При упоминании имени Сергия Радонежского «народ вспоминает своё нравственное возрождение»

«Под гнетом татаро-монгольского ига русский человек приходил в ужас только при одном имени этих завоевателей», – пишет Лев Кавелин в издании «Участие преподобного отца нашего Сергия в событиях 1380 года, положивших начало освобождению России от татарского ига» (1911). Автор цитирует далее историка Василия Ключевского: «Примером своей жизни, высотой своего духа преп. Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нём доверие к своим силам… Человек, раз вдохнувший в общество такую веру, становится для него носителем чудодейственной искры, способной зажечь и вызвать к действию эти силы всегда, когда они понадобятся. Поэтому при имени преп. Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».

3 мая 2020 года исполняется 706 лет со дня рождения великого инока-подвижника земли Русской, преподобного Сергия Радонежского, одного из наиболее почитаемых святых. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с коллекцией «Сергий Радонежский (ок. 1314–1392)», в которую вошли раритетные издания, в том числе летописные сведения о жизни и деяниях иеромонаха, изображения святого и памятников ему, материалы, посвящённые основанной им Троице-Сергиевой лавре, и многое другое.

В книге протоиерея Иоанна Морева «Преподобный Сергий Радонежский, великий подвижник и печальник земли русской» (1893) описывается становление личности будущего подвижника. Родился он 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом и при крещении получил имя Варфоломей. «Будучи мальчиком, – пишет автор, – он был не похож на других детей. Так, он совершенно уклонялся от детских игр и забав, избегал шуток, смеха и празднословия. Но особенно он удивлял родителей своим постом и воздержанием». Примерно в 1328 году будущий иеромонах вместе с семьёй переехал в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном удалились в пустынные места, но брат не смог вынести затворничества, ушёл в Москву и поступил в число братии Богоявленского монастыря. А крепкий духом и телом Варфоломей остался.

Газета «Тамбовские губернские новости» в сентябре 1892 года писала: «Преподобный Сергий отличался необыкновенной физической силою. Его современник, ученик и первый жизнеописатель говорит: „преподобный Сергий имел силу против двух человек“. Недаром древняя поговорка сложила выражение: „В здоровом теле – здоровый дух“. Преподобный Сергий не только не избегал физического труда, но своими руками срубил все монастырские постройки и первую монастырскую церковь, в которой и был пострижен в монашество 7 октября 1342 года». Юноша, согласно святцам, получил имя Сергия.

«Одинокий среди дремучего леса, наполненного волками и медведями, лишённый самой необходимой пищи, углублённый в изучение священного писания, созерцательную жизнь и молитву, дошедший путём подвижничества до мудрости и ясновидения, преподобный скоро стал читать в сердцах людских, как в открытой книге», – отмечалось в газете «Тамбовские губернские новости».

Слава о затворнике быстро распространилась, к Сергию потянулись паломники. Беседы с иноком нередко меняли их судьбу.

«Люди, желавшие иметь руководство в духовном жительстве, услыхав о святом житии Сергия, начали просить позволения селиться и жить близ него», – повествует книга «Память 500-летия преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца» (1894). Там же говорится: «По слову преподобного пришельцы начали созидать себе хижины около уединённой келии, приемля себе за образец постническое житие его. Три или четыре келии построил он своими руками, рубил дрова и сам носил их к келиям, чтобы облегчить братию, молол в жерновах, пёк хлебы, варил пищу, шил одежду и обувь; воду, на двух водоносах на своих раменах носил на гору и поставлял у келии каждого… Многие притекали искать себе спасения под мирным его кровом, и никого не отвергал он, ни богатого, ни убогого, по слову Евангельскому».

Сергий Радонежский «тихими и кроткими словами» умел воздействовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца, часто примирял враждующие стороны.

Своим нравственным авторитетом Сергий во многом способствовал политическим успехам Московского государства в период княжения великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Важнейшее по своему значению событие XIV века – Куликовская битва 1380 года и победа в ней – приписывалось современниками молитвам святого Сергия: перед выступлением из Москвы, 18 августа, великий князь Дмитрий Донской приехал с боярами и воеводами в Троицкий монастырь испросить благословение игумена Радонежского. «Св. угодник Божий благословил на битву с врагами великого князя московского Дмитрия Иоанновича, укрепил его мужество надеждою победы. „Иди, господине, безбоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!“, – говорил он великому князю, напутствуя его своими молитвами в поход», – написано в книге «Преподобный Сергий Радонежский, великий подвижник и печальник земли русской».

«Кто был Преподобный Сергий для нашей Русской Церкви, для Русского государства, для Русского народа?», – задаёт вопрос архиепископ Никон в предисловии к своей работе «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца» (1904). И отвечает: «Святая Церковь характеризует его, называя столпом Церкви. Он не только сам был крепким столпом Церкви Христовой, но, по выражению одного из наших архипастырей, Херсонского архиепископа Никанора, „уподобил и продолжает уподоблять своей духовной природе и всех близко соприкасающихся к нему людей. Он напитал своим крепким духом целые сонмы, целые поколения монашествующих. До 70 монастырей было основано его учениками и учениками его учеников; его духовное потомство было одной из главных духовных сил, содействовавших духовному претворению разных полуязыческих племён, раскинутых по пространству северной и средней России, в одно целое Великорусское племя, объединённое, одушевлённое, скреплённое духом Православия“».

Президентская библиотека уделяет большое внимание материалам, рассказывающим об истории Русской православной церкви. В электронной форме читателям доступны уникальные издания – Остромирово ЕвангелиеЕлеазаровское Евангелие, раритетные книги о духовных подвигах Александра Невского, Иоанна Кронштадтского и других святых. 

Петербург. Публикации Дипломат.ру

Религия. Публикации Дипломат.ру

Православие. Публикации Дипломат.ру

Праздники. Публикации Дипломат.ру

Книги. Публикации Дипломат.ру

Подписывайтесь на наш видеоканал Дипломатрутубе

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra