«Мама, я ухожу в рай без оглядки…»

24 сентября, в рамках международного кинофестиваля «Послание к человеку», российской аудитории был представлен фильм «Дугма» норвежского режиссера Пауля Рефсдала .

Сегодня, когда слово «Аль-Каида » стало синонимом мирового зла и угрозы западному жизненному укладу, СМИ каждый день кормят нас картинами из «горячих точек». Они обилуют такими штампами, как «международный терроризм» и «запрещенная террористическая организация», что формирует представление о реальности в сознании аудитории, где мир неизбежно принимает несколько утрированную форму со «своими» и «чужими». Поэтому сюжет «Дугмы» кажется особо актуальным.

Это документальная лента о боевиках-смертниках «Джебхат ан-Нусры», которые ждут своей очереди, чтобы нажать на кнопку (араб. «dugma») и подорвать себя в грузовике со взрывчаткой. Таким образом, они обеспечивают потери среди врагов, а себе – почетное место в раю. Однако масштабный репортаж Пауля Рефсдала не об «угнетателях мирного населения», «нарушителей прав человечества» и отрицателей «демократических ценностей». «Дугма» о людях, преданных некой идее, искренне верующих, что защищают ее – ценой своей жизни. О войне глазами этих «чужих», создавших целый механизм принесения себя в жертву.

«Дугма» – прямая, беспристрастная по своей заявке работа, которая ломает наши стереотипы. «Злодеи» джихадисты предстают здесь вполне обычными мужчинами, которые с гордостью показывают фото своих детей, едят гамбургеры с колой и рассказывают о недавней женитьбе. Их четверо, и все они улыбаются, но за маской отважного «искателя мученичества» то и дело проглядывает отец, муж и человек, в генах которого заложена лишь одна великая цель – жить. Так что вместо зуда в нашем сознании, вызванного непринятием непонятного и чужого, герои находят у нас скорее сочувствие, нежели агрессию. Интересно, что среди героев арабов есть и представитель Запада – британец. Новообращенный рыжебородый джихадист, рассказывающий о том, как чувствовал себя не таким как все в Англии и о любви к Аллаху. Всего за несколько минут сюжета, мы видим, как меняется его настрой, какой путь проходит его сомневающееся «я». Но обезоруживает не он, а темнокожий, полноватый араб с очаровательной улыбкой и хорошим чувством юмора. Его голос, поющий «Мама, я ухожу в рай без оглядки…», кажется самым красивым гимном смерти во имя загробной жизни. Такие вещи ставят в тупик, так как объяснение их не укладывается в штампы из нескольких слов.

О многом говорят даже не интервью, а сами кадры, причем очень символичные. Например, виды сирийских пейзажей в синей дымке, на фоне которых силуэты вооруженных боевиков. Или кадры взрывающихся БТР, мелькающих оранжевой вспышкой в сером небе. И все это под естественные звуки редкого пулеметного ряда и взрывающихся где-то вдалеке бомб.

«Дугма» еще одна достойная картина Пауля Рефсдала, показывающая нам темную сторону войны против терроризма. И еще один вклад в профессиональную копилку репортера, вот уже более тридцати лет снимающего вооруженные конфликты в разных частях света. Фильм, безусловно, стоит посмотреть.

where to buy viagra buy generic 100mg viagra online
buy amoxicillin online can you buy amoxicillin over the counter
buy ivermectin online buy ivermectin for humans
viagra before and after photos how long does viagra last
buy viagra online where can i buy viagra