Покидая Пионовую беседку: послание от китайских женщин русским женщинам

С 3 по 15 ноября в Санкт-Петербурге под эгидой Международного культурного форума проходит выставка картин современных китайских художниц «Покидая Пионовую беседку». Работы представлены в Мраморном зале Российского этнографического музея. Возможность собрать воедино разнообразные творения одиннадцати современных художниц Китая стало возможным благодаря сотрудничеству Санкт-Петербургского государственного университета и Штаб-квартиры Институтов Конфуция.

img_9299

– Вы считаете это искусство необычным?  – спрашивает пекинская художница Се Ци, картины которой выставлялись 21 раз в общем не только в Пекине, но и в Европе – в Италии, Швейцарии, Франции, США и Германии, – не потому ли, что это всего лишь отличается от вашего представления традиционного китайского искусства – или российского мнения того, каким должны быть картины? Каждая из находящихся здесь работ— особенная, наполненная своими красками реальности. Это не то, что мы привыкли ощущать и видеть; это – отражение самого создателя произведения, ее призыв или ее отклик, ее сострадание. Хотя, конечно, наше искусство ощутило на себе влияние советской школы – особенно старшее поколение, которое еще застало период СССР. Мы выросли на советском искусстве – и от этого очень сильно хотелось побывать здесь. Это – осуществление как мечты моего поколения, так и того, что было до нас. Конечно, хотелось бы, чтобы эта выставка была не последней; будет такая возможность – привезу сюда еще своих картин.

Стиль самой Се Ци отличается обилием цветов, яркости образов и таинственности; деликатные, абстрактные переходы складываются в человеческое лицо или черты лица, размытые контуры человеческих фигур во весь холст. Театральная, зыбкая и туманная атмосфера проходит через большую часть ее произведений, усиливаясь к последним работам, созданным в 2016 году, когда образы утрачивают свой четкий образ, все больше напоминая мираж – недосягаемые люди и предметы, далекие и хрупкие.

img_9149

Более 60 уникальных картин, каждая из которых – отклик на какое-то изменение в обществе, отражение социально-идеологических процессов. Вместе с тем, это чувственное женское видение мира, их ответ на происходящие в Китае реформы и перемены. В Мраморном зале можно было увидеть, как абстрактную живопись, так и произведения жанра постмодернизма. Заметно, что в картинах женская самоидентификация художниц ослабевает, внимание концентрируется на сознании и выражении человеческих забот. Это – не работы пассивных китаянок, скованных традиционностью и патриархальным укладом жизни; они избавились от комплекса «Пионовой беседки», взращивая собственную индивидуальность и эстетическое самосознание.

Работы Цай Цзинь, Янь Пин, Шэнь Лин и Лэй Шуан – это поиск пути их «Пионовой беседки», личностного освобождения, в абстрактной ли, реалистичной ли манере выражения. Художницы олицетворяют собой старшее поколение современных творцов в изобразительном искусстве, и, от этого, работы, к примеру, Янь Пин могут показаться спокойными и романтичными, когда как творчество Сун Кунь больше базируется на эпатаже и социальных проблемах.

Се Ци, Сун Кунь, Лу Сяо и Се Кунь – молодые художницы, что менее скованны, нежели старшее поколение. В картинах заметна независимость, опора на собственный опыт при столкновении с соблазнами реальной жизни и творческого тупика. Они – еще дальше от «пионовой беседки», но, вместе с тем, продолжают объединять в своем понимании современность китайского искусства и традиционный характер. Интересно, что представлены работы как ныне здравствующих художниц, так и уже умерших: картины маслом Сюй Сяоянь, обладательницы награды фонда имени Сяо Шуфан как выдающаяся художница, умерла в 2012 года.

img_9198

– До этого момента мы в основном концентрировались на выставках либо у себя, в Китае, либо в Европе, – рассказал куратор «Пионовой Беседки» Гу Чжэньцин, – однако, в последнее время отношения между Россией и Китаем стали интенсивно развиваться. Хоть и культурный обмен между нашими странами усилился, мы все еще далеки от понимания друг друга, есть над чем работать. И Россия, и Китай – развивающиеся страны; у нас много общего – в том числе и возникающие социальные проблемы, вызовы. Если мы сможем понять друг друга на культурном уровне, научиться чему-то друг у друга, то это, вероятно, поможет и нашему сотрудничеству на политическом уровне.

По словам Гу Чжэньцина, выставка может стать своеобразным посылом от китайских художниц русским женщинам, объединенными общими заботами и проблемами. Это – визуальное переживание того, как китаянки выживают в мускулином китайском обществе, бесценный опыт, который может пригодиться россиянкам.

– Это огромная честь для Российского Этнографического музея выступать в качестве куратора подобной выставки, первой в России, – поделился Грусман Владимир Моисеевич, директор музея, – в настоящее время вместе с китайскими коллегами мы организовали ответную выставку в китайском городе Ухани. Мы очень долго готовились и ждали «Покидая Пионовую беседку». Столь поэтичное название данной выставки как нельзя лучше подходит для женщин-художниц. Это – неплохой опыт; мы уже знакомы с творчеством женщин европейских, теперь вот появилась возможность познакомиться с творчеством женщин азиатских. Я надеюсь, что на этой выставке побывают как приехавшие в Петербург граждане КНР, так и наши соотечественники.

– «Покидая Пионовую беседку» – проект СпбГУ вместе со своими партнерами, очень важный для нас, – рассказал Алексей Заварзин, пресс-секретарь СПбГУ, – это – очередное открытие, которое мы смогли совершить вместе. В прошлом году здесь, в Петербурге мы одними из первых организовали выставку современного китайского искусства. Сегодня представлено творчество современных китайских художниц – вообще впервые в России. Другое слово, которое ассоциируется с университетом, это «объединение». Мы объединяем – как и на этой выставке, где в одном пространстве собраны весьма разные художницы. В процессе подготовки этой выставки вместе работали весьма разные организации. Идея проведения данного проекта позволила таким разным объединениям работать сообща.

– Проведение данной выставки стало возможным благодаря проведению политики реформ и открытости 1978 года, – добавил Гу Чжэньцин, – эта выставка – объединение восточной и западной культур, традиционного и современного искусства. Художницы хотели поделиться своими переживаниями с российскими друзьями: грусть, радость или мнение о происходящем. Мы задаем себе вопрос: поспособствовали ли как-то наши китайские женщины достижению экономического успеха Китая? Ответ можно найти на этой выставке, которая и приоткрывает нам завесу тайны над истиной. «Покидая Пионовую беседку» – одна из тех опорных точек для дальнейшего укрепления российско-китайских отношений, обмена, дальнейших контактов в сфере культуры. Картины, представленные здесь – также мост, что объединит людей двух стран.

– При всем разнообразии художественных направлений, представленных на выставке чувствуется воздействие традиционной китайской культуры и западной школы живописи, – рассказала Юлия Мыльникова, куратор выставки с российской стороны, директор Института Конфуция в СПбГУ с российской стороны, – взаимопроникновение и взаимовлияние двух традиций – восточного и западного искусства – обогатило творчество китайских художников. Именно это и стало залогом большой востребованности современного искусства в Китае. «Покидая Пионовую беседку» задумывалась как панорама современного китайского женского творчества, как гимн современной китайской Художнице.

img_9511 img_9164 img_9159 img_9374 img_9377 img_9354 img_9149 img_9276 img_9264 img_9224 img_9148

img_9177img_9218

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra