Все отмечали важность сохранения памяти о подвиге наших отцов и дедов и противостояния фальсификации и переписыванию истории

Состоялось заседание Совета министров иностранных дел государств-участников Содружества Независимых Государств (СМИД СНГ). Из-за пандемии коронавируса мы впервые провели его в формате видеоконференции. Председательствовал Министр иностранных дел Узбекистана А.Х.Камилов.

Отметили, и это было первым пунктом нашей повестки дня, что нынешний год особенный: 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В СНГ он объявлен Годом Великой Победы. Этой теме уделили особое внимание. Все наши партнеры отмечали важность сохранения памяти о подвиге наших отцов и дедов, необходимость противодействия попыткам фальсификации и переписывания истории. Вслед за Обращением глав государств в связи с Победой в  Великой Отечественной войне, которое было принято осенью прошлого года на саммите в Ашхабаде, наши постоянные представители при СНГ на днях выпустили специальное Заявление  о сохранении исторической памяти и исторического наследия, а представители при ОБСЕ 7 мая распространили в Вене Совместное заявление ряда государств-участников ОБСЕ по случаю 75-летия Победы во Второй мировой войне.

Очень важно, что в знак благодарности и уважения к нашим ветеранам ко Дню Победы было приурочено вручение в странах Содружества юбилейной медали «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Несмотря на обстоятельства, связанные с коронавирусной инфекцией, во всех странах Содружества в той или иной форме состоялись церемонии вручения этих медалей ветеранам.

Это Видео предоставлено МИД России

Еще одним пунктом нашей повестки дня была тема распространения коронавирусной инфекции. Ситуация, конечно же, оказывает значительное влияние на многие аспекты международных отношений, на деятельность многосторонних и региональных организаций. Если говорить «по-крупному», в геополитическом разрезе это ситуация проверяет на прочность способность государств и их объединений к коллективным действиям в кризисных условиях. Отметили, что СНГ в целом оперативно реагирует на меняющуюся реальность, вырабатывает согласованные шаги по противодействию пандемии. Активно функционирует созданный какое-то время назад вне связи с нынешней коронавирусной инфекцией Координационный совет по проблемам санитарной охраны территорий государств-участников Содружества Независимых Государств от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней. Он провел уже два заседания в марте и апреле с.г. Готовится очередное заседание в текущем месяце. В Координационном совете создана Рабочая группа по мониторингу нынешней ситуации.  

Сегодня мы условились продолжить работу над совершенствованием этих механизмов и над укреплением нормативно-правовой базы Содружества по вопросам профилактики и борьбы с инфекционными болезнями. В этой связи договорились ускорить разработку предложенных Роспотребнадзором России проектов двух соглашений: о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий стран СНГ и по предупреждению и реагированию на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера.

Поддержали предложение Республики Узбекистан вынести тему о дальнейших шагах по борьбе с распространением и преодолением последствий коронавирусной инфекции на заседание Совета глав правительств СНГ, которое намечено на 29 мая.

Нам, конечно же, еще предстоит оценить весь комплекс последствий пандемии для международной жизни, однако уже сейчас можно сделать вывод: кризис в очередной раз продемонстрировал, что мы все взаимосвязаны и взаимозависимы.

Всё больше трансграничных угроз распространяются по миру независимо от того, какие меры принимаются на национальном уровне. Поэтому для борьбы с этими по-настоящему не знающими границ угрозами, среди которых теперь и такого рода пандемии, необходимо объединять усилия и искать коллективные подходы к выстраиванию международных отношений. В этой связи мы сегодня достаточно подробно говорили о роли, которую играет система ООН, ее специализированные учреждения, включая Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ). Прозвучало предложение о том, чтобы с участием всех стран СНГ и соответствующих структур ВОЗ провести в обозримом будущем встречу для анализа того опыта, который накоплен к данному моменту в борьбе с этой угрозой.

Мы в очередной раз напомнили – и все партнеры с этим согласились – о необходимости наладить коллективную работу и подняться над сиюминутными конъюнктурными разногласиями и над геополитическими играми с «нулевым результатом». Говорили об этом в связи с глобальными угрозами терроризма, наркотрафика и других форм организованной преступности, с угрозой распространения оружия массового уничтожения. Теперь у нас есть еще и пандемия. Кстати говоря,  изменение климата также является трансграничным вызовом. Поэтому необходимость объединяться, а не пытаться использовать такие ситуации, как нынешняя беда, для сведения геополитических счетов, разделяется всеми нашими партнерами по СНГ. Мы продолжим анализировать нынешнюю ситуацию и будем согласовывать выводы, которые нам позволят более эффективно работать над всеми трансграничными угрозами на пространстве СНГ в будущем.

Подвели итоги взаимодействия наших внешнеполитических ведомств за прошлый год. Утвердили План консультаций между министерствами иностранных дел стран СНГ на 2020 г. Наверное, эти консультации начнутся уже в ближайшее время, пока в формате видеоконференций. 

Одобрили ряд документов, направленных на укрепление интеграционных связей в различных сферах: культурно-гуманитарная, образовательная, молодежная, туризм, оборона и безопасность; сотрудничества по линии правоохранительных органов. Они будут вынесены на рассмотрение Совета глав правительств СНГ. Как я уже сказал, он пройдет 29 мая с.г. (также в режиме видеоконференции). Часть этих документов выносится на Совет глав государств СНГ, который запланирован на 16 октября 2020 г. в Ташкенте. Накануне, 15 октября, мы собираемся провести очередное заседание СМИД СНГ.

Вопрос: Вы сказали о коллективных действиях и о важности координации по противодействию коронавирусу между странами СНГ. Со стороны создается впечатление, что там «кто в лес, кто по дрова». Туркменистан вообще не признает случаев коронавируса на своей территории, власти Республики Беларусь отказываются принимать серьезные меры по противодействию инфекции. Мы часто слышим критику в отношении Евросоюза, что он не справляется даже с эффективными совместными действиями. Как Вы оцениваете действия СНГ? Удалось ли договориться о каких-то совместных действиях по разработке вакцины?

С.В.Лавров: О том, что Евросоюз несправедливо критикуют, в основном говорит он сам. В ЕС создана Группа стратегических коммуникаций «Восток». Она активнейшим образом ищет внешних врагов, тех, кто пытается подвергнуть сомнению способность Евросоюза реагировать на такого рода вызовы. Естественно, называют Россию, Китай и ряд других стран.

Не припомню (вы, наверное, тоже) ни одного заявления официальных лиц России о том, что ЕС каким-то образом оказался неадекватен для того, чтобы справляться с пандемией. Мы солидарны с Евросоюзом, как и со всеми другими странами, оказываем помощь странам ЕС, которые в ней заинтересованы. Мы принимаем помощь от зарубежных стран, в том числе и от членов Европейского союза. Как Вы знаете, от США принимаем поддержку и помощь.

Мне бы очень не хотелось, чтобы в нынешней ситуации, когда у всех общая беда и нужно друг другу помогать и друг друга поддерживать, все-таки осуществлялись попытки использовать нынешнюю ситуацию для сведения счетов, для того, чтобы не очень корректными приемами обеспечить себе более выгодные, не вполне по-честному отвоеванные позиции для поствирусной эпохи.

В отношении СНГ я бы не сказал «кто в лес, кто по дрова». Да, есть нюансы, о которых Вы упомянули. Но подчеркну, в СНГ функционирует Координационный совет по проблемам санитарной охраны территорий от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней. Он объединяет страны Содружества, все имеют доступ к обсуждаемой информации. В марте-апреле Совет уже дважды заседал по вопросам конкретно коронавирусной инфекции. На май назначено очередное заседание, созданы специальные рабочие группы.

Отмечу, Совет был создан несколько лет назад, поскольку теме преодоления последствий, предотвращения распространения инфекционных заболеваний мы традиционно уделяем большое внимание. Это было еще в период лихорадки Эбола. В ООН и в ВОЗ Россия всегда была одним из инициаторов заблаговременной проработки проблем, связанных с угрозами инфекционных и, кстати, неинфекционных заболеваний. По инициативе Роспотребнадзора нами были внесены два проекта соглашений, которые, мы надеемся, будут рассматриваться на Совете глав Правительств стран СНГ 29 мая с.г.: Соглашение о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий государств участников СНГ и Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ по предупреждению и реагированию на чрезвычайные ситуации в области здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера.

Мне кажется, это достаточно серьезные шаги. Наши коллеги, работающие в профильных министерствах и ведомствах, могут более подробно рассказать о своих усилиях, но я считаю, что здесь главное не PR, а суть дела.

Вопрос: Могут ли быть открыты границы, прежде всего со странами СНГ?

С.В.Лавров: Это решают не министерства иностранных дел, а санитарные власти.

