов «в первую очередь наращивать боевые части», которыми он поделился 21 сентября в интервью «Радио Свобода». Все это плохо стыкуется с заверениями украинского руководства о стремлении не допустить нового кровопролития.
Складывается впечатление, что суть разрекламированного в Киеве т.н. плана нормализации ситуации в Донбассе или «формулы В.Зеленского» (как это окрестил мининдел В.Пристайко) на данном этапе сводится к тому, чтобы просто заявить о существовании некого нового подхода к урегулированию. Содержание же до сих пор остается неясным. Вместе с тем декларируемый принцип «дотянуться до умов, голов и сердец» донбассцев, которые проживают по другую сторону линии соприкосновения, может быть успешно реализован лишь при условии справедливого и честного учета мнения этих людей. Попытки навязать им псевдокомпромиссы на фоне отработки военных сценариев обречены на провал.
Призываем украинское руководство со всей ответственностью подходить к оценкам сложившейся на востоке страны ситуации и использовать имеющийся шанс на достижение взаимоприемлемых развязок с Донбассом. Важно окончательно не растратить возможности, которые возникли после президентских и парламентских выборов на Украине, а также закрепить наметившийся в Контактной группе позитив. В нынешних условиях не может быть никакого «плана Б». Единственно возможный путь – политико-дипломатическое урегулирование внутриукраинского кризиса посредством полного выполнения всех положений одобренного резолюцией 2202 СБ ООН минского «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 г. на основе прямого диалога Киева с Донецком и Луганском.
Благодарю за внимание.
Дипломатия. Публикации Дипломат.ру
МИД России. Публикации Дипломат.ру
Украина. Публикации Дипломат.ру
Подписывайтесь на наш канал вTelegram