Владимир Зельдин: “А танцы люблю до сих пор. Я по жизни счастливый человек!”

Сегодня, 3 ноября мы прощаемся с Владимиром Зельдиным. Давайте вспомним его, заядлого по жизни и азартного на сцене: “А танцы люблю до сих пор. Я по жизни счастливый человек!”. Марина Морева встречалась с Владимиром Зельдиным весной этого года, поэтому, наверняка, это одно из его последних интервью.

ze1– Владимир Михайлович Зельдин в особом представлении не нуждается. Он знал великих актеров и режиссеров. Он стал легендой. сыграв в картине «Свинарка и пастух». В свои 100 лет он по-прежнему играет на сцене и своему любимцу рукоплещет зал. И все же мой первый вопрос до банальности прост… Что для Вас, Владимир Михайлович, кино?

– В мое время кино называли чаще всего «работой». А театр почитали как искусство. Он и был искусством в годы моей молодости. Тогда актеры на вопрос: « Что вы предпочитаете, театр или кино?» – отвечали: «Конечно театр».

Лично для меня служба в театре не была в тягость, а наоборот доставляла наслаждение. Но после своего громкого дебюта у И.А.Пырьева в кинофильме «Свинарка и пастух» понял, что кино не менее притягателен для зрителей. Да и сам стал понимать, что это та же служба искусству.

Вот Вы меня спросили, что значит для меня кино? Оно, конечно, сделало меня известным, но опытным киноактером я себя не считаю. К себе я отношусь довольно строго. Ибо всякий уважающий свое ремесло актер должен быть к себе строг . Я сыграл около 140 ролей за свою жизнь, и главные (по сути, по качеству) роли были сыграны в театре. Снимался я не очень много, чем мог бы. И не всегда в главных ролях, большинство из них были не первого плана, даже эпизодические были роли. Но все они запомнились. И все же вне конкуренции для меня две кинокартины Ивана Александровича Пырьева – «Свинарка и пастух» и «Сказание о земле Сибирской». Именно эти фильмы , говоря сленгом, меня «сделали». Именно Пырьев открыл для меня этот дивный мир кино. А ведь «Свинарку» начали снимать в мирное время в Домбае, в Кабардино-Балкарии, а продолжили, уже когда шла Великая Отечественная война, в Алма-Ате, где мы картину озвучивали, потому что «Мосфильм» уже начал эвакуироваться туда. Горжусь еще одной своей ролью в кино – профессора Серебрякова в фильме «Дядя Ваня», которую блестяще снял режиссер Андрей Михалков-Кончаловский.

ze4

– А Вам приходилось играть Чехова в театре?

– Сыграть Чехова мне так и не пришлось. Видимо, не видели режиссеры меня в чеховских героях. А очень хотелось бы… Зато в кино повезло! На роль Серебрякова пробовались многие известные актеры и даже режиссеры в их числе были. Но чем-то они не устраивали Андрея Сергеевича. На эту роль меня «сосватал» Иннокентий Смоктуновский, с которым мы были дружны. Так я был приглашен на студию. И получил огромное удовольствие снимаясь в «Дяде Ване». Вокруг меня были такие актеры!!! – Сергей Бондарчук, Иннокентий Смоктуновский, Ирочка Мирошниченко, Ирочка Купченко, Николай Пастухов. Да и сам Кончаловский – яркая фигура в нашей кинематографии: умен, дотошен, талантлив, эрудирован. С ним можно спорить по делу. Не соглашаться, предлагать свои варианты. Мы много репетировали. Почти как в театре. Фильм этот и сегодня не устарел. Это настоящее классическое кино.

– Вашей партнерша в фильмах «Свинарка и пастух» и «Сказание о земле Сибирской» – Марина Ладынина. Как она была?

– Очень красивая. Белокурая женщина с васильковыми глазами, обворожительной улыбкой, с очаровательным, каким-то застенчивым голосом. Она была очень талантлива. С характером и темпераментом. В своих фильмах Пырьев часто делал из нее простушку. И фильме ей подтянули носик, обсыпали лицо веснушками, повязали платочком – настоящая деревенская девушка. Она была звездой экрана, а я начинающим актером. Мне иногда хотелось узнать от нее некоторые профессиональные секреты, но не хватало смелости спросить. В жизни она была человеком скромным, замкнутым. Умная, всегда печальная, неразговорчивая. В ней совсем не было суеты. К сожалению, творческая судьба Марины Ладыниной все таки кончилась, когда к ней потерял интерес, бывший муж и режиссер, Пырьев.

– Говорят, чтобы актер состоялся ему нужна удача. Вы согласны?

– Может быть, не знаю. Мне кажется все же, что важнее удачи – встреча со « своим» режиссером. Это идеальный вариант, когда режиссер любит актера как индивидуальность. Видит его со всех сторон и сам от него зажигается. Тогда происходит взаимный теплообмен, высекается искра, рождаются талантливые фильмы и спектакли.

ze2

– Есть ли такие примеры на Вашей памяти?

– Не будь Мейерхольда, может быть, никто не узнал о достоинствах Марии Бабановой. Инна Чурикова не состоялась бы без Глеба Панфилова, Марина Неелова без Галины Волчек, Олег Янковский – без Марка Захарова. Не будь на свете Георгия Товстоногова и мы бы не узнали, как безмерно талантлив актер Евгений Лебедев. И много других примеров…

– Как и почему Вы сохранились в профессии? Вам понятен мой такой вот вопрос?