Сегодня мы подробно говорили о той помощи, которую наши страны оказывают друг другу. Россия предоставила тест-системы и оборудование, необходимое для выявления заболевших, и получила достаточно важные предложения о помощи со стороны наших партнеров, включая поставки гуманитарных товаров, которые могут пригодиться в отдельных районах Российской Федерации. Тесно сотрудничаем в вопросах обеспечения вывоза граждан наших стран на родину. Здесь и мы помогаем нашим друзьям и партнерам, и они помогают россиянам, когда, скажем, белорусские авиалинии вывозят российских граждан. Регулярно российскими авиакомпаниями вывозим граждан России, Белоруссии и Украины.

Буквально вчера решили срочный вопрос по возвращению из Ташкента пятилетнего гражданина Российской Федерации, который оказался в очень непростой ситуации. За шесть часов до вылета (самолет вылетел из Ташкента в 7 утра) мы с Министром иностранных дел Узбекистана А.Х.Камиловым при помощи наших авиационных властей и российского посольства смогли оперативно решить вопрос, чтобы этот российский гражданин, а конкретно житель Тульской области, был доставлен на Родину.

Может быть, необходимо больше рассказывать обо всем этом, но сейчас наши главные усилия сосредоточены на конкретных делах, чтобы меньше наших граждан испытывали дальнейшие неудобства от этой ситуации.

Вопрос: Многое было сказано о нашумевшем посте Белого дома в социальных сетях, где все лавры за победу во Второй мировой войне отдавались США и Великобритании, а о Советском Союзе не было сказано ни слова. Хотелось бы услышать Ваш комментарий по этому поводу. МИД России уже пообещал серьезный разговор с американскими коллегами. В чем он может заключаться? Каких результатов Вы ждете? Есть ли этому предел?

С.В.Лавров: Это прискорбная история, особенно в связи с тем, что всего несколько недель назад (25 апреля) Президент России В.В.Путин и Президент США Д.Трамп выпустили совместное заявление по поводу 75-й годовщины встречи на Эльбе, где были даны принципиальные оценки Победы и того вклада, который она внесла в современное мироустройство. Была подчеркнута необходимость продолжения таких тесных (в идеале союзнических) отношений для борьбы с угрозами, которые сегодня имеют трансграничный характер, не знают никаких национальных рамок.

То, о чем Вы сказали, – серьезные процессы, которые не первый день и не первый год происходят в мировом медийном пространстве. Когда 27 января с.г. в Иерусалиме состоялась торжественная церемония в память жертв Холокоста, все выступавшие (а там вместе с Президентом России В.В.Путиным были Президент Франции Э.Макрон, Президент Израиля Р.Ривлин, Премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху) говорили о решающем вкладе Советского Союза в победу во Второй мировой войне и конкретно в освобождение Освенцима. Собственно день освобождения Освенцима Красной Армией и стал Международным днем памяти жертв Холокоста. Изумление у всех участников (а их было несколько тысяч) этой торжественной церемонии, которая была устроена очень трогательно и возвышенно, вызвал представлявший США Вице-президент М.Пенс. Он ни разу не упомянул о Советском Союзе в своей очень эмоциональной, пафосной речи. Когда он дошел до освобождения Освенцима, то сказал, что 27 января 1945 г. солдаты открыли ворота этого лагеря и пришли в ужас от того, что они увидели. Просто «солдаты». О том, чьи солдаты, какой армии, не было сказано ни слова.

Меня не удивляет, когда звучат такого рода заявления. Не потому что мы подозреваем кого-то из конкретных американских политиков в сознательном затушевывании истории. Это результат обработки общественного сознания, включая и политиков, как выясняется. Они не выработали иммунитета от того, что разносит пропаганда, которая пытается поставить на одну доску нацистов и тех, кто освободил Европу от «коричневой чумы», возложить на Советский Союз равную с гитлеровской Германией ответственность за развязывание Второй мировой войны.

Буду сейчас говорить только о том, что слышно и видно в публичном пространстве. Наши французские партнеры не так давно предложили в рамках Совета Европы разработать новый проект. Они условно назвали его «Обсерватория по преподаванию истории в Европе». При этом было сказано (а этой темы касался и Президент Франции Э.Макрон, и Министр иностранных дел Ж.-И.Ле Дриан), что задачей этого проекта является не выработка единой версии истории, а создание общей европейской памяти или развитие европейского исторического сознания. Если мы будем подходить к этому проекту с позиции Парижа как инициатора данной идеи, то можно вспомнить немало официальных заявлений Министра иностранных дел и Президента Франции, в которых говорилось о том, что нацистская и советская оккупации сначала совпали в каких-то странах Европы, а потом они следовали друг за другом.

В феврале этого года в Кракове состоялась церемония (годовщина освобождения немецкого концлагеря Освенцим), в которой участвовал Президент Франции Э.Макрон. Он перечислял трагические страницы польской истории. Начал с пакта Молотова-Риббентропа. Это отдельная тема. Даже не буду сейчас подтверждать наши оценки подобных подходов. Потом Э.Макрон вспомнил восстание в Варшавском гетто, Варшавское восстание, Освенцим, Майданек, Треблинк. И в этом ряду примеров страданий польского народа вдруг была перечислена трагедия апреля 2010 года – авиакатастрофа под Смоленском. Даже не буду комментировать и проводить какой-то анализ. Это все естественным образом произносится нашими европейскими коллегами. Какой сигнал подаёт руководство великой страны Франции, у которой, будем откровенными, тоже непростая история участия во Второй мировой войне? Какой сигнал подается молодому поколению в Польше, в самой Франции, да и в других странах?

Мы двумя руками за то, чтобы работать над формированием европейского исторического сознания. Но если (как и во многих других случаях, когда наши европейские партнеры выдвигают инициативы о выработке общеевропейских подходов, будь то в сфере кибербезопасности или борьбы с химическим оружием, свободы прессы) имеется в виду, что ЕС будет определять нормы и принципы, а все остальные должны это подхватывать, то так не получится.

У нас интерес в том, чтобы мы вырабатывали по-настоящему общеевропейский подход. В конце концов ОБСЕ закрепила послевоенные границы. Из Франции и из ряда других европейских стран на официальном уровне доносятся заявления о том, что никогда эти европейские столицы не признавали «незаконную оккупацию СССР прибалтийских республик». А как тогда В.Жискар д´Эстен и прочие европейские лидеры подписывали Хельсинский Заключительный акт, в котором устанавливалась безальтернативность послевоенного мироустройства и неприкосновенность послевоенных границ в Европе, признавались незыблемыми политические и территориальные итоги Второй мировой войны?

Мы будем активно сотрудничать с нашими французскими коллегами, со всеми другими партнёрами в том, чтобы предложенный ими очень полезный проект СЕ был по-настоящему объединительным, а не использовался как исторический инструмент для реализации сегодняшних геополитических целей.

Вопрос: А что из себя будет представлять тот самый серьезный разговор  на эту тему с американскими коллегами, о котором заявил МИД?

С.В.Лавров: Примерно то, о чем я сейчас говорю. И примерно то, о чем говорил Президент России В.В.Путин, когда на декабрьском заседании с нашими партнерами по СНГ говорил о необходимости защищать и оберегать историческую правду, историческую память и не допускать того, чтобы молодёжь в странах, переживших Вторую мировую войну, воспитывалась в духе предательства подвига наших отцов и дедов.

Конечно, мы никуда не уйдем от этих тем. Будем вести такой разговор с американцами. У нас, к сожалению, нет с ними структуры, которая занималась бы историческими вопросами, такой, как у нас создана с Германией, Польшей, Литвой.

Сегодня мы говорили на заседании Совета министров иностранных дел государств-участников СНГ о том, что было бы неплохо начать поощрять контакты между историками не только по двусторонней линии (они есть), но и в формате научных институтов всех стран Содружества. Найдем формат с американцами, в рамках которого можно будет поставить эти вопросы и послушать, как они оценивают нынешнюю ситуацию.

То, что мы видим – это очень простые констатации, как для «Си-Эн-Эн». Одна строчка, чтобы ее просто вбивать в сознание. Как сказал М.Пенс в Иерусалиме, «27 апреля солдаты распахнули ворота Освенцима» или как было написано в твите Белого дома «Америка и Великобритания 8 мая победили нацизм». Всё, одна строчка. Там же нет какого-то текста, который позволил бы понять ход мысли. «Так сказано и так должно быть».

Найдем форму с нашими американскими партнерами. У нас предстоит в ближайшем будущем несколько контактов, в том числе по проблемам стратегической стабильности, глобальной безопасности. Будет невредно вспомнить о том, как эти вопросы глобальных проблем, глобальной безопасности решались во время Второй мировой войны.

Вопрос: Хотели спросить по поводу публикаций западных СМИ, которые появились на прошлой неделе о том, что в Венесуэлу якобы прибыли российские военные для участия в операции с беспилотниками и, что они были доставлены туда российским самолетом, который поставил в Венесуэлу партию медикаментов. Насколько эти публикации достоверны? Готовы ли мы оказать Каракасу содействие в расследовании недавнего инцидента с вторжением боевиков из Колумбии и в целом в предотвращении подобных ситуаций с незаконным проникновением на территорию этой страны?

С.В.Лавров: Все наши контакты с Венесуэлой, с ее законным правительством осуществляются на легитимной основе, на основе межправительственных документов и договоренностей, которые ратифицированы венесуэльским и российским парламентами и имеют законную силу. Это касается и нашего военно-технического сотрудничества, и необходимости обслуживать те изделия, которые в рамках ВТС туда поставляются. Это все наши контрактные обязательства. Любые другие договоренности между соответствующими профильными ведомствами России и Венесуэлы также закрепляются в межправительственном формате и также имеют полную легитимную силу.

Мы, конечно же, помогаем Каракасу, в том числе поставляя гуманитарную помощь. Венесуэлу сейчас цинично пытаются задушить санкциями и обвиняют Правительство Президента Н.Мадуро в том, что оно не может прокормить свой народ. Это уже за гранью добра и зла. И мы вместе с другими странами оказываем гуманитарную помощь Венесуэле, в том числе медикаментами. Что касается иных форм взаимодействия, включая заданный Вами вопрос, касающийся расследования вторжения в Венесуэлу наемников с задачей устраивать диверсии, теракты и свергать законного Президента Венесуэлы Н.Мадуро, то наши спецслужбы находятся в контакте. Если на основе соответствующих соглашений поступит запрос об оказании помощи в такого рода делах, то, конечно, он будет рассмотрен.

Вопрос: Уже несколько раз сегодня упомянули Совет Безопасности ООН. Хотели бы спросить в связи с этим, в чем заключается основная проблема при подготовке т.н. видеосаммита «пятерки» постоянных членов Совета Безопасности ООН. Известно ли ориентировочно, когда такой саммит может пройти?

С.В.Лавров: Россия была готова к этому саммиту еще во второй половине апреля. Мне уже приходилось комментировать эту тему. Мы поддержали инициативу Президента Франции Э.Макрона, который выступил за то, чтобы в срочном порядке лидеры «пятерки» обсудили задачи мобилизации усилий мирового сообщества на борьбу с коронавирусом и повышения ее эффективности.

Было оговорено, что это отнюдь не конкурент и не замена инициативы Президента России В.В.Путина, которую он выдвинул в январе этого года о проведении полноценного полномасштабного саммита лидеров пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН по всем вопросам глобальной безопасности и стратегической стабильности. Этот саммит может быть только очным. Сейчас обсуждаются логистические, организационные, сущностные вопросы его повестки дня. Как только мы увидим горизонт прекращения коронавирусных проблем, мы будем уже предметно договариваться с нашими партнерами. А пока, безусловно, срочный характер имеет мобилизация мирового сообщества на более эффективную борьбу с коронавирусом. Мы согласны с Президентом Франции Э.Макроном, что «пятерка», учитывая авторитет ее членов и особенно ту ответственность, которая на нее возложена Уставом ООН в деле борьбы и предотвращения глобальных угроз, конечно же, могла бы с пользой для дела, с пользой для всех государств мира собраться и придать дополнительных импульс уже принятым решениям Генеральной Ассамблеи ООН, «Группы двадцати», Всемирной организации здравоохранения. Мы исходили из того, что все члены «пятерки» к этому готовы при понимании, что перед тем, как эта видеоконференция будет открыта, эксперты согласуют проект итогового заявления пяти мировых лидеров. Россия, еще раз подчеркну, готова к такой встрече хоть завтра. Не у нас возникли проблемы с конкретными сроками, в которые такой контакт может состояться. Мы будем готовы нашим партнерам по «пятерке» оказывать всяческое содействие в достижении консенсуса, если дело упирается в те или иные формулировки проекта итогового документа. Пока нам о таких проблемах никто конкретно не говорил. Но то, что документ должен быть принят – все с этим согласны. Если завтра будут объявлены сроки, я убежден, что Президент России В.В.Путин найдет возможность участвовать в этой видеоконференции. Так что дело не в нас, еще раз хочу Вам об этом сказать.

Дипломатия. Публикации Дипломат.ру

МИД России. Публикации Дипломат.ру

СНГ. Публикации Дипломат.ру

Память. Публикации Дипломат.ру

Медицина. Публикации Дипломат.ру

Подписывайтесь на наш видеоканал Дипломатрутубе

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra