27 ноября в 19.00 в Малом зале Санкт-Петербургской академической Филармонии им.Д.Д.Шостаковича состоится сольный концерт лауреата международных конкурсов, пианистки Анны Шелудько. В программе прозвучат вариации Ф. Шопена, Л. ван Бетховена, Р.Шумана, Ф.Мендельсона и С.В.Рахманинова.
Анна Шелудько приглашает слушателей на философский фортепианный вечер. Как считает пианистка, “любой вариационный цикл – это форма, более всего напоминающая жизненный цикл. Виток за витком, волна за волной…Нам кажется, что добавлять новые вариации к уже написанным можно бесконечно, однако это не так, итог неизбежен. И у каждого композитора, представленного в этой программе, свой темперамент и свои итоги, свое представление о том, когда и чем должен завершиться цикл”.
«Блестящие вариации» си-бемоль мажор, соч.12 Фредерик Шопен написал в 1833 году, в первые годы своей жизни в Париже, когда имя двадцатитрехлетнего композитора уже стало известно. Эта большая концертная пьеса, в которой мы слышим блеск и роскошь новой жизни, новых знакомств и новых творческих идей.
Для Людвига ван Бетховена вариации были самым излюбенным жанром, после сонат. Бетховеном было написано более 20 вариационных циклов, а «32 вариации» c-moll были сочинены Бетховеном в 1806 году, в кульминационную пору его творчества. Написанные на оригинальную тему, вариации стали одним из крупнейших и выдающихся сочинений Бетховена, написанных для фортепиано. Их отличает высокая трагедийность и философское начало.
Вариации на тему «Abegg» (1830) – одно из первых напечатанных произведений Роберта Шумана. В названии изящных и ярких вариации двадцатилетний композитор романтично увековечил фамилию девушки, с которой Шуман познакомился в дни юности, это Мета Абегг.“Серьезные вариации” соч. 54 Феликс Мендельсон завершил в 1841 году. Произведение было написано в рамках кампании по сбору средств для возведения большого бронзовой статуи Людвига ван Бетховена в его родном городе Бонне. Издатель Пьетро Мекетти попросил Мендельсона внести свой вклад в “Альбом Бетховена”, в который также вошли произведения Листа, Шопена, Мошелеса и др. Альбом был опубликован в январе 1842 года, а вырученные за него средства действительно ушли на постройку памятника.
Уже в самом названии Мендельсон сознательно противопоставил свои вариации поверхностному блеску современной виртуозности.
Вариации на тему Корелли ор. 42 (1931) – одно из поздних произведений Сергея Васильевича Рахманинова, размышление на излюбленную им тему убегающего времени. Вариации были написаны за рубежом, и посвящены заменитому скрипачу, современнику Рахманинова, Фрицу Крейслеру. Рахманинов сам впервые исполнил «Вариации на тему Корелли», и впоследствии неоднократно играл это произведение в разных концертах. В финале вариаций Рахманинов возвращается к скромной фактуре, хоральности, звучащей обреченно. Тем самым трагичный тон вариаций становится еще более величественным.
Петербург. Публикации Дипломат.ру
Анонсы. Публикации Дипломат.ру
Культура. Публикации Дипломат.ру
Музыка. Публикации Дипломат.ру
Подписывайтесь на наш видеоканал Дипломатрутубе
Подписывайтесь на наш канал в Telegram