– Да. Спасибо. Видимо все-таки потому, что у меня не очень типичный для актера характер. Я не неврастеник и не был мечтателем, будучи романтическим артистом. Я не переоценивал свои силы. Сыгранных ролей не подсчитывал. О славе не думал. Две роли в фильмах Пырьева, с которых у меня началась дружба с кино, принимал как подарок судьбы и лично подарок Ивана Александровича. Потом у меня появилась роль Бориса Оленича, знаменитого московского пианиста во фраке и белоснежной бабочке. Героя отрицательного. В то же время интеллигента. Но честолюбца и сноба. Роль сложная, заставившая вспомнить мое детское музыкальное образование и применить эти знания в кино …визуально. Играл Рихтер, а я имитировал на инструменте. Что зритель не усомнился, что это играл не я. Валентин Гафт, обычно острый на язык и скупой на похвалы, как-то вспомнил моего Оленича (фильм иногда показывают на телеэкране): «Владимир Михайлович, какой же Вы молодец! Какая роль замечательная. И играете как по-западному! Голливуд, да и только!». Не скрою, услышать это было приятно. Иногда, правда обижало, что кто-то из режиссеров продолжает считать Зельдина актером одной роли.

К примеру проходил кинопробы к фильму «Близнецы», хотелось сыграть с Валентиной Серовой. Не подошел. Так бывает в кино. Зато в фильме-опере «Царская невеста» сыграл аптекаря Бомелия, в «Квадрате 45» – диверсанта и сам прыгал с парашютом. Родион Нахапетов предложил мне роль деревенского старика в своем фильме «С тобой и без тебя», но начальство не верило, что романтик Зельдин сыграет эту роль. Но Нахапетов отстоял меня. И роль получилась, признали даже критики.

– Еще в каких фильмах пришлось быть занятым?

– Все помню. Можно просто перечислить?»Вино из одуванчиков», «Принцесса на горошине», в т/ф «Двадцать лед спустя» сыграл кардинала Мазарини, судью в «Десять негритят», запомнились телефильмы «Дуэнья» и «Рафферти» А какое удовольствие получал от партнеров. Напомню, что роли были у меня второго плана и даже дальше. Как играли Николай Гринько, мой любимый друг и товарищ Алексей Баталов, Маргарита Лифанова, Алексей Леонов, Евгений Смоктуновский, Саша Кайдановский , Володя Сошальский, Юозас Будрайтис, Анатолий Ромашин!…. Работал и под рководством Николая Досталя в его фильме «Полицейские и воры», У молодого Шенгелия в Фильме «Классик» тоже нашлась мне маленькая роль. С Верочкой Васильевой снялись в одном из сюжетов детского киножурнала «Ералаш». Это все радует!.

ze3

– И все-таки есть ли то, о чем сожалеете?

– Мне не хватает, что сегодня в российском кинематографе «увял», если не сказать более жестко, блестящий жанр музыкальной комедии, который в кино «породили» когда-то Г. Александров и И. Пырьев. Жанру которому отдали столько сил и таланта. По-моему неплохо работали в этом жанре Леонид Квинихидзе («Небесные ласточки»), и Карен Шахназаров («Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх»). Талантливо выглядел на этом поприще Марк Захаров с его экранизацией «Двенадцать стульев” Ильфа и Петрова, Эльдар Рязанов с его «Гусарской балладой» и т.д.

Надо отдать должное, как много зависит кино от режиссера. Говорухин умеет сплотить коллектив, сделать так, чтобы актеры играли в одну игру. И Никита Михалков это умеет, и брат его Андрон . Многие режиссеры их поколения это умеют. У этих ребят есть профессиональная школа, которую они ценят. И есть убеждения, которыми они дорожат. Я имею в виду убеждения творческие. Политические убеждения у них, вроде бы разные, но в данном случае речь не об этом. У них были в творчестве свои цели. Они не умели и не хотели работать кое-как, просто ставили задачу и шли к ней, несмотря порой на запреты, компромиссы, цензурные тиски, неудачи… Я уважаю таких людей!

– Этот вопрос, наверно, надо было задать первым. Простите. Самое «вкусненькое» оставляем , обычно, на потом. Воспоминая о детстве. О родителях, о мечте…

– Я родился 10 февраля 1915 года в городе Козлово Тамбовской области. Мама моя, Анна Николаевна Попова, по образованию учительница начальных классов. Отец, Михаил Евгеньевич Зельдин, музыкально одаренный человек. Был музыкантом и дирижером, военным капельмейстером. Семья наша была патриархальная. Детей нас было пятеро. Мы любили читать и понемногу занимались музыкой. Держали в строгости. Думаю, когда говорят, будто школа и улица воспитывают человека. Это неправда. А , может, не совсем правда Все в человеке заложено генами и семьей.

Удивительная вещь! Судьба подарила мне такую большую, длинную жизнь, я столько видел и столько пережил: революция, НЭП, коллективизация, политические процессы 30-х годов, война, вечные бытовые проблемы, постоянные лишения. Я сам пробивал себе дорогу, минуя все соблазны богемы… Жизнь проходила непросто, но была полна радости, которая доставляла моя профессия, моя любовь к театру, искусству. Я мечтал танцевать, даже поступал в хореографическое училище. Но папа был против . И я не стал перечить ему. Совершенно случайно увидел, уже живя с сестрой в Москве, о наборе в производственно-театральные мастерские при театре (впоследствии театр Моссовета), после работы, а работал я слесарем, пошел сдавать экзамены: надо было читать прозу, стихи, басню. Поступил легко На курсе начали обучение 25 человек, а закончили Мастерские (теперь они называются театральные училища) только 10 человек. Работали актерами 3-4 человека. Думаю, виной была война.

А танцы люблю до сих пор. И всю жизнь танцую на сцене своего любимого театра – Театра Российской Армии в начале карьеры в спектакле «Учитель танцев», а сейчас играю в мюзикле «Человек из Ламанчи». Я по жизни счастливый человек!

С Владимиром Зельдиным разговаривала Марина Морева

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra