Новая эра Z – новое осмысление зомби-апокалипсиса

Сегодня в российский прокат выходит фильм «Новая Эра Z» (в оригинале – The girl with all the gifts, «Та, что приносит дары»), заявленный как ужасы, триллер, драма.

История рассказывает про пост апокалиптический мир, наводненный зомби, где человечество спасается от вируса в маленьких остовах, отвоевывая каждый следующий день своей жизни. В некоторых из них, оснащенных под бункеры, содержится единственная надежда на спасение, второе поколение голодных – дети, разумные, с интеллектом куда выше, чем у обычных людей. Доктор Кэролайн Колдуэлл (Глен Клоуз) проводит опыты на них в поисках вакцины, сержант Эдди Паркс (Пэдди Консидайн) заботится о том, чтобы в бункер не прорвались голодные, а учитель Хелен Джастино (Джемма Артертон) заботится об исследовании ментального состояния подопытных, проводя уроки и заставляя детей заучивать наизусть таблицу химических элементов.

kinopoisk.ru

Главная героиня – Мелани (Сенниа Нануа) – одна из второго поколения голодных. Она любознательна, оптимистична, знает правила лучше самих надзирателей и больше всего на свете любит уроки с мисс Джастино. Каждое утро она приветствует своих стражей, ничего не имеет против червей на обед, никогда не врет и каждый вечер решает логические загадки доктора Колдуэлл.

Написание сценария началось с небольшого рассказа, который Майк Кэри написал для сборника страшных историй про детей-школьников. Его идеей загорелась продюсер Камилль Гатин, а, после, и режиссер Колм МакКарти, который как раз подумывал снять что-то в этом духе. Во время работы над сценарием Майк Кэри дорабатывал и дополнял свой рассказ, превращая его в полноценный роман.

– Я не мог ничего придумать, – рассказывает Кэри, –  пока, однажды, просто не проснулся с образом Мелани, маленькой девочки, что сидит в классе и пишет сочинение на тему «Кем я буду, когда вырасту». Проблема лишь в том, что она никогда не вырастет, потому что она – зомби.

Искушенному любителю ужасов «Новая Эра Z» покажется скучноватой: слишком мало движения, крови, визжащих чудовищ, что падают толпами под пулеметными очередями. Слишком много внимания уделено наблюдению за инфицированными а также моральным и психологическим испытаниям и философским вопросам в стиле «кто же наказывает злых людей?» и «может ли добро существовать без зла?». Сержант Паркс не выглядит так же круто, как главные персонажи в подобных картинах, которые к концу обязательно «удивляют» аудиторию зрелищем массовой бойни, сражаясь за выживание человечества. Нет объяснения тому, как и почему появился вирус; здесь нет корпорации или государства, разрабатывавшего биооружие. Происходящее на экране сужено до поля зрения маленькой девочки, – минимума, достаточного для дальнейшего развития повествования.

При сравнении фильма и романа заметно, что Кэри не поддался Кинговской моде позволить себе в сценарии другой конец, нежели в книге. «Новая Эра Z» – одно из наиболее достоверных воплощений своего литературного первоисточника, насколько это вообще возможно с учетом того, что главным героям полностью изменили внешность и поставили перед жесткими временными рамками. Для того, чтобы оптимально сжато и понятно объяснить ключевые моменты происходящего, приходится переставлять сцены и избавляться от некоторого количества второстепенных персонажей. Зато остались без изменения значительная часть диалогов и ключевых элементов в характерах и поступках. В романе подробно прорабатывается каждый образ и предыстория возникновения вируса, много места отводится научным размышлениям и играм с медицинскими терминами. Выборы Мелани основательно обосновываются, выглядя куда логичнее, чем на экране.

shotimg67377_1

Заметна искусная работа операторов и художников: именно им приходится работать над атмосферой и тем, что осталось невысказанным. Пейзажи и общие планы – меланхоличные, как затишье перед бурей, – выступают заменой внутренним диалогам. Мимолетные вставки дополняют картину происходящего, внимание акцентируется на мимике актеров. Для пущей достоверности и красочности создатели фильма не поленились даже запустить микродрон над Припятью в Украине – приятная пасхалка для отечественной аудитории.

Гримеры не гнушаются дорисовывать в следующем кадре побольше крови на лице девочки, композитор упрямо использует одну и ту же тревожную нагнетающую мелодию отрабатывая жанр триллера для создания эффекта саспенса.  Доктор Колдуэлл выступает в роли эдакого занудного закадрового голоса, на плечах которой лежит формирование научного объяснения всему происходящему и создания зачина для драматического развития событий.

Каждая фраза оказывается на вес золота, каждый новый миф, прочитанный мисс Джастино отображает ключевые лейтмотивы, которые иначе не передать в визуальной картинке.

kinokritik_com_novaja_era_z_d1f56cd04f27cb97f775dcb0695c9c24_5

Гленн Клоуз (Круэлла Де Виль «102 далматинца» 2000 и «101 далматинец» 2006 годов) в образе Кэролайн Колдуэлл выглядит куда лучше своего литературного прототипа. Она неплохо сработалась с Джеммой Артертон в роли доброго и злого полицейского, продолжив линию греческих мифов про ящик Пандоры, Одиссея и ничего не прощающих богов воплощением очеловеченных Сциллы и Харибды.

У Пэдди Консидайна самая противоречивая роль: в свою игру ему необходимо впихнуть не только то, что осталось за кадром, в романе, но и важные моменты касательно оружия, дальнейших планов и правильного поведения в толпе голодных. При этом еще ему нужно выглядеть адекватным командиром в глазах Кирана Галлагера (Фисайо Акинаде) и как-то морально расти по ходу развития сюжета.

allhit.tv

Сенниа Нануа досталась самая трудная задача. Мелани в романе – светловолосая голубоглазая девочка, образ, который с легкостью можно переделать в криповатый и изломанный, привычный для европейского любителя ужастиков. Невзирая на крайне толерантную позицию фильма, Сенниа невозможно было просто взять и играть так, как было написано на печатных страницах. Неопытной актрисе пришлось основательно поработать над своим собственным видением сценария, сохранив при этом ключевые элементы Мелани – неплохой опыт для самого начала карьеры. У девочки получился сильный характер персонажа, куда жестче, чем у ее литературного прототипа. Если Мелани-блондинка борется с животным внутри себя, выбирая, отвергать его или принимать, то Мелани Санниа с самого начала понимает, что она и есть животное. Девочка отнюдь не глупа и в чем-то может дать фору даже Колдуэлл. Она отважная и чуткая; ее драмой становится не столько борьба со своей животной сущностью, чтобы безопасно общаться с людьми, но и принятая ею самой ответственность за будущее поколения голодных детей.

1467027152-1669001888-novaya-era-z-2

Голодные «Новой Эры Z» имеют мало общего с «Войной Миров Z», на логическое продолжение которого претендуют. По сути, общего здесь только заявленная затравка из зомби да буква «Z». В «Войне Миров» больше динамики, движения, действие развивается в уже знакомых нам с «Обители Зла» рамках с киношным прототипом Марти/Мэри Сью в главной роли, который выживет и выберется из любой ситуации, оставив после себя мертвые тела слабых и глуповатых товарищей. Заслуга «Войны Миров» в некоторой оригинальности происходящего на экране, полного наплевательского отношения к законам физики, химии, биологии, а также лице Брэда Питта на весь экран, рассуждающего о том, что «если можете – боритесь, помогайте друг другу, потому что наша война только началась».

Гораздо больше общего у «Новой Эры Z» с литературной основой фильма «Я – легенда» (2007) и компьютерной игрой «The Last of Us» (2011). Даже с учетом того, что в «Я – легенда» умертвия по своим характеристикам больше походят на вампиров, в картине поднимается тема эволюции человечества, предположения. Эту тему поднял автор произведения Ричард Мэтисон – то, что монстры не катаклизм, а лишь новая ступень эволюции. Не сказать, чтобы такое уж новаторство, достаточно вспомнить хотя бы тех же «Людей Икс», однако, куда свежее чем история с биооружием и бесконечными драками с толпами мутировавших монстров.

В «The Last of Us» в центре сюжета также история ребенка. Человечество готово сражаться до последнего, а медицина – идти на разумные жертвы одной особью во спасение всех остальных. Внутри Элли, как и в Мелани, инфекция претерпела необычную мутацию, отчего они и становятся особенными, последней надеждой человечества. Но, для спасения всего мира, девочка должна погибнуть. Перед старшими товарищами встает моральный выбор, где на одной чаше весов все человечество, а на другом – жизнь маленькой девочки.

Эти темы и развиваются далее Майком Кэри в «Дарах Пандоры», что и лег в основу «Новой Эры Z». Как и в «The Last of Us» причиной инфицирования является грибок кордиоцепс, который передается через вдыхание спор и жидкости тела. В фильме выбирается его особенный подвид – офиокордицепс однобокий, который паразитирует в организмах муравьев-древоточцев. На каждый вид муравьев выработан свой кордицепс, и, по задумке Кэри, однажды данный грибок мутирует, преодолевая родовые и видовые преграды, что и становится причиной переноса заражения на человека. Грибок продолжает развиваться, приспосабливаясь к новой среде, что рождает целую классификацию голодных и становится объяснением возникновения поколения детей. От паразитирующей он переходит к симбиотической связи, в которой и находится организм испытуемых.

— Мы изначально пришли к решению, что нам необходимо правдоподобное объяснение нашего зомби-апокалипсиса, – объясняет Кэри, – о кордицепсе однобоком мы узнали из документального фильма Дэвида Аттенборо «невидимая жизнь растений». Он и лег в основу нашей истории пост апокалипсиса.

Сегодня фильмом о зомби никого не удивить: каждый год появляется произведение – книга, игра, фильм или даже целый сериал – в котором человечество старается выжить во главе с харизматичным героем. К сожалению, обычно в таких произведениях не остается времени подумать над тем, что зомби-апокалипсис должен обладать не только научным обоснованием, но и социальными предпосылками, иметь не только глобальное значение, но и собственное осмысление происходящего. Взрослые слишком заняты совершенствованием своих навыков, чтобы тратить много времени на внутренние монологи. Посмотреть на происходящее с точки зрения ребенка и с точки зрения самих зомби оказалось неплохим решением. Конечно, это не чудесное оживление с помощью любви, как в фильме «Тепло наших тел», это – совсем другая история, новая ступень развития человечества, путь, который оно само для себя выбрало. «Новая Эра Z» – история про естественный отбор, выживет в котором только сильнейший.

— Мы хотели убить голодных, но убили себя. Это всегда был наш любимый фокус, – саркастично отмечает в «Дарах Пандоры» Хелен Джастино, подводя итог угасанию истории человечества и наступлению новой эры – эры зомби.

shotimg67377_3

kinopoisk.ru

poster65088_1

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